Ранее, в субботу, во время утреннего телеобращения Каддафи, ВВС НАТО нанесли удар по району в непосредственной близости от здания ливийского телевидения в Триполи. При этом представители НАТО неоднократно заявляли, что физическое устранение Каддафи не является целью военной операции альянса в Ливии, отмечает издание.
В частности, о том, что НАТО не преследует цель уничтожения конкретных личностей в Ливии, заявил командующий военной операцией «Объединенный защитник» генерал-лейтенант Шарль Бушар. «Все цели НАТО являются военными по своей природе и четко связаны с систематическими атаками режима Каддафи против ливийского населения и населенных районов. Конкретные личности не являются нашими целями», - говорится в заявлении Бушара, поступившем в воскресенье в РИА «Новости».
По его словам авиаудар был направлен на уничтожение командно-контрольной инфраструктуры сил Каддафи, указал военачальник. По словам генерала, он в курсе сообщений о том, что в результате авианалета погибли несколько членов семьи Каддафи. «Мы сожалеем о гибели всех людей, особенно мирных граждан, страдающих в результате продолжающегося конфликта», - заявил Бушар.
Вторит генералу и британский премьер Дэвид Кэмерон, сообщает ИТАР-ТАСС. Какие-либо «конкретные лица не являются целями воздушных ударов НАТО на территории Ливии», заявил он в телеинтервью британской вещательной корпорации «Би-би-си».
При этом Кэмерон отказался комментировать «неподтвержденное сообщение» о гибели одного из сыновей Муамара Каддафи и трех внуков ливийского лидера в результате совершенного в ночь на воскресенье налета натовской авиации на Триполи. «Политика НАТО и стран альянса в отношении выбора целей на территории Ливии совершенно ясна, – сказал британский премьер. – Она соответствует Резолюции ООН 1973 и призвана предотвратить гибель гражданских людей».
Между тем, влиятельный американский сенатор-республиканец Джон Маккейн считает, что если бы ливийский лидер Муамар Каддафи был убит в ходе бомбардировок НАТО, это было бы «прекрасно». Такую точку зрения он высказал в интервью телеканалу Си-би-эс, сообщают «Вести». «Нам следует уничтожить его командные пункты, и если бы в результате этого удалось убить или ранить его самого, было бы прекрасно», - сказал бывший соперник Барака Обамы в президентской гонке.
По словам Маккейна, у США должна быть «стратегия, чтобы помочь повстанцам добиться успеха и свергнуть Каддафи и всех, кто с ним связан». Отвечая на вопрос о том, следует ли США более активно участвовать в военной операции в Ливии, сенатор, возглавляющий республиканскую фракцию в комитете по делам вооруженных сил, сказал, что «мы должны вернуться в бой». По его словам, «было бы очень плохо получить в результате ситуацию, при которой может быть открыта дверь для "Аль-Каиды"».
Российские политики также комментируют сообщения о гибели ближайших родственников Каддафи. Воздушная атака, которую в ночь на воскресенье предприняли ВВС сил коалиции, была направлена на физическое устранение ливийского лидера Муамара Каддафи, а операция в этой стране уходит в сторону неправового разрешения конфликта, заявил в интервью РИА «Новости» глава международного комитета Государственной Думы Константин Косачев.
Как заявил парламентарий, то, что вначале представлялось как простая двухмерная ситуация – противостояние правящего режима и народа – на самом деле таковым не является. «В Ливии идет гражданская война, и при вмешательстве третьей, внешней, стороны ситуация заходит в тупик», - отметил Косачев. По его мнению, ночная бомбежка резиденции Каддафи – это попытка сил коалиции выйти из создавшегося тупика.
Политик подчеркнул, что в ходе воздушного налета погибли мирные граждане. Он отметил, что подобные трагедии неизбежны, когда заявленные цели, «пусть даже самые благородные», начинают достигаться самыми внеправовыми мерами. Глава думского комитета полагает, что лидерам коалиции предстоят тяжелые объяснения с мировым сообществом по поводу этого происшествия. В то же время он уверен, что руководители коалиционных сил постараются сделать вид, что ничего страшного не произошло, «хотя операция все дальше уходит в сторону неправового разрешения конфликта».
Российский МИД также выступил с заявлением в связи со случившемся. «В последние дни возросла интенсивность ракетно-бомбовых ударов сил коалиции по объектам в Триполи, а также ряду других городов на западе Ливии, - отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства. – По поступившей информации, в ночь с 30 апреля на 1 мая, в частности, атакам с воздуха подверглись и получили повреждения административное здание, Управление по гуманитарным вопросам и библиотека Парламента Ливии, офис юрисконсульта, зал для вручения верительных грамот, Центр по охране детства, работе с детьми-инвалидами из малообеспеченных семей, а также помещения, занимаемые рядом ливийских НПО. В результате этих ударов, как сообщается, имеются убитые, в т.ч. трое внуков и младший сын М.Каддафи Сейф аль-Араб, ряд других ливийских граждан, много пострадавших».
«В Москве с растущей озабоченностью воспринимаются сообщения о жертвах среди гражданского населения. Вызывают серьезные сомнения заявления участников коалиции о том, что удары по Ливии не имеют целью физическое уничтожение М.Каддафи и членов его семьи. Как мы и предупреждали, непропорциональное применение силы, тем более с превышением мандата резолюции 1973 Совета Безопасности ООН, никоим образом не предусматривающего смену руководства Ливийской джамахирии, приводит к пагубным последствиям и гибели невинных людей. Вновь призываем к строгому выполнению положений принятых по ливийскому конфликту решений международного сообщества, незамедлительному прекращению огня и началу политического урегулирования без каких-либо предварительных условий», - говорится в резолюции МИД РФ.
Как отмечают блоггеры, нанесение ударов по резиденции Каддафи произошло сразу же вслед за речью ливийского лидера, прозвучавшей в прямом эфире местного телевидения. Ее перевод с арабского публикуется в одном из блогов.
«Сегодняшний день и радостен для меня, и печален, – сказал Каддафи, обращаясь к согражданам. – В этот день много лет назад, в битве у Аль-Гадабийа пал смертью героя мой дед. Пал вместе с сотнями других ливийцев. Ныне, почти век спустя, Италия вновь возвращается, неся зло на нашу землю. Мне грустно, что сегодня приходится вспоминать об этом. Я мечтал об этом забыть. Я хочу спросить Берлускони: Сильвио, где наша дружба, о которой ты так много говорил? Где итальянский парламент, который тоже много говорил о дружбе? Где вы все? Италия сделала очень больно ливийцам, ливийцы очень обижены на Италию, и нет у меня права "вето", чтобы запретить им испытывать боль и обиду. Итальянцы нам говорили: мы хотим и будем дружить. Они лгали. Вчера Италия бомбила Сирт».
«Те, кто называл себя моими друзьями, – лидеры Китая, России, Нигерии, Южной Африки, Португалии – я спрашиваю вас: о чем шла речь в Резолюция ООН 1973? Там позволено установить бесполетную зону или дано "добро" уничтожать ливийцев? Ливию терзают без остановки. Нам перекрыли доступ к нефти, взрывают порты, бомбят дома, закрывают снабжение населения продовольствием, бомбят залы, где идут переговоры с представителями других стран. И все это называется "бесполетная зона". Я раньше думал, что "бесполетная зона", – это когда не летают самолеты обеих сторон, а оказывается, это когда не летают только ливийские самолеты, а ваши летают, бомбят, что хотят и где хотят. Устав и решения Организации Объединенных Наций: что это и для чего? Зачем принята Резолюция, - чтобы остановить самолеты или чтобы уморить ливийцев голодом? Где, в какой резолюции сказано: "можно убивать"? Где сказано: "можно отрезать связь и водопровод"? Где?» - задается вопросами ливийский лидер.
«Я не из тех, кто любит просить, обычно просят меня, и я не отказываю. Но сейчас я прошу весь мир: пожалуйста, нам нужно сесть и поговорить, публично и начистоту, чтобы мир услышал и наш голос. Я прошу, я прошу лично вас, Владимир Путин, стать посредником. Вы можете, я в это верю. Мы счастливы, что прозвучали Ваши слова о том, что бомбежки необходимо прекратить, но ведь всем известно: "Аль-Каида" презирает международные законы. Я призываю Вас: посмотрите, кто ведет огонь, когда я объявляю перемирие. Невозможен мир, когда прекращает огонь только одна сторона. Ливийцы никогда не воевали между собой. То, что сейчас происходит, это война против Ливии, а не гражданская война. Я прошу мировое сообщество: приходите, приезжайте, сделайте все, чтобы прекратить бомбардировки гражданских объектов. Никому тут не нужна война. Ливийцы – мои дети, ливийцы не воюют со мной, а я не воюю с ними. Посмотрите: мы помогаем людям, которые потеряли все, что зарабатывали тяжелым трудом. Я прошу лидеров Африканского Союза побывать в Адждабии и посмотреть, кто там воюет против нас. Почему пришельцы из Афганистана, Туниса, Египта и других стран выдают себя за людей Адждабии? Спасите этот город от тех, кто его захватил!» - призывает Каддафи.
«А теперь слушайте вы, люди из НАТО! – продолжает глава Джамахирии, – Вы бомбите стену, не пропускавшую поток африканской миграции в Европу, стену, останавливавшую террористов "Аль-Каиды". Этой стеной была Ливия. Вы разрушаете ее. Вы – идиоты. За тысячи мигрантов из Африки, за поддержку "Аль-Каиды" гореть вам в аду. И так оно будет. Я никогда не лгу. Не лгу и сейчас».
По словам Каддафи есть четыре пункта, которые Западу следует учесть:
«Первое: внутренняя жизнь Ливии, ее устройство. Решать эти вопросы может и будет только ливийский народ. Только он. Запомните: не вы и даже не я. Только сами ливийцы могут, если захотят, изменить свою систему самоуправления.
Второе: я, Муамар Каддафи. Уйти мне или нет, – решать не вам. Вы никто. Власть над Ливией уже 40 лет находится в руках ливийцев. Мои бабушка и дедушка, мои родители были убиты на ливийской земле, и они никогда не покидали Родину. Вы смешны со своими требованиями. Вы смешны. Я не президент Ливии, но если бы это было возможно, народ выбрал бы меня. Да, мои люди любят меня. И вам известно, за что. За то, что я не люблю вас.
Третье: нефть. Даже не мечтайте. Даже не смейте мечтать, что вы отнимете у наших детей право иметь то, что они имели последние 40 лет. Я не обещаю вам, что мы будем сидеть и смотреть, как грабят наших детей. Но, разумеется, мы можем поговорить, чтобы ваш бизнес в Ливии был успешнее, чем раньше. Ведь вам нужно именно это?
Четвертое: Ливия. Белого флага не будет. Никогда. Если вы придете на нашу землю, все ливийцы возьмут оружие и будут бороться! Жизнь без свободы – ничто. Мы защитим свою свободу, или умрем!»