itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Диакон Михаил Люкшин убежден, что когда речь идет о святой Церкви, либеральный дискурс невозможен

Двоесловие/Диалог 
0
551
Время на чтение 4 минуты
Диакон Михаил Люкшин18 июня по радио «Радонеж» прозвучало разъяснение протоиерея Максима Козлова по поводу скандальной выставки в храме мученицы Татьяны, где он является настоятелем. Стратегия ответа состояла в опоре на разрешение Святейшим Патриархом проведения экспозиции, на поддержку либерального духовенства, авангардистов, либеральных СМИ. Но адресованные вопросы от огромного облака именитых священников, деятелей искусства, общественно-церковного актива к отцу Максиму остались без ответа. В университетском храме на выставке «Двоесловие/Диалог» выставлялись экспонаты содержащие сакральный смысл. Макет храма на яблочной куче, стенд с именами Божьими, симулякры с евангельскими цитатами, хоругвь с церковно-славянской вязью, изображение «Черной Троицы».

Консервативное духовенство считает экспонаты кощунственными, устроители - достаточно благочестивыми изображениями, чтобы разместить их в святом храме. Для одних - это издевательство над изображением Бога Троицы, для других - обсуждаемое изображение Троицы. Для одних Троица Пресвятая, для других - Черная. Для одних - это глумление над Святынью, для других - иной взгляд на Бога. Но тогда: одни говорят о Рае Божьем, другие - рае черном. Но рая черного не бывает, только ад. Господь говорит: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23). «Черная Троица» - это проповедь ада с «черным богом», антибогом, дьяволом. Для одних - это иконоборчество, для других диалог Церкви и арт-искусства. Одни молятся Христу, другие «другому христу».

Но Христос один. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

Кто-то ошибается. Эта ошибка губительна не для отдельно взятого священника по образу: «Еще я видела пастуха, который, сжалившись над волком, пустил его погреться в овечий загон, а волк перегрыз все стадо, и подумала: неразумная доброта хуже жестокости» (Архимандрит Рафаил (Карелин), Притчи Суламиты), - но и для всего стада.

Здесь не обойдешься круглым столом, ибо остаются некоторые углы. Углы - это Крест Христов - мерило праведное, разделяющее всех на овец и козлов. Крест - Святой и Животворящий, впрочем, для других, например для Малевича - черный крест, «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2, 16). Другую свою работу «черный квадрат» Малевич назвал «иконой нашего времени», по его собственным словам, он «свел все в нуль». Малевич кремирован в супрематическом гробу, за гробом несли антиикону «черный квадрат». И вы не боитесь, малеватели «Черной Троицы»? Не боитесь последствий инкорпорирования супрематизма в богословие иконы? Вспомните, как плохо кончил автор стихов «Цветы зла» Шарль Бодлер.

Либеральный дискурс невозможен, когда речь идет о святой Церкви, где непозволительна двусмысленность или профанность. Возникла партия, где почитают, как думают, Бога «черного», и навязывают такое новое общение Церкви. Подумайте, как смотрит Матерь Света на кощунство в Божьем храме под названием «Черная Троица»? Вы хотите, чтоб мы молчали или одобряли ваш «диалог» в святой Церкви?

Здесь мало заручиться резолюцией «не против» Святейшего Патриарха, поддержкой из числа духовенства, профессоров богословия, искусствоведов, художников, мирян, ибо вызов сделан Царю царей, Господу господствующих и Владыке владеющих.

Наше общение со Христом не философическое, не научное, не эстетизированное. Общение со Христом - онтологическое. Наше поклонение восходит от образа к Первообразу, к Самому Христу, к Пресвятой Троице. Не к «Черной Троице», ибо такой нет, и это пародия на Бога, что есть кощунство. Устроившие выставку в храме - кощунники, и на это позорище шли люди как к источнику истины, а им преподали змею и скорпиона, в довершение как лейтмотив инсталлирован издевательский перифраз «спасайся, кто может». На этом инфернальном фоне все остальное только дополняет атмосферу глумления: храм на яблоках (которые здесь же можно жевать), дегенеративные изображения с цитатами из Благой Вести (ко спасению всех). Сакральный смысл формы и содержания экспонатов переставлены местами: храм и яблоки, яблоки и храм - сравнимые объекты и просто красивая картинка, вместо макета церкви можно поставить любой другой предмет, вместо яблок другой контент. Китчевый натюр из пазлов.

Далее, евангельские цитаты к картинкам. Вместо милиционера не возбраняется подставить любую другую дикость, вульгарность, непристойность (в чем преуспел автор в Перми под брэндом «Евангельский проект»), в результате экспонат ничто не теряет из своей доминанты. Эти картинки-клоны не просто бездарность (на это не обращаем внимание), они проект парадигмы мимикрированного кощунства.

Настоятель Татьянинского храма не находит ничего предосудительного (!), но возмущен сходством оценок между богохульником Тер-Оганьяном и консервативными церковными критиками. Приводим резюме Тер-Оганьяна из ЖЖ о выставке «Двоесловие/Диалог»: «Вот бы я ужасную выставку в церкви устроил, все бы вздрогнули. Да разве дождешься от этих дебилов приглашения». Какое сходство усмотрел протоиерей Максим Козлов у кощунника и православных?!

Остается дивиться метаморфозе: некогда в манеже Тер-Оганьян рубил иконы, теперь по соседству в здании храма произошла инсталляция выставки актуального искусства.

Внутри Церкви прорастает новое «черное» богословие, на церковном поле сеются «цветы зла»...

Что же в итоге? Произошел ли диалог? Изменили ли художники взгляд на Пресвятую Троицу? Отказались ли от разрушительного авангарда? Есть ли позитивные плоды? Увы. Давно ведутся эксперименты с миссионерством на рок-концертах, но так и продолжает под зверскую какофонию народ спиваться, колоться наркотиками, материться, все ниже и ниже опускаться...
Диакон Михаил Люкшин, свидетель обвинения по делу об уголовном преступлении под видом выставки «Осторожно, религия!», специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иеромонах Герман (Люкшин)
Время подходит к концу
Иеромонах Герман (Люкшин) размышляет о последних событиях
10.12.2013
Большевик в рясе беснуется
Иеромонах Герман (Люкшин) о сомнительной идее о.Андрея Кураева перенести празднование Рождества Христова на 1 января
11.01.2013
Снова падают Кресты, снова грабят православные храмы…
Иеромонах Герман (Люкшин) считает, что для пресечения расползающегося внутри Церкви зла необходимы адекватные меры
30.08.2012
Все статьи Иеромонах Герман (Люкшин)
Двоесловие/Диалог
Снова о выставке «Двоесловие/Диалог»
Ответ на статью Игоря Романова
14.03.2019
Современное искусство заканчивается
Беседа с художником
28.09.2010
«Не верьте слезам богохульников»
Диакон Михаил Люкшин о завершении суда над организаторами кощунственной выставки «Запретное искусство»
14.07.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
30.01.2023 09:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Ладога
30.01.2023 09:06
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Белый дед
30.01.2023 08:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
30.01.2023 08:45
Евреи жмут, Россия поддаётся
Новый комментарий от Тимофей56
30.01.2023 08:43
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от Тимофей56
30.01.2023 08:22
Стоп-лист изменникам
Новый комментарий от Владимир Петрович
30.01.2023 07:21