Одной из примет нашего времени является подмена понятий, фальсификация и ложь. И в прежние времена все это было, но в такой концентрации как сегодня, пожалуй, никогда. Мы дожили до того, что когда встречаем просто искреннего, нелукавого человека, то с недоверием относимся к нему. Даже в советские времена, которые сегодня подвергаются тотальной либеральной бомбардировке, ничего подобного не наблюдалось. Да, была лживая коммунистическая идеология, но человеческие честность и порядочность не являлись музейной, археологической редкостью, а были нормой жизни. Если человек шел на обман, подлог, то ему зачастую переставали подавать руку. В наши дни обман ближнего, воровство, да и просто бандитизм, признаются едва ли не героизмом и доблестью. Появилась страшная остервенелость в человеческих взаимоотношениях - неизбежное следствие попрания христианских норм. Послушайте, как сегодня разговаривают люди друг с другом. Это общение больше напоминает собачий лай, чем разговор людей. Мат фактически стал нормой речи, убивающей русский язык. Торжествует сатанинская, тюремная формула: «Не верь, не бойся, не проси».
Отогреться душой, прийти в себя, обрести отраду и утешение можно только в храме Божием. Только в Церкви мы вновь встречаемся с подлинностью и Красотой, являемыми через богослужение, молитву и, конечно, через общение с духоносными людьми. Многие из них уже оставили этот мир, но связь с ними не только не утрачивается, а становится глубже и чище. В Церкви ведь все живы!
Блаженный Августин говорил, что время самая таинственная вещь, поскольку прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее - это мгновение, не имеющее длительности. Следовательно, существует только вечность, в которой и возможно подлинное общение. Для этого Господь дал нам великий дар - память. В нашей памяти мы можем придавать любому моменту из нашего прошлого любую длительность и наслаждаться Красотой подлинного общения.
Митрополит Иоанн (Снычев) вне всяких сомнений входит в плеяду духоносных старцев Земли Русской. Лично я не был с ним близко знаком. Лицом к лицу с владыкой встретился лишь однажды, но встреча эта, продлившаяся несколько мгновений, до сих пор остается для меня одним из самых отрадных и теплых воспоминаний. Даже не помню точно, в каком году это было, где-то до 1993 года, когда меня рукоположили в сан диакона. В тот теплый осенний день я шел после литургии из храма святителя Николая в Хамовниках, в котором проходил послушание алтарника и чтеца, в сторону метро «Парк Культуры». И вдруг увидел идущего навстречу дорогого нашего владыку Иоанна в подряснике, легком пальто, в скуфье, с небольшим саквояжем в руке. Был он один, без всякого сопровождения, и явно наслаждался неспешной прогулкой в сторону нашего храма. Я его сразу узнал, поскольку зачитывался в ту пору его проповедями и статьями. Я сложил руки для получения благословения, владыка благословил меня, ничего не сказал, лишь посмотрел своими лучистыми, добрыми улыбающимися глазами. Когда мне бывает тяжело и тревожно на душе, я неизменно вспоминаю ту встречу и его глаза.
Мой близкий друг, профессор Московской Духовной Академии, рассказал о своей встрече с владыкой в Петербурге. Ему необходим был совет по поводу одной рукописи. Он пришел в резиденцию митрополита и доложил секретарю о цели своего визита. Секретарь предупредил, что владыка нездоров, но, тем не менее, пошел доложить ему. Буквально через несколько минут митрополит Иоанн в подряснике, закутанный пуховым платком, сам вышел встречать гостя, извинился, что по причине нездоровья не может уделить много времени, но, вместе с тем, ответил на все вопросы и дал необходимый совет. Вот так просто, без всяких церемоний. Для владыки такие взаимоотношения с посетителями были нормой.
Бесценно литературное наследие владыки Иоанна, его проповеди и статьи по русской истории. В начале ломки русской жизни, когда все рушилось, распадался СССР, когда слова «патриотизм» и «русский» фактически оказались под запретом, старец-митрополит бесстрашно возвысил свой голос в защиту русского народа и русской истории. И сегодня этот пламенный голос столь же актуален.
В одной из своих последних проповедей владыка сказал очень важные для нас слова: «И все же - есть нам надежда, есть упование, есть все основания рассчитывать на возрождение Отчизны. Внимательный взгляд просвещенного верой наблюдателя не может не отметить, что Своей земной жизнью Господь как бы прообразовал судьбу избранницы Своей - Святой Руси, исторический путь русского народа, народа-богоносца… Сын Божий умер на кресте. И Россия ныне мертва, истратив, как кажется, все свои силы на борьбу с торжествующим злом. Но на третий день, во исполнение пророчеств, в посрамление унылым и маловерам, воскрес Господь, явив тем победу Божию над лукавыми происками сатанинскими. Так - верую всей душой - воскреснет и Святая Русь, воскреснет и народ наш вопреки всем усилиям недругов России, ее хулителей и клеветников. Надо лишь веровать, каяться, терпеть, бороться и молиться горячо - и Господь не оставит нас Своей милостью!
Всем, но чадам церковным в первую очередь, необходимо всеусильно трудиться, приближая сей светлый час. «Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя», - говорил патриарший местоблюститель, митрополит Сергий. - Душу свою полагает всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается - малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же «души своя» вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи православных, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей».
Слова эти сказаны русским первосвятителем в Москве, 22 июня 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны. Ныне снова время брани за Святую Русь, за наше духовное Отечество - потому и уместно вспомнить их. Праведен Господь и милостив к верным Своим - мы снова победим, одолеем зло и восстановим Державу. Русь убивали со Христом, Русь распинали со Христом: мертвая - она со Христом и воскреснет! Аминь». Сколько подлинности и спасающей Красоты в этих словах двух великих святителей!
Нам ли унывать, братья и сестры!
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»