Прежде всего, хочу выразить большую благодарность руководству университета и в особенности декану исторического факультета Андрею Юрьевичу Дворниченко.
Конференция прошла в главном здании СПбГУ – здании Двенадцати коллегий. Это в высшей степени значимо, поскольку Петр Великий был, по сути, первым государем, который не только сочувственным словом и денежными пожертвованиями, но и военной силой попытался освободить православные Балканы от турецкого ига. Пусть эта попытка и была неудачной, но она проложила путь к освобождению Балкан. Именно Император Петр первым предоставил убежище в пределах Российской Империи значительному числу гонимых сербов - до этого сербы появлялись на Руси лишь в виде отдельных выходцев и переселенцев.
Что касается докладов, то следует, во-первых, отметить их высокий научный уровень, академичность. Конференция собрала блестящих ученых, богословов, действительно специалистов в тех областях, которые они представляли в своих докладах. Вместе с академичностью конференция носила глубоко общественный характер и явилась злободневной в лучшем смысле этого слова.
Мы должны сердечно поблагодарить публициста, режиссера, фотографа Симо Брдара за его благородную деятельность по увековечиванию памяти жертв усташского геноцида, за его работу по поиску оставшихся в живых свидетелей тех неслыханных зверств, которые творили хорватские усташи во время Второй Мировой войны при попустительстве и прямом покровительстве немецких фашистов.
Невозможно было без волнения смотреть на кадры фильма «А Бог молчал», который снял Симо Брдар, а также на привезенные им фотографии. Здесь показаны люди, которых убивали хорватские палачи неслыханными зверскими способами – перерезали горло, разбивали черепа кувалдами, вымаривали голодом и инфекционными болезнями, сжигали живыми. Симо Брдар показал, что Ясеновац – это Голгофа сербского народа, которого убивали лишь за то, что он народ православный.
700 тысяч жертв только в Ясеноваце, из них православных сербов – 500 тыс., цыган – 80 тыс., евреев – 33 тыс. Это страшные цифры. У нас говорят только об Освенциме, но забывают о том, что были в мире не менее, а может и более страшные места. Освенцим – это фабрика смерти, где немцы методично, быстро и технично убивали своих жертв и их утилизировали. Но по сравнению с тем, что делалось в Ясеноваце, Освенцим – это место милосердия. В Ясеноваце перед тем, как убить жертву, ее долго мучили, наслаждаясь ее страданиями и судорогами. Все это было слушать тяжело и страшно.
В высшей степени значимую роль в этих злодеяниях сыграло католическое духовенство. Этому был посвящен доклад профессора Оксфорда Срболюба Живановича. Он привел потрясающие факты и цифры. По свидетельству американской комиссии, не менее полутора тысяч священников были замешаны в преступлениях против сербского мирного населения как вдохновители и возглавители этих страшных деяний, а часто и как палачи. Можно здесь называть сотни имен. Одно из самых значимых – это второй комендант Ясеноваца францисканский монах Мирослав Филиппович по прозвищу «Брат сатана», который ночью уходил на бойню, а утром возвращался и спокойно завтракал. К нему приводили недобитых узников. Он их убивал и продолжал завтракать. Один из священников-карателей говорил: не обращайте внимание на священническое облачение – если надо, то я возьму автомат.
Речь идет не только о военном духовенстве, которое было подчинено архиепископу Загребскому Алоизию Степинацу, которое поголовно принимало участие в этих преступлениях. Речь идет также о епископате, которое либо молчало, либо соучаствовало. Стоит отметить хотя бы кампанию по насильственному перекрещиванию сербов. В результате было перекрещено 240 тыс. человек, большая часть которых потом была убита. Хорваты заявляли: нам нужны не ваши тела – нам нужны ваши души.
При этом доктор Срболюб Живанович выразил недоумение по поводу экуменического диалога православных с католиками, которые ни в чем не собираются каяться. Папа римский Иоанн Павел II причислил к лику святых одного из главных организаторов и вдохновителей этого террора - архиепископа Алоизия Степинаца. Он с первых же шагов поддержал хорватскую власть, добивался ее международного признания, в том числе Ватиканом, и не предпринял никаких действий в защиту православных сербов, никак не повлиял на подчиненное ему духовенство.
Также Живанович выразил недоумение форматом этого диалога, в котором проблема Ясеноваца не поднималась ни разу. Что нам делать с некоторыми страницами истории, которые покрыты столь явной человеконенавистнической, демонической ненавистью по отношению к православным? Это недоумение и скорбь явно прозвучали в его докладе.
В докладе кандидата исторических наук, научного сотрудника Института славяноведения РАН Анны Филимоновой были ярко освещены все предпосылки участия католической церкви в этом геноциде. Была прослежена история католический политических движений в Хорватии, начиная с 1913 года – с Загребского собора, который поставил себе целью сделать Хорватию католической. Подробно была отслежена тема воспитания католической церковью своей павствы в духе ярко выраженной нетерпимости и ненависти по отношению к православным сербам, которая позднее и принесла такие страшные плоды.
В докладе кандидата исторических наук, доцента МГИМО МИД России Ольги Николаевны Четвериковой были подробно показаны финансовые потоки Ватикана, история создания Банка Ватикана, а также, мягко говоря, двусмысленный характер Церковного банка, который живет за счет процентов и тем самым попирает основополагающие принципы христианской этики. В связи с этим Ольга Николаевна обратила внимание на тревожные симптомы теперь уже внутри Православной Церкви, когда уже заговаривают о «православных банках», а в текстах некоторых ангажированных публицистов встречаются такие выражения, что Патриарх должен стать «менеджером», а миссионер – «специалистом по сетевому маркетингу».
