1 июня в Москве в МВД России под председательством статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел России генерал-майора милиции Сергея Булавина состоялось очередное совместное заседание Организационного комитета по подготовке проекта федерального закона «О милиции» и Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, сообщает сайт МВД. В соответствии с Указом Президента России от 18 февраля 2010 года №208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» в МВД осуществляется разработка нового закона «О милиции». Правительству поручено к 1 декабря 2010 года внести соответствующий законопроект в Государственную Думу. В этих целях Министерством внутренних дел образован Организационный комитет по подготовке проекта федерального закона. В состав Оргкомитета вошли депутаты, сенаторы, видные общественные деятели, правозащитники, ученые, действующие сотрудники МВД России. Возглавляет Оргкомитет Сергей Булавин.
Первым этапом проводимой работы стала подготовка проекта Концепции проекта федерального закона «О милиции». На состоявшемся 27 апреля 2010 года совещании были обсуждены основные подходы к Концепции. Проект нового федерального закона предусматривает значительные отличия от действующей редакции закона «О милиции». В частности, планируется увеличить не только количество статей, но и глав в законопроекте (до 11 против 8 существующих разделов). Также планируется уточнить содержание норм, регламентирующих правовую основу деятельности милиции. С учетом специфики сферы, в которой действует милиция, и широты ее полномочий - вместо двух статей, касающихся принципов ее функционирования, предлагается выделить их постатейно в самостоятельную главу.
Особое внимание планируется уделить обязанностям и правам милиции. Обязанности, которые возложены на милицию корреспондирующими законами, подлежит скорректировать, освободив ее от несвойственных и дублирующих функций. Сегодня на МВД возложено около 40 задач, напрямую не связанных с противодействием преступности и охраной общественного порядка. В настоящее время во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами прорабатываются вопросы об их передаче по компетенции.
Как уже было обозначено в действующем законе «О милиции», предполагается закрепить партнерскую модель взаимоотношений милиции и общества, ориентированную на сотрудничество милиции с институтами гражданского сообщества и гражданами в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина, противодействия преступности и охраны общественного порядка. По мнению главы МВД Рашида Нургалиева, без системной работы, в которой задействованы все - милиция, семья, социальные институты, СМИ, общественная организации - качественного перелома в решении стоящих задач добиться трудно. Кроме того, за счет развития информационных технологий предполагается минимизировать прямые контакты милиционеров с населением. В частности, предусматривается дальнейшее внедрение системы автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения, переход на электронный документооборот, а также регистрацию заявлений и обращений граждан и предоставление общественно-значимых услуг в электронном виде.
В целях реализации требований Национальной стратегии противодействия коррупции, и борьбы с правовым нигилизмом, в целях обеспечения правовой грамотности и законности служебной деятельности, предлагается введение обязанности по ежегодной сдаче зачета на знание каждым сотрудником милиции Конституции России и нормативно-правовых актов, регулирующих его служебную деятельность, в том числе - международных документов.
Положения закона также будут направлены и на повышение уровня социальной защищенности сотрудников милиции. Предусматривается и ряд антикоррупционных мер. Важным фактором противодействия коррупции должна выступать высокая степень правовой защищенности и стабильности правового статуса сотрудника, что позволит обеспечить уверенность сотрудников милиции при исполнении служебных обязанностей.
В качестве приоритетных направлений деятельности милиции законом предусматривается профилактика преступлений. Также предлагается существенно расширить главу, регламентирующую осуществление контроля и надзора за деятельностью милиции. Наряду с существующими формами контроля планируется закрепить дополнительные формы общественного контроля. В частности - отчетность руководителей территориальных органов внутренних дел (милиции) перед представительными органами власти и органами местного самоуправления, придать общественному мнению роль одного из основных критериев в системе оценок эффективности работы милиции.
«На мой взгляд, все же главное не форма, а содержание, если внутреннее содержание работника милиции останется прежним, то как бы мы не меняли форму, ничто не изменится в работе милиции, - считает протоиерей Александр Шестак. - Вспомним слова из басни Крылова: "А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь". Поэтому милиция должна преобразиться изнутри. Во-первых, для начала надо бы сделать следующие шаги: сотрудник милиции вообще не должен произносить бранных слов ни в коллективе, ни тем более на народе. Во-вторых, мы не должны его видеть в нетрезвом состоянии ни дома в свободное от работы время, ни тем более, на службе. В-третьих, желательно, чтобы сотрудник милиции не курил. В-четвертых, сотрудник милиции не должен брать взяток. Если будут выполнены хотя бы эти четыре пункта, то никакие внешние изменения, изменения внешних структур не понадобятся. Если уж реформировать милицию, то надо начинать реформу с того, чтобы сотрудник милиции внутренне преобразился. Конечно, внутреннему преображению милиционера будет способствовать и внешнее реформирование. Чтобы сотрудник милиции отказался от взяток, его денежное вознаграждение должно повыситься минимум в три раза. Милиционеру должны быть предоставлены и социальные гарантии, чтобы он знал, что он может потерять, если совершит противоправные поступки. При таких условиях милиция будет нормально работать, а граждане будут относиться к ней с доверием».
«Необходимо менять отношение милиции к обществу. Если сотрудники милиции будут разговаривать с населением, независимо от статуса человека, как с равным, без злобы и ненависти, с любовью, то и население сразу откликнется, будет тоже иначе вести себя. Но это изменение должно быть повсеместным. Если один сотрудник милиции будет вести себя таким образом, а десять милиционеров будут вести себя по-прежнему, то мы не изменим отношения общества к милиции», - считает полковник милиции в отставке.
Отвечая на вопрос, каким образом можно победить коррупцию в милиции, отец Александр напомнил, что «в древности царь Камбиз содрал кожу с судьи, который брал взятки и обил ею кресло, на котором должен был сидеть следующий судья, но даже такое жестокое наказание не привело к тому, чтобы следующий судья не брал взятки». «Этот пример показывает, что внешние строгости хотя и могут несколько уменьшить коррупцию, но они не способны ее побороть. Для этого должны произойти изменения в самом человеке. Человек должен понять, для чего он пришел в этот мир. Если он это уяснит, то он поймет, что в мир он пришел не для того, чтобы построить себе хоромы, и даже не для того, чтобы воспитать детей или посадить дерево. Человек пришел в мир с одной единственной целью, он пришел для того, чтобы подготовить свою душу к встрече с Богом. Если человек будет это понимать, то никакие деньги не будут иметь для него большого значения. Другое дело, что в нашем обществе так же, как и в милиции, воцерковленных людей очень мало. Надо работать над тем, чтобы религия входила в милицейские структуры, чтобы так преподавались «Основы православной культуры», - считает священник.
По его мнению, милиция должна освободиться от несвойственных ей функций, в частности, от паспортного контроля, с нее должны быть сняты медвытрезвители, частично ГАИ. «ГАИ вообще может стать первым подразделением, которое перестанет брать взятки. Отсюда может пойти преображение милиции. В дореволюционной России МВД было значимым ведомством, которое могло многое запрещать, оно могло влиять на прессу. Напротив, сейчас МВД никак не влияет на телевидение. Это неправильно, поскольку телевидение сильно влияет на состояние преступности. В этой связи необходимо расширить полномочия МВД, например, надо предоставить ему право проводить криминалистическую экспертизу тех телепередач, которые выходят в эфир. Речь идет не о цензуре, а об экспертизе, хотя и цензура может иметь место, мы знаем, что ребенок вырастет таким, в каком духе мы будем его воспитывать. МВД закрывает глаза на произвол на телевидении и многое попускает. А надо бы не бояться того, что противники цензуры поднимут шум, ведь для нас главное - сохранить общество», - отметил заведующий сектором МВД и учебных заведений Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
«На сегодняшний день я бы поставил нашей милиции 3+ или 4-, поскольку она все же работает, например, за год погибли 410 сотрудников, которые сложили свои головы за нас, чтобы мы спокойно жили