Относительно рок-концертов Святейший Патриарх Кирилл поступил мудро и равновесно. Насколько я знаю, к Святейшему неоднократно ходили и о. Андрей Кураев, и другие для того, чтобы он не только благословил рок-миссию, но и сделал ее массовой. Патриарх имел достаточно мудрости этого не делать.
Ситуация здесь такова: сам он не является музыковедом, его музыкальные вкусы, естественно, далеки от рока. Патриарх, не чувствуя себя авторитетом в данной области, избрал позицию осторожного дистанцирования, поскольку на него оказывается давление, разные воздействия с одной стороны - ретивых миссиоманов, убеждающих его, что будто бы рок-миссия спасет молодежь, массово привлечет ее к Церкви, обновит Церковь, что надо идти в самые разные места и «говорить на всех языках», использовать все средства. А с другой стороны - Святейший, мудрый архиерей, монах и аскет – и для него значимо свидетельство отца Иоанна (Крестьянкина), с которыми он вероятно знаком. Отец Иоанн писал одному священнику с советом воздержаться от священнослужения, потому что в прошлом он был активным рок-музыкантом. Отец Иоанн (Крестьянкин) указал на то, что человек с таким демоническим опытом, с опытом общения с падшими духами и опытом разжигания страстей не может стоять у Престола. Это уже говорит о том, что такое стихия рока, как она действует на человека.
Меня весьма порадовали слова Святейшего о том, что он не видит в рок-миссии смысла. Я в свое время уже писал об этом в статье «О миссии истинной и ложной». Действительно, это так, потому что рок-миссия и проповедь мало- и трудносовместимы, если не вообще несовместимы. Евангелие нам говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37-39). Святейший Патриарх Кирилл засвидетельствовал, что во время рок-концерта логика, мысль отключается. Человек живет ритмами, чувствами, у него на время отключается сознание, поэтому проповедь возможна на одну-две минуты. Это несколько лозунгов - вот и все.
Но разве такой должна быть христианская проповедь? Понятно, что она совсем не обязательно должна длиться часами, народ у нас, к сожалению, не терпелив, но мой опыт общения с великими старцами, такими, как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Василий Ермаков, показывает, что их слова были обращены не только к душе и сердцу, но и к уму человека. Господь не насильствует ум человека, нашу волю. Как было бы просто, если бы наше сознание было отключено! Тогда можно было бы внедрить нам чип с Библией или Добротолюбием, и под влиянием нейролингвистических технологий (НЛП), под влиянием православного рока все стали бы православными.
Но кем бы мы тогда были? Не людьми, а либо роботами, либо животными. Употребление психотехнологий, в том числе и НЛП, на мой взгляд, является глубочайшим поруганием образа и подобия Божия в человеке. Использование НЛП, в том числе, в качестве лозунгов и речевок на рок-концертах и т. д., есть глубочайшая профанация самой идеи миссии, самой идеи проповеди. Почему тогда не призвать «православного Кашпировского», который всех бы загипнотизировал и закодировал? Но все понимают, что это была бы уже не Церковь Христова, а церковь антихриста.
Само по себе искусство, по словам протоиерея Александра Ельчанинова, является областью двусмысленной и демонической. Но, тем не менее, в классическом искусстве еще есть известные границы, есть известные тормоза, есть ограничители, которые вовремя позволяют включить наш разум. В роке этих ограничителей нет. Рок-музыка зомбирует человека, заставляет его жить в такт безумным, неистовым и античеловеческим ритмам, превращает собравшихся зрителей в стадо, управляемое музыкальным кнутом. Где здесь свобода Христова? Где здесь целый человек? Где тут хоть какая-то возможность обратиться к его душе, уму и сердцу?
Рок-ритмы апеллируют к низменным половым инстинктам. Получается, что и мы будем обращаться к темным и агрессивным инстинктам, изгонять бесов неверия с помощью бесов блуда и бесов агрессии. Мягко говоря, странная идея. Это все понимает Святейший Патриарх Кирилл.
Почему, однако, он не запрещает это безусловно? Я думаю, что он, как всяких христианин, не радуется неправде, а сорадуется истине и ищет во всяком явлении искусства что-то хорошее. Еще надеется, нет ли в роке той чистой струи, которая может вывести «подсевших» на него людей, заблудших к более высоким уровням искусства, вывести их к вере Христовой? Патриарх как миссионер знает, что люди иногда начинали свой духовный путь из самых нехристианских ситуаций, из самых темных и безжизненных сфер. Поэтому он и не запрещает этого безусловно.
Но то, что он не дает своего благословения, в высшей степени значимо. Зачастую старцы нашего времени поступали так: они либо благословляли, либо говорили «Как хочешь, сам знаешь, как». Но эти слова в их устах реально означали на самом деле: «Не делай». Так, в частности, говорил отец Николай Гурьянов. Они, зная человеческое непослушание, наше своеволие, не ограничивали нашу свободу, а давали ей место, но лишь для того, чтобы человек на своем горьком опыте сам убедился, каковы последствия его неразумия, его непослушания, своеволия и самочиния. А также попыток манипулировать старцем или священноначалием. Вот так и Святейший дал подобный ответ. По крайней мере, так я его истолковываю. Но то, что Патриарх, человек мудрый и весьма рациональный, высказался о бессмысленности рок-миссии и невозможности дать на нее благословение, - это значимо.
