Сегодня, 10 ноября, в Кишиневе состоялось заседание церковного суда Молдавской митрополии Русской Православной Церкви, на котором разбиралось дело по так называемому «кишиневскому инциденту». Напомним, что поводом к проведению судебного заседания стал скандал, который протодиакон Андрей Кураев устроил 12 октября в Теологическом институте Кишинева во время своей поездки в Молдавию. В ходе перепалки отец Андрея объявил Общество блаженной Матроны Московской «законченной и сформировавшейся сектой» и обозвал настоятеля храма преподобной Параскевы Сербской и духовника Общества блаженной Матроны Московской митрофорного протоиерея Анатолия Чибрика «товарищем в рясе», «фюрером» и «подонком». В заседании суда приняли участие представители обеих сторон - протодиакон Андрей Кураев и митрофорный протоиерей Анатолий Чибрик.
По окончании судебного заседания мы попросили протоиерея Анатолия Чибрика прокомментировать его итоги:
«Церковный суд заседал в течение двух часов, но пока не вынес никакого решения и, думаю, вынесет его еще не скоро. Никому ведь не нужен еще больший скандал, чем тот, который случился. На суде были мы оба, я и отец Андрей Кураев. Суд предложил нам примириться. Но протодиакон Кураев заявил, что на примирение он согласен только в том случае, если я перед этим «примирюсь с Церковью». И как мне надо с ней примириться? Разве я с ней в расколе? Разве я не поминаю Патриарха? На это он мне заметил, что я высказываю непозволительные, по его мнению, вещи. Да, я высказываю. И если форма моих высказываний резка или оскорбительна, я готов попросить прощение за это и изменить ее. Но смысла своих высказываний я менять не намерен.
Я также высказал свое мнение о том, что протодиакон Кураев не прекращает свою провокационную деятельность и то, что он второй раз приехал в Молдавию, означает, что его целью является дестабилизация ситуации в республике. Выступая вчера в Славянском университете, он опять произносил страшные хульные речи. Вроде бы человек сделал всего несколько пассажей, но каких! Он договорился до того, что оскорбил Спасителя, назвав Его «барахтавшимся на Кресте»! По-моему, он просто нездоров. Я был вынужден прочитать суду фрагменты той хулы, которую говорил протодиакон. Конечно, повторять такое - это грех, но как еще донести до священноначалия ту мысль, что отец Кураев своими визитами просто оскверняет молдавскую землю? Православный народ его не воспринимает, не хочет его здесь видеть. Пусть поезжает куда-нибудь в Африку и там миссионерит, а молдавские верующие его туда проводят. Здесь же мы не потерпим, чтобы какой-то заезжий хулитель осквернял нашу землю.
Мне суд вменил в вину то, что я самовольно ездил в Москву и встречался там с прессой, не получив благословения священноначалия. На это я ответил, что для самозащиты мне не нужно брать благословение. Я же нигде не служил, не проповедовал, не предпринимал никаких антиканонических действий. Я имел полное право объясниться с людьми. При этом если мы допустили какие-то ошибки, что-то сделали не так, то мы готовы к диалогу, готовы «дать назад», мы готовы попросить прощение, если мы неудачно сформулировали наши мысли. Но суть сказанного нами остается в силе.
Протодиакон Кураев вел себя на суде вальяжно и вызывающе, объявлял Почаевский монастырь «заблудшим». Пришлось сказать ему довольно жестко, что тут ему не Москва, тут его никто не боится. Да и в России немало архиереев уже давно раздражены его деятельностью, но пока молчат, поскольку не хотят скандала. Я считаю, что о.Кураев – это жидовствующий, что эта ересь снова возобновилась.
Поддержать меня пришло много народу, более 600 человек. Пришедшие блокировали здание Молдавской митрополии и хотели заставить о.Кураева попросить у меня прощения, когда он выходил с заседания суда. Ему перекрыли проход, но никаких потасовок или оскорблений не было. Вскоре приехало огромное количество полицейских машин. Меня попросили обратиться к возмущенным людям, чтобы они выпустили протодиакона, что я и сделал. Ведь нельзя же заставлять человека извиняться, если он даже не осознает своей вины».
Со своей стороны, протодиакон Андрей Кураев дал комментарий порталу «Интерфакс-Религия». «Я блокирован в здании митрополии, снаружи - около трехсот "чибрикистов". Они заявили: "Не выпустим, пока Вы не покаетесь перед нами". Я этого сделать не могу, потому что, во-первых, лицемерное покаяние перед Богом - это мерзость", - заявил отец Андрей. Во-вторых, продолжил он, сторонники протоиерея Анатолия Чибрика смогут потом использовать его покаяние как аргумент в пользу того, что они правы, «что даже Кураев перед ними покаялся».
Позже, в интервью РСН о.Андрей Кураев заявил: «Мне все-такиудалось оттуда выйти. Но ситуация была очень странной. Там был отряд в 50полицейских, который пробовал разомкнуть кольцо блокады вокруг Молдавскоймитрополии, но ему сделать это не удалось. В конце концов, полицейские пояснилилидеру этой секты, что дело просто пахнет уголовной статьей. После этого онсмог утихомирить своих людей, и полицейские сделали коридор к выходу на улицу».
Как сообщил «Комсомольской правде» член комиссии Церковного суда Виктор Плешка, между собой протоиерей Анатолий Чибрик и протодиакон Андрей Кураев «общались цивилизованно, в духе мира». «Кураев отстаивал свою точку зрения, Чибрик — свою. Заседание продолжалось около трех часов, но к единому мнению члены комиссии так и не пришли. Предстоит еще несколько заседаний, чтобы выяснить прав или нет Анатолий Чибрик», - заключил он.