В письме, направленном в адрес адвоката Мурада Мусаева, который намерен представлять обвинение в лице руководителя аппарата УПЧ в ЧР в судебном разбирательстве против авторов «Истории России», А.Барсенков и А.Вдовин пишут: «Нами направлены письма в адрес библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова и в издательство "Аспект Пресс" с просьбой приостановить распространение данного учебного пособия до исправления допущенных неточностей. Сожалеем о том, что приведенные нами непроверенные сведения оскорбили чувства Ваших доверителей и стали причиной инициированного Вами разбирательства. Мы готовы к урегулированию настоящей проблемы миром, просим Вас воздержаться от обращения в следственные и судебные органы».
Письмо с аналогичной просьбой направил адвокату М.Мусаеву и декан исторического факультета МГУ, член-корреспондент РАН, профессор С.Карпов. По его словам, «исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова не разделяет позиции авторов пособия». Карпов также заверил в письме, что данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании Ученого Совета исторического факультета МГУ. «В настоящее время пособие изъято из учебного процесса на факультете. Кафедре Отечественной истории XX века дано поручение детально рассмотреть содержание данного учебного пособия и дать ему оценку», - сообщает Карпов.
В ответ в аппарате Уполномоченного по правам человека в ЧР заявляют, что готовы пойти навстречу авторам этих писем и отказаться от обращения в суд при трех условиях: авторы признают свою вину, публично извинятся перед чеченским народом «за нанесенное ему оскорбление» и предпримут меры по полному изъятию учебного пособия из обращения.
Между тем, в защиту профессоров-историков выступил член Общественной палаты РФ, журналист Максим Шевченко, сообщает сайт Фонда имени Питирима Сорокина. «Я противник писем в прокуратуру и различных форм судебного преследования за интеллектуальные изыскания, даже за те, с которыми я не согласен. Я противник списка запрещенных книг, который с каждым днем множится на сайте Минюста. Если они будут выискивать в общем интеллектуальном багаже человечеств вещи, которые им будут казаться ксенофобскими, то запрещена может быть вся русская классика. (...) Поназапрещать можно чего угодно. Но я не хотел бы жить в стране, где интеллектуальные дискуссии будут разрешаться с помощью прокуратуры», - отметил он.
«Интеллектуальные дискуссии в университете - это внутриуниверситетское дело, - убежден член Общественной палаты. - В данной ситуации привлечение прокуратуры неуместно, равно как неуместны и другие формы внешнего воздействия. Всякое покушение на университетскую интеллектуальную свободу кажется мне постыдным и несовместимым с такими понятиями как модернизация, демократия и инновации».
Заметив, что от учебника он «не в восторге», М.Шевченко тем не менее заявил: «В книге как учебном пособии я ничего плохого не вижу. Студенты МГУ вправе и даже должны знакомиться с широким спектром интеллектуального знания, представленного в современной России. В связи с этим я не понял от чего сыр-бор. Когда я увидел, что книга вышла тиражом 2000 экземпляров, а не 200 000, например, я удивился. Устраивать массивные слушания из-за тиража 2000 экземпляров - странно. Я подумал, не скрывается ли за всем этим некая атака на МГУ и на истфак в частности».
Комментируя итог этой истории порталу «Православие и мир», заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ и ответственный редактор журнала консервативной мысли «Русское время» Михаил Тюренков отметил, что он видит «глубокую человеческую трагедию» в том, что профессора Вдовин и Барсенков «сдали свои позиции без боя».
«Один из участников закрытой интернет-дискуссии (...) точно подметил, что авторы пособия, уже немолодые профессора, по очевидным причинам не были закалены в "блогерских битвах", а потому не смогли достойно ответить на обвинения в свой адрес», - пишет М.Тюренков. «Действительно, - рассуждает он, - будучи знакомыми лишь с жанром академической дискуссии, профессора Московского университета оказались неготовыми к массивному потоку грязи, состоящей изо лжи откровенной, полулжи и полуправды, а потому та травля, которая была направлена в их адрес за последние недели, просто-напросто их сломала. Именно этим я могу объяснить тот факт, что сегодня авторы учебного пособия, по сути, начали оправдываться, уговаривая своих "оппонентов" "не доводить дело до суда"».
Вместе с тем, М.Тюренков выдвигает целый ряд важных вопросов в отношении «дела историков»: «Почему травля началась именно сегодня? Ведь это уже третье издание учебного пособия, и в предыдущих двух значительная часть "сомнительных фрагментов" уже содержится! Почему никто не предъявил претензий к УМО по классическому университетскому образованию, рекомендовавшему ныне публично осужденную книгу "в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 История"? (...) Почему никто не задал вопросы рецензировавшей учебное пособие кафедре новейшей отечественной истории исторического факультета МПГУ?»
«И здесь у меня заранее возникает вполне определенный ответ: а ведь проблема-то не в самом учебном пособии! Проблема в том, что его авторы представляют классическую университетскую корпорацию, а потому лично для меня совершенно очевидно, что борьба ведется не с профессорами Вдовиным и Барсенковым, а непосредственно с МГУ имени М.В.Ломоносова, а, точнее, тем независимым курсом в гуманитарных (и не только) науках, который он представляет и чьим авангардом является. И хотя декан исторического факультета Московского университета профессор Карпов уже распространил письменное заверение в том, что книга изъята, а он сам придерживается той же точки зрения, что и организаторы слушаний ОП РФ, это уже ничего не изменит. Сегодня в исторических фальсификация и ксенофобии обвиняются авторы "Истории России", завтра возникнет подобная коллизия на юридическом факультете, послезавтра - на экономическом, а еще спустя короткое время и каких-нибудь профессоров "мехмата" обвинят в противодействии "прогрессивной науке". И наверняка найдутся "товарищи" с родных и, особенно, других факультетов, которые в знак солидарности с "прогрессивной общественностью" будут клеймить и осуждать коллег-ксенофобов», - пишет М.Тюренков.
«Так что, сегодня - МГУ, завтра, к примеру, ЮФУ, а послезавтра и другие провинциальные классические университеты. К чему приведет эта борьба, если мы продолжим оправдываться, считая, что "пришли не за нами", лично для меня очевидно. Пройдет не так много лет, и высшее образование станет уделом предельно закрытой элитарной касты, эффективность же этого образования будет определяться исключительно экономической целесообразностью и согласованностью российских учебных программ с их "блистательными" западными аналогами. Избежать же последнего, сохранив лучшие традиции отечественного высшего образования, можно только в том случае, если университеты сохранят подлинную автономию, в том числе и от т.н. "прогрессивного гражданского общества"», - заключает Михаил Тюренков.