Не знаю, отрезвит ли это разных «фролеров и миссионэров», потому что, судя по тому, что они пишут в свих «Живых журналах», точнее «животных журналах», судя по тому непотребству и грязи, которые они позволяют по отношению к инакомыслящим верующим людям, мне кажется, что они малоисцелимы, если не неисцелимы вообще. Потому что это люди, обуянные духом века сего. Они пытаются втереться в доверие к священноначалию, не только «подставляют» его, но и пытаются его погубить.
За последнее время они пытались внедрить несколько пагубнейших идей священноначалию и относительно священноначалия. Первое - это идея о том, что Святейший Патриарх должен быть менеджером. Эта идея оскорбительна для Великого Господина и отца нашего. Во-вторых, ее внедрение превратило бы нашу Русскую Православную Церковь в транснациональную корпорацию. В-третьих, эта идея вносит в Церковь меркантильный, торгашеский, нечестивый и сребролюбивый дух. А отцы-подвижники, в частности, Авва Маркел в 152 рассказе «Луга духовного» говорит: «Бежим от матери всех зол - сребролюбия». Вот эта идея маркентинга, менеджмента, сребролюбия и вводится ими в церковное понятие, в церковную жизнь.
Меня поразила еще одна идея, которую высказал К.Фролов, а именно то, что миссионер должен быть «специалистом по сетевому маркетингу». Это что, получается, он живыми душами торгует? Понятно, когда нет ничего за душой, то и становишься маклером, менеджером, специалистом по маркетингу в Православии. С этим ли шли святые апостолы, святая Нина, святые Мефодий и Кирилл, святой Стефан Пермский, святители Иннокентий Алеутский и Николай Японский? С такими ли идеями? Становится смешно и страшно. Нуждались ли святые Кирилл и Мефодий в услугах константинопольских мимов для вящих успехов в своей миссии? Нуждался ли Стефан Пермский в помощи новгородских скоморохов с медведями, а Иннокентий Алеутский в труппе Большого театра? Нет, они проповедовали своей жизнью во Христе, той, которой наши миссионеры не живут.
А «миссионэры» же полагаются на те технологии, которые насильствуют и уродуют душу человека, которые наш безбожный мир разработал совершенно для другого. На деле они - не за Христа, а против Него, не за спасение, а за погибель, не за искупление, а за продажу душ человеческих. Невольно вспоминается образ Спасителя, который с бичом в руке разогнал торговцев во Храме и сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2:15,16). Он сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13). Вот таким же «вертепом разбойников» пытаются сделать нашу Церковь «дорогие миссиоманы».
Еще одна опасная мысль, ими проводимая, - это идея харизматического лидера, удача которого служит гарантией его богоизбранности. Эта идея напрочь сносит идею легитимной власти, как светской, так и духовной. Она дает возможность клеветникам Церкви порочить Святейшего Патриарха Кирилла. Например, Святейший благословил спортивную команду, она потерпела поражение, и немедленно клеветники Церкви обрушились на Патриарха. Почему? Да потому что в головы их вложена кураевско-фроловско-уткинская идея об удачливом и харизматичном вожде. У нас полыхали пожары, и опять пошли разговоры относительно Патриарха Кирилла, что де правление его не благословлено.
Все от того, что в головах засел ядовитый стереотип о том, что правитель легитимен только тогда, когда он удачлив. А между тем это идея нечестивая, неправедная. Император Николай II не был нелегитимен по причине, что его преследовали неудачи. Святейший Патриарх Тихон, в годы правления которого Церковь терпела страшные потрясения и гонения, был легитимен, как и святой сербский князь Лазарь вошел в историю именно как страдалец и мученик, и никто не смел говорить о том, что власть его была незаконной, от того он и потерпел поражение.
Подобные «наивно-триумфалистские разговорцы» в Интернете неуместны и вредны. Не удачливость, не успех, а праведность - вот что является основой власти и светской, и церковной. И последняя идея «миссионэров» - всеядность, причем используются здесь любые средства. Волей-неволей это напоминает искушение Христа. Когда дьявол возвел Христа на высокую гору и, показав все царства мира, предложил их все, только за одно лишь поклонение ему. Миссия любой ценой и любыми средствами - это антихристианский лозунг. Вот они говорят о рок-миссии, о байк-миссии, но, простите, а почему тогда не «наркомиссия», допустим, организовать конкурс на изготовление «православного наркотика». Можно еще заняться «тату-миссией» - конкурсом на изготовление лучшей «православной татуировки» и т. д. Даже не буду дальше заходить, пусть читатели сами домыслят.
Возникает впечатление, что кому-то очень надо растворить уникальное содержание Православия в низкопробных субкультурах и таким образом, представить его всего лишь как одну из субкультур. Чем с успехом и занимается, например, о. Андрей Кураев. Всем этим тенденциям надо властно противостоять. И, слава Богу, что у Святейшего Патриарха Кирилла хватило мужества и воли отмежеваться от такой миссии.