В докладе доктора политических наук, руководителя Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России Анастасии Митрофановой была развита тема национализма в католичестве. Бытует ошибочное мнение, что национализм присутствует только среди православных, а католицизм, напротив, космополитичен и интернационалистичен. В докладе Митрофановой было показано, что это далеко не так. Католическая основа, по сути дела, создала хорватский этнос как таковой, поскольку фундаментальное кардинальное отличие хорватов от сербов – это, прежде всего, католицизм, и уже во вторую очередь - культурно-этнические различия. Митрофанова наглядно показала, как католическая идентичность создала хорватский миф, как укрепляли хорватских католиков в духе нетерпимости по отношению к Православию, что способствовало в конечно счете вызреванию того агрессивного крестоносного типа сознания, при котором и оказался возможен усташский геноцид.
В докладе Владимира Петровича Семенко был развеян миф о том, что у нас с католиками одинаковая духовность и одинаковая нравственность. Исследуя примеры католических мистиков, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Тереза-младшая, он наглядно показал, что эта духовность настроена на то, что православные называют прелестью, т.е. духовным самообманом. Это дух гордыни, нездорового эроса, который переходит в мистический экстаз, и как обратная сторона этого эроса, способен оборачиваться самой страшной ненавистью по отношению к инакомыслящим. В дальнейшей дискуссии было высказано следующее предположение: эти жуткие садистические жестокости, проявленные усташами, в том числе духовенством, как раз связаны именно с нездоровой католической духовностью. Она ведет своих адептов к духу необузданной экстатической свободы, в которой «добрым сынам церкви» дозволено все, в том числе любые преступления, поскольку они, совершая якобы «богоугодное» дело, становятся выше самого закона. Страшные развратные преступления, которые совершали усташи, – это оборотная сторона экстаза «блаженной» Терезы Авильской.
В докладе сербского публициста Ранко Гойковича было показано отношение святителя Николая Сербского к усташскому геноциду на примере службы, которую он написал Собору Новомучеников Сербских. В нем содержатся удивительно проникновенные и пронзительные слова, воочию показывающие безумие и сатанизм убийц и их одержимость ложной католической идеей. Здесь подчеркивается именно конфессиональный характер этих преступлений.
Ваш покорный слуга, диакон Владимир Василик, постарался в своем докладе показать отношение святителя Николая к Европе и католицизму и причины дехристианизации Европы, а именно указать на два основных европейский недуга, о которых святитель Николай говорил в книге «Их окна темницы». Это похоть воли и похоть ума. Это воля к восходящему к властвованию, воля к насилию и над материальным и над духовным миром, и над человеческой совестью и над человеческой мыслью. Похоть ума, которая выразилась в деяния Лютера. Соответственно, романизм породил законное, хотя и мятежное чадо в лице протестантизма. Святитель Николай правдиво описал человекоубийственный империалистический характер Европы. Европа умна отбирать, а не давать, умна убивать, но не животворить. Европа умеет гордиться, но не умеет смиряться. В этом – коренной порок Европы, что не могло не привести к крайнему материализму, ненависти, агрессии и войнам.
Большие дискуссии вызвал весьма спорный доклад аспиранта кафедры истории славянских и балканских стран СПбГУ Андрея Соколова. В нем он пытался, опираясь на хорватскую историографию, представить дело так, будто бы то, что произошло, клерикальным фашизмом назвать невозможно, будто бы это был этноцид. Он силился представить дело так, будто вожди Независимого Государства Хорватия гнали Православие лишь на первых порах, а затем создали отдельную Православную Церковь в Хорватии. Эта гипотеза, к сожалению, не соответствует реальному положению вещей. Факт образования Православной Церкви в Хорватии ни о чем не говорит, потому что это была марионеточная Церковь, созданная при участии Русской Зарубежной Церкви. Это был камуфляж на многочисленных страшных преступлениях против православных сербов в Хорватии. То, что в Хорватии проявлялась терпимость к мусульманам, на что указывал Соколов, – также ни о чем говорит. Это типичная тактика – «разделяй и властвуй», - соединиться с одними, чтобы затем начать истреблять других. Сербы были самой многочисленной и самой опасной для хорватов общиной, и они ее, прикрываясь религиозностью, всячески истребляли.
Точка зрения, которую представил А.Соколов, находится в противоречии с теми вопиющими фактами, которые были представлены на конференции. Он изложил весьма одностороннюю политизированную прохорватскую точку зрения, которая является отражением постмодернистской тенденции в современной историографии, когда историю не изучают, а конструируют по принципу «тем хуже для фактов».
Дальнейшая дискуссия была посвящена вопросу о том, почему Ватикан в 1998 году канонизировал архиепископа Алоизия Степинаца. Участники дискуссии пришли к выводу о том, что этот акт был призван закрепить католические завоевания на Востоке, вдохновить украинских униатов на дальнейшие агрессивные действия против Православной Церкви, утвердить развал Ялтинской системы, в очередной раз заклеймить «человеконенавистнический коммунизм». Если у вас, католиков, извините, такие святые, которые одобряли такие страшные преступления, у которых, фигурально выражаясь, руки по локоть в крови, то тогда что есть святость, что есть праведность? Это и есть постмодернизм. Как сказано в «Макбете», «Грань между добром и злом сотрись. Сквозь ад гнилой помчимся ввысь».
Участники конференции пришли к выводу , что необходимо выразить свою озабоченность тем, что в диалоге с католиками тема Ясеноваца практически не поднималась, равно как не озвучивается роль католического духовенства в этих неслыханных преступлениях. По итогам конференции планируется подготовить итоговый документ, в котором была бы высказана данная озабоченность.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»