На сайте «Православие.ру» архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил о закрытии дискуссии по поводу выставки «Двоесловие/Диалог», предложив, видимо, в качестве подытоживающего, слово отца Максима Козлова.
С осени 2004 года по конец марта 2005 года я посещала заседания Таганского суда, на которых слушалось дело в отношении организаторов выставки «Осторожно, религия!». Осенью 2008 года я выступала в качестве свидетеля обвинения в том же Таганском суде по делу о выставке «Запретное искусство - 2006».
Меня глубоко опечалило сходство в аргументах организаторов и участников обеих выставок и доводах в заключительном слове отца Максима Козлова.
Священник утверждает, что зрители вычитали в работах принципиально несвойственный им смысл, что возмущаются люди, художественно неразвитые. Именно эту мысль, по моим воспоминаниям, проводили осужденные организаторы выставки «Осторожно, религия!». Зрители, по утверждению Ю.В.Самодурова и его пособников и соучастников, виноваты в том, что они оскорблены храмом в виде игрушки, планетарием, задрапированным под пасхальное яйцо, совмещением евангельского текста и чуждого ему изображения.
Непонятны слова, что участники той кощунственной акции ответили судебным процессом. На скамье подсудимых были организаторы. Судимость получили только директор центра им. А.Сахарова Ю.В.Самодуров и его заместитель по выставочной части Л.Василевская. Поскольку по решению суда экспонаты были возвращены по принадлежности, на следующий же день после вынесения приговора они были выставлены М.Гельманом в выставочном зале на Кузнецком мосту.
Сообщается, что авторы богохульных или скандальных работ, не осудившие своего прошлого, к выставке «Двоесловие/Диалог» допущены не были. А как же демонстрация экспоната, который мы видели в зале суда, с выставки «Осторожно, религия!», а именно задрапированный планетарий? А Д.Врубель, который еще совсем недавно выступал в Таганском суде в качестве свидетеля защиты, т.е. оправдывал Ю.Самодурова и А.Ерофеева? Ведь было же зачитано в ходе этого же процесса заключение Патриаршего совета по культуре, осуждающего эту акцию. Тот же Д.Врубель утверждал, что реклама Макдональдса А.Косолапова (и одна, и другая - из самых кощунственных работ) - это сугубо религиозные работы. Чем, по совести, объяснить это противоречие?
Говорится о необходимости дискуссии об отношении Церкви к современной культуре и о том, что выставка «Двоесловие/Диалог» - как ответ на вопрос, возможно ли христианское творчество в актуальном искусстве. Я помню, что осужденные за разжигание розни, за проведение выставки «Осторожно, религия!» и их защитники пытались внушить суду и нам, зрителям, что современная культура - это актуальное искусство. Совершенно непонятно, почему позволено перечеркивать всех остальных представителей современной культуры. Правда, М.Гельман, как модератор секции «Современная культура: новые времена - новые перспективы» форума «Стратегия 2020» партии «Единая Россия», в одном из своих выступлений говорил, что культура архаична и ее трудно преодолеть. Но разве это заявление - не пример культурного нигилизма?
Подсудимый Ю.Самодуров в последнем слове 21 июня сказал, что представители РПЦ обоснованно могут оценивать художественный язык ряда демонстрировавшихся на выставке «Запретное искусство 2006» произведений как противоречащий религиозным нормам и традициям. Я не вижу отличия, и, кажется, не только я, экспонатов выставки «Двоесловие/Диалог» от выставки «Запретное искусство 2006» и «Осторожно, религия!» Приводятся слова А.Тер-Оганьяна, что выставка недостаточно скандальная, что он бы сделал ее более хулиганской. Видимо, о. Максим Козлов хотел привести пример крайности. Но совершенно непонятно, как может христианин цитировать или даже просто обращать внимание на слова убежденного кощунника? В Манеже он рубил иконы, на выставке «Осторожно, религия!» иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы были им осквернены нанесением гадких надписей. Что же имел в виду апостол Павел, когда учил, что с бесами не разговаривают? Или что некоторые гадости не могут в христианском обществе даже именоваться?
Вследствие того, что выставка «Двоесловие/Диалог» проходила на пороге церкви, что в защиту «диалога» с кощунниками выступили священники, мне стыдно смотреть людям в глаза. Стали понятнее слова Апокалипсиса о мерзости запустения в святом месте.
Софья Соколова, свидетель обвинения по делу о выставке «Запретное искусство 2006», специально для «Русской народной линии»