С.Милошевич руководил республикой с тяжелейшее время распада Югославии и гражданской войны на ее территории. В 1997 г. он был избран президентом Союзной Республики Югославия в составе Сербии и Черногории. Проявляя твердость в борьбе с албанским сепаратизмом в автономном крае Косово, С.Милошевич в 1999 г. был обвинён НАТО в военных преступлениях, нарушении Женевской конвенции и геноциде, а Сербия была подвергнута бомбардировке авиацией НАТО.
На президентских выборах в 2000 г. победил его соперник умеренный либерал Воислав Коштуница, однако он не набрал абсолютного большинства голосов. Милошевич потребовал проведения в соответствии с законом второго тура голосования, но в ходе «бархатной революции», организованной при поддержке США 5 октября 2000 года был свергнут. 1 апреля 2001 г. Милошевич, несмотря на гарантии, был арестован и выдан в Гаагу, согласно ордеру на арест, изданному Международным трибуналом по бывшей Югославии. Ему вменялись в вину преступления против человечности, включая убийства, преследования на основе религиозных и этнических мотивов, незаконные депортации и нарушения законов и обычаев войны. Судебное разбирательство над Милошевичем в Гаагском трибунале было беспрецедентным по длительности. Милошевич не признавал легитимность гаагского судилища и отказался от адвокатов, заявив, что будет защищаться самостоятельно. Трибунал так и не смог представить убедительных свидетельств вины Милошевича. Процесс по делу не был закончен, так как Слободан Милошевич умер в тюрьме в Гааге 11 марта 2006 г. от инфаркта миокарда. 18 марта 2006 г. бывший президент Югославии был похоронен в его родном городе Пожареваце. 500 тысяч жителей столицы пришли на прощальную панихиду. 50 тысяч человек участвовало в его похоронах в Пожареваце.
Достаточна ли историческая дистанция, чтобы всесторонне в полной мере оценить роль Слободана Милошевича в истории сербского народа? Тем не менее, я уверен, что роль его высокая и именно такую позитивную оценку даст история. После свержения Милошевича на него валили причины всех бед, которые потрясают страну, но народ сохранил уважение к нему, а ныне положительные оценки исходят даже от тех людей, которые не только не были его сторонниками, а были и его политическими противниками. На фоне современной политической и общественной жизни в Сербии он смотрится поистине исполинской фигурой.
Слободан Милошевич боролся за целостность нашего государства, защищал его от сепаратизма и терроризма. Это был его долг как гражданина и главы государства. Но против него ополчилась такая мощная сила как НАТО. Прекращение огня последовало принятием документа, который был предложен югославскому руководству Евросоюзом и Россией. Документ этот был не очень благоприятным для Сербии и, если бы его не предлагала Россия, он не был бы принят нашим руководством. Он лег в основу резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. В конечном счете, это было приемлемо для сербского руководства и народа. В ней фигурировала не НАТО, а ООН, в резолюции были пункты о независимости, территориальной целостности нашей страны. Но эта резолюция не проводилась в дело, хотя она и не отменена до сих пор. Американцы и НАТО, фактически подменяя ООН, в Косове, содействовали албанским сепаратистам, в крае были установлены новые порядки, узурпирована государственная собственность, а также частная собственность сербов, введены новые паспорта, иная валюта (немецкая марка) и, что самое страшное, из края прогнаны более 200 тысяч сербов, всего край покинуло 350 тысяч неалбанцев. Как финал – отторжение Косово от Сербии и провозглашение независимости этого сербского края в начале 2008 года.
Международное право, созданное в результате Второй Мировой войны, было попрано в Косово. Роль ООН существенно деградировала. НАТО вышло за пределы своей ответственности, вмешалось в Афганистан, потом США и некоторые их союзники напали на Ирак… Налицо политика мирового господства США. НАТО превратилось в глобальную силу вмешательства. Нынешние санкции против Муаммара Каддафи и откровенная поддержка и содействие «повстанцам» в Ливии - это продолжение той же политики господства и контроля над мировыми процессами и ресурсами США и их союзников. На наших глазах происходит демонизация Каддафи, введение санкций против его «режима» и т.д. Какие узнаваемые шаги… Это своего рода предисловие к применению более жестких политических и военных технологий. Идет фактическое отторжение Бенгази от Ливии, его дипломатическое признание, идет передел суверенной страны. Окаянная арабская нефть…
Сегодня печальная годовщина убийства Слободана Милошевича в гаагской натовской тюрьме. Он умер непобежденным, умер моральным победителем. К сожалению, вряд ли сегодня можно добиться суда над настоящими преступниками, умертвившими Слободана Милошевича. Преступный гаагский трибунал – только часть целой системы криминализации, изоляции и уничтожение противников этой политики господства, политики защиты национальной независимости. Ей принадлежат также трибуналы для Руанды, Ливана, абу грейбы, гуантанами и пр. Гаагский трибунал ничего не может и не хочет сделать, чтобы судить агрессоров, обрушивших бомбы на жилые дома, детские сады, больницы и церкви Сербии. Он послушно служит своим хозяевам – американцам и НАТО. Он является орудием давления и шантажа даже нынешнего Белграда в котором у власти друзья западных держав. Одно из условий вступления Сербии в Евросоюз – это выдача в Гаагу сербского патриота, генерала Младича.
Борислав Милошевич, бывший посол Югославии в России, специально для «Русской народной линии»