Монумент с тремя неизвестными

Или чего не договаривают сторонники возведения "памятника павшим защитникам Казани в 1552 году"

0
463
Время на чтение 6 минут
Электронные средства массовой информации раздувают очередную «сенсацию»: у одной из стен Казанского Кремля до конца этого года будет установлен и торжественно открыт «памятник защитникам Казани, оборонявшим столицу Казанского ханства от войск русского царя Ивана Грозного в 1552 году». На нескольких сайтах на сей счёт уже завязалась горячая полемика, которая, мягко говоря, не способствует укреплению взаимопонимания между русскими и татарами.

Макет памятника павшим защитникам Казани (август 2008 г.? фото с сайта «Независимой газеты»)Информационным поводом для этой «сенсации» послужило заявление советника по архитектуре и градостроительству мэра Казани Татьяны Прокофьевой, прокомментировавшей «примерку» макета памятника к околокремлёвскому ландшафту. «Никаких препятствий для установки памятника сейчас нет, - приводит её слова сайт «116.ru». - Его появление у стен Кремля можно ожидать уже в этом году, но это будет зависеть от архитекторов. Возможно, что какое-то время займёт изготовление элементов памятника». Сообщается также, что памятник, автором которого является архитектор Нияз Хазиахметов, будет представлять собой пирамиду, увенчанную каменным шаром (ядром). «По замыслу скульптора, - говорится на том же сайте, - идея такова, что города могут разрушаться, исчезать с лица земли, но в памяти народной события, подобные обороне Казани в 1552 году, должны оставаться. Эта мысль будет написана на скульптуре на английском, русском и татарском языках. На самом же каменном ядре, на верхушке пирамиды, арабскими буквами выгравируют татарскую народную пословицу «Камень не вечен, нетленна память».

Масс-медиа уже во всю надседаются: «В Казани установят памятник защитникам города от русских», «Памятнику защитникам Казани - быть», «В Казани увековечат тех, кто защищал город от войск Ивана Грозного», «Защитников Казани помянут по-английски»... Между тем, «сенсация» эта давно уже не первой свежести. Нашли, право, чем удивить. «Примерки» и заявления о грядущем открытии этого памятника случались в Казани уже не раз. Но всякий раз в этот вялотекущий процесс вмешивалась политическая нецелесообразность, с которой сейчас, по-видимому, окончательно покончено. Или, может быть, наоборот: появилась какая-то «таинственная» целесообразность, которая заставляет местные власти «вбрасывать» эту чреватую деструктивными межнациональными дискуссиями тему в информационное пространство именно сейчас - в разгар «кавказских событий»? Как предположила одна из «форумчанок» на сайте «Грани.Ру», «татары только ждут подходящего момента и мониторят ситуацию установкой памятника». Надеюсь, она не права. Но, тем не менее, первое «неизвестное» в этой истории, связанное с выбором времени для возобновления спекуляций вокруг истории русско-татарских отношений, заметно напрягает.

То, что падение Казани в октябре 1552 года было для татар национальной трагедией, вряд ли сегодня возьмётся опровергать хотя бы один здравомыслящий человек. В то же время, очевидно, что одной из основных причин этой трагедии стала безрассудная и самоубийственная политика тогдашних правителей и «политической элиты» Казанского ханства, являвшейся активным сателлитом «сиятельной Порты» и активно торговавшей русскими полонянками. Впрочем, об этом в нынешнем Татарстане говорить не принято, в силу чего казанский поход Ивана IV Васильевича Грозного 1552 года трактуется исключительно как колониальная агрессия Российского государства в отношении независимого Казанского ханства. Так или иначе, но в любом случае отказывать татарам в поминании защитников Казани с человеческой точки зрения права никто не имеет.

Проблема здесь заключается в другом, а именно в том, что поминание это для определённой части татарского общества носит отнюдь не религиозный, а вполне откровенный политический характер с явной антироссийской, антирусской и антиправославной окраской. Речь идёт о радикальных татарских националистах, которые за прошедшие два десятилетия буквально «достали» всех, в том числе и президента Минтимера Шаймиева, своими гневными требованиями открыть памятник. Однако, если в эпоху «суверенитета» глава республики относился к данной затее с очевидной симпатией, то ко времени празднования тысячелетия Казани, щедро спонсированного Москвой, он к ней заметно охладел. Поэтому и принятое Кабинетом министров Татарстана в 1999 году, «с учётом многочисленных обращений граждан и представителей общественности», постановление «О сооружении памятника павшим защитникам Казани в 1552 году», которое предусматривало его установку в 2002 году, так и осталось не исполненным. Прошли несколько конкурсов и «примерка» макета зимой того же 2002 года, но сам памятник всё же не появился.

Мечеть Кул Шариф (Казань)Мало того, Минтимер Шаймиев нашёл разумную альтернативу «памятнику раздора». Ей стала отстроенная в Кремле грандиозная (самая большая в Европе) мечеть, названная в честь одного из вдохновителей и руководителей обороны города в октябре 1552 года сеида Кул Шарифа. Сам Минтимер Шаймиев, а также представители казанского мусульманского духовенства, не раз принародно заявляли, что мечеть Кул Шариф и является лучшим памятником защитникам Казани. Так что религиозный памятник им в столице Татарстана существует и действует уже более трёх лет.

Вот только такая альтернатива категорически не устраивает татарских национал-радикалов, заложивших здоровый валун на площади Тысячелетия перед Кремлём и настаивающих на том, чтобы памятник был воздвигнут именно на этом месте. Причина этого более чем очевидна. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что площадка у памятника станет местом проведения антироссийских акций. Видимо, поэтому татарских национал-радикалов и не устраивает в качестве памятника мечеть Кул Шариф. Ведь мечеть - это такое место, где с плакатами «Россия, империя зла! Прекрати дискриминацию татарского народа!» особенно не побегаешь и слюной не побрызжешь. Сами верующие могут не понять такую неприемлемую для благочестивого мусульманина националистическую прыть.

Сейчас татарские националисты кучкуются у бюста Льва Гумилёва, оперативно «сваянного» и воздвигнутого к местному «миллениуму» взамен отвергнутого «национальной общественностью» памятника Императору Петру I - подарку Санкт-Петербурга. Но это не совсем то, чего бы им хотелось. Бюст Льва Гумилёва, являющегося по местной версии главным «защитником татар», уже прозвали в народе «памятником товарищу Огурцову» за его поразительное внешнее сходство с высмеянным в кинофильме «Карнавальная ночь» советским бюрократом от культуры. Нужного «драйва» и националистического куража здесь явно не добьёшься. Тем более, что татарские националисты и так собирают в последние годы на свои тусовки не больше десятка - полтора ополоумевших старичков и слабых на голову прыщавых юнцов. Другое дело, поливать Россию грязью в самом сердце Казани - у Кремля, на виду у многочисленных интуристов...

Главным «толкачом» при шаймиевском дворе идеи сооружения отдельного (по сути дела - второго) памятника защитникам Казани являлся директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаиль Хакимов, слетевший не так давно с поста президентского советника по политическим вопросам. Теперь он заявляет, что решение сделать памятником мечеть Кул Шариф было лишь отвергнутой «задумкой». «Установить памятник воинам-защитникам Казани, - цитирует его слова сайт «116.ru», - требование общественности, причём было это уже очень давно. Объяснялось это тем, что воинам Ивана Грозного есть памятник, а защитникам Казани нет, и баланс при этом не соблюдается». Вот вам и второе «неизвестное»: почему всё-таки понадобилось возводить ещё один памятник, если сам Минтимер Шаймиев говорил о том, что он уже существует?

Храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя (июль 2008 года)Третье «неизвестное» для непосвящённой российской публики, но очень даже известное для казанцев, это памятник «воинам Ивана Грозного», к которому постоянно апеллируют сторонники возведения монумента защитникам Казани. Речь идёт о ныне действующем (по большей части формально) православном храме-памятнике в честь Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке, известном также в качестве храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Он был воздвигнут над братской могилой павших воинов сначала в виде часовни, а затем - в первой четверти девятнадцатого века - в форме каменного храма, и является памятником архитектуры республиканского значения. К началу нынешнего века храм-памятник пришёл в запустение, и местная русская общественность неоднократно обращалась к властям с просьбами помочь в его восстановлении. Наконец, после личного вмешательства Минтимера Шаймиева дело сдвинулось с мёртвой точки, но говорить о том, что оно близко к завершению пока не приходится.

Совсем недавно, по просьбе одной общественной организации, обеспокоенной состоянием памятника, я, как музейный работник, достаточно давно знакомый с историей вопроса, обследовала храм и пришла к неутешительным выводам. Никак не перестану удивляться действиями местных чиновников от культуры: как они умудряются так «умело» проводить реставрационно-ремонтные работы, что общее состояние объекта только ухудшается? «Намыли» песка, построили небольшой мостик, но довели до полного развала ограду вокруг памятника, заменили прогнившую крышу, но «забыли» про кирпичную кладку под ней, которая буквально рассыпается на глазах. В минкультовских отчётах-то, наверняка, выглядит всё прекрасно, а на деле - тихий ужас.

Если такой «ремонт» продлится и дальше, то скоро сторонникам соблюдения «баланса» просто не на что будет ссылаться. А может быть, этого и добиваются «реставраторы», следуя совету одного из бывших «фюреров» «Всетатарского общественного центра» Заки Зайнуллина, требовавшего снести ненавистный храм и водрузить на его месте могильный крест? Поэтому очень хотелось бы, чтобы, «восстанавливая баланс», местные власти оставляли в своих действиях поменьше «неизвестных» и больше думали о возможных последствиях столь громких заявлений.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Полина Варламова
Мастера фальсификаций
Кто на самом деле политизирует «кряшенский вопрос» в Татарстане
27.01.2015
Дьявольский бренд
Между беснованиями в Храме Христа Спасителя, «крестоповалом» и убийством женщин в Казани существует прямая связь
03.09.2012
«Звездой» по Поволжью
Редактор казанской газеты разглядел в учителях и матерях с детьми «черносотенную» угрозу татарскому народу
26.04.2011
«Иногда они возвращаются...»
Со страниц казанской газеты «Звезда Поволжья» ведётся проповедь сектантского учения «Виссариона»
17.05.2010
Гламурное кощунство
Андрей Малахов оскорбляет чувства верующих
30.03.2009
Все статьи Полина Варламова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12