«Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно»

Диакон Владимир Василик об отказе Предстоятеля Русской Православной Церкви благословлять рок-концерты

Проблемы церковной жизни 
0
2278
Время на чтение 7 минут

Относительно рок-концертов Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно. Насколько я знаю, к Святейшему неоднократно ходили и о. Андрей Кураев, и другие для того, чтобы он не только благословил рок-миссию, но и сделал ее массовой. Патриарх имел достаточно мудрости этого не делать.

Ситуация здесь такова: сам он не является музыковедом, его музыкальные вкусы, естественно, далеки от рока. Патриарх, не чувствуя себя авторитетом в данной области, избрал позицию осторожного дистанцирования, поскольку на него оказывается давление, разные воздействия с одной стороны - ретивых миссиоманов, убеждающих его, что будто бы рок-миссия спасет молодежь, массово привлечет ее к Церкви, обновит Церковь, что надо идти в самые разные места и «говорить на всех языках», использовать все средства. А с другой стороны - Святейший, мудрый архиерей, монах и аскет – и для него значимо свидетельство отца Иоанна (Крестьянкина), с которыми он вероятно знаком. Отец Иоанн писал одному священнику с советом воздержаться от священнослужения, потому что в прошлом он был активным рок-музыкантом. Отец Иоанн (Крестьянкин) указал на то, что человек с таким демоническим опытом, с опытом общения с падшими духами и опытом разжигания страстей не может стоять у Престола. Это уже говорит о том, что такое стихия рока, как она действует на человека.

Меня весьма порадовали слова Святейшего о том, что он не видит в рок-миссии смысла. Я в свое время уже писал об этом в статье «О миссии истинной и ложной». Действительно, это так, потому что рок-миссия и проповедь мало- и трудносовместимы, если не вообще несовместимы. Евангелие нам говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37-39). Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что во время рок-концерта логика, мысль отключается. Человек живет ритмами, чувствами, у него на время отключается сознание, поэтому проповедь возможна на одну-две минуты. Это несколько лозунгов - вот и все.

Но разве такой должна быть христианская проповедь? Понятно, что она совсем не обязательно должна длиться часами, народ у нас, к сожалению, не терпелив, но мой опыт общения с великими старцами, такими, как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Василий Ермаков, показывает, что их слова были обращены не только к душе и сердцу, но и к уму человека. Господь не насильствует ум человека, нашу волю. Как было бы просто, если бы наше сознание было отключено! Тогда можно было бы внедрить нам чип с Библией или Добротолюбием, и под влиянием нейролингвистических технологий (НЛП), под влиянием православного рока все стали бы православными.

Но кем бы мы тогда были? Не людьми, а либо роботами, либо животными. Употребление психотехнологий, в том числе и НЛП, на мой взгляд, является глубочайшим поруганием образа и подобия Божия в человеке. Использование НЛП, в том числе, в качестве лозунгов и речевок на рок-концертах и т. д., есть глубочайшая профанация самой идеи миссии, самой идеи проповеди. Почему тогда не призвать «православного Кашпировского», который всех бы загипнотизировал и закодировал? Но все понимают, что это была бы уже не Церковь Христова, а церковь антихриста.

Само по себе искусство, по словам протоиерея Александра Ельчанинова, является областью двусмысленной и демонической. Но, тем не менее, в классическом искусстве еще есть известные границы, есть известные тормоза, есть ограничители, которые вовремя позволяют включить наш разум. В роке этих ограничителей нет. Рок-музыка зомбирует человека, заставляет его жить в такт безумным, неистовым и античеловеческим ритмам, превращает собравшихся зрителей в стадо, управляемое музыкальным кнутом. Где здесь свобода Христова? Где здесь целый человек? Где тут хоть какая-то возможность обратиться к его душе, уму и сердцу?

Рок-ритмы апеллируют к низменным половым инстинктам. Получается, что и мы будем обращаться к темным и агрессивным инстинктам, изгонять бесов неверия с помощью бесов блуда и бесов агрессии. Мягко говоря, странная идея. Это все понимает Святейший Патриарх Кирилл.

Почему, однако, он не запрещает это безусловно? Я думаю, что он, как всяких христианин, не радуется неправде, а сорадуется истине и ищет во всяком явлении искусства что-то хорошее. Еще надеется, нет ли в роке той чистой струи, которая может вывести «подсевших» на него людей, заблудших к более высоким уровням искусства, вывести их к вере Христовой? Патриарх как миссионер знает, что люди иногда начинали свой духовный путь из самых нехристианских ситуаций, из самых темных и безжизненных сфер. Поэтому он и не запрещает этого безусловно.

Но то, что он не дает своего благословения, в высшей степени значимо. Зачастую старцы нашего времени поступали так: они либо благословляли, либо говорили «Как хочешь, сам знаешь, как». Но эти слова в их устах реально означали на самом деле: «Не делай». Так, в частности, говорил отец Николай Гурьянов. Они, зная человеческое непослушание, наше своеволие, не ограничивали нашу свободу, а давали ей место, но лишь для того, чтобы человек на своем горьком опыте сам убедился, каковы последствия его неразумия, его непослушания, своеволия и самочиния. А также попыток манипулировать старцем или священноначалием. Вот так и Святейший дал подобный ответ. По крайней мере, так я его истолковываю. Но то, что Патриарх, человек мудрый и весьма рациональный, высказался о бессмысленности рок-миссии и невозможности дать на нее благословение, - это значимо.

Не знаю, отрезвит ли это разных «фролеров и миссионэров», потому что, судя по тому, что они пишут в свих «Живых журналах», точнее «животных журналах», судя по тому непотребству и грязи, которые они позволяют по отношению к инакомыслящим верующим людям, мне кажется, что они малоисцелимы, если не неисцелимы вообще. Потому что это люди, обуянные духом века сего. Они пытаются втереться в доверие к священноначалию, не только «подставляют» его, но и пытаются его погубить.

За последнее время они пытались внедрить несколько пагубнейших идей священноначалию и относительно священноначалия. Первое - это идея о том, что Святейший Патриарх должен быть менеджером. Эта идея оскорбительна для Великого Господина и отца нашего. Во-вторых, ее внедрение превратило бы нашу Русскую Православную Церковь в транснациональную корпорацию. В-третьих, эта идея вносит в Церковь меркантильный, торгашеский, нечестивый и сребролюбивый дух. А отцы-подвижники, в частности, Авва Маркел в 152 рассказе «Луга духовного» говорит: «Бежим от матери всех зол - сребролюбия». Вот эта идея маркентинга, менеджмента, сребролюбия и вводится ими в церковное понятие, в церковную жизнь.

Меня поразила еще одна идея, которую высказал К.Фролов, а именно то, что миссионер должен быть «специалистом по сетевому маркетингу». Это что, получается, он живыми душами торгует? Понятно, когда нет ничего за душой, то и становишься маклером, менеджером, специалистом по маркетингу в Православии. С этим ли шли святые апостолы, святая Нина, святые Мефодий и Кирилл, святой Стефан Пермский, святители Иннокентий Алеутский и Николай Японский? С такими ли идеями? Становится смешно и страшно. Нуждались ли святые Кирилл и Мефодий в услугах константинопольских мимов для вящих успехов в своей миссии? Нуждался ли Стефан Пермский в помощи новгородских скоморохов с медведями, а Иннокентий Алеутский в труппе Большого театра? Нет, они проповедовали своей жизнью во Христе, той, которой наши миссионеры не живут.

А «миссионэры» же полагаются на те технологии, которые насильствуют и уродуют душу человека, которые наш безбожный мир разработал совершенно для другого. На деле они - не за Христа, а против Него, не за спасение, а за погибель, не за искупление, а за продажу душ человеческих. Невольно вспоминается образ Спасителя, который с бичом в руке разогнал торговцев во Храме и сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2:15,16). Он сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13). Вот таким же «вертепом разбойников» пытаются сделать нашу Церковь «дорогие миссиоманы».

Еще одна опасная мысль, ими проводимая, - это идея харизматического лидера, удача которого служит гарантией его богоизбранности. Эта идея напрочь сносит идею легитимной власти, как светской, так и духовной. Она дает возможность клеветникам Церкви порочить Святейшего Патриарха Кирилла. Например, Святейший благословил спортивную команду, она потерпела поражение, и немедленно клеветники Церкви обрушились на Патриарха. Почему? Да потому что в головы их вложена кураевско-фроловско-уткинская идея об удачливом и харизматичном вожде. У нас полыхали пожары, и опять пошли разговоры относительно Патриарха Кирилла, что де правление его не благословлено.

Все от того, что в головах засел ядовитый стереотип о том, что правитель легитимен только тогда, когда он удачлив. А между тем это идея нечестивая, неправедная. Император Николай II не был нелегитимен по причине, что его преследовали неудачи. Святейший Патриарх Тихон, в годы правления которого Церковь терпела страшные потрясения и гонения, был легитимен, как и святой сербский князь Лазарь вошел в историю именно как страдалец и мученик, и никто не смел говорить о том, что власть его была незаконной, от того он и потерпел поражение.

Подобные «наивно-триумфалистские разговорцы» в Интернете неуместны и вредны. Не удачливость, не успех, а праведность - вот что является основой власти и светской, и церковной. И последняя идея «миссионэров» - всеядность, причем используются здесь  любые средства. Волей-неволей это напоминает искушение Христа. Когда дьявол возвел Христа на высокую гору и, показав все царства мира, предложил их все, только за одно лишь поклонение ему. Миссия любой ценой и любыми средствами - это антихристианский лозунг. Вот они говорят о рок-миссии, о байк-миссии, но, простите, а почему тогда не «наркомиссия», допустим, организовать конкурс на изготовление «православного наркотика». Можно еще заняться «тату-миссией» - конкурсом на изготовление лучшей «православной татуировки» и т. д. Даже не буду дальше заходить, пусть читатели сами домыслят.

Возникает впечатление, что кому-то очень надо растворить уникальное содержание Православия в низкопробных субкультурах и таким образом, представить его всего лишь как одну из субкультур. Чем с успехом и занимается, например, о. Андрей Кураев. Всем этим тенденциям надо властно противостоять. И, слава Богу, что у Святейшего Патриарха Кирилла хватило мужества и воли отмежеваться от такой миссии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Эстонские политики – самоубийцы
О новых попытках оторвать Эстонскую Православную Церковь от Московского Патриархата
10.10.2024
Франциск обслуживает интересы глобалистов
О придуманном папой Римским новом «грехе против мигрантов»
08.10.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Проблемы церковной жизни
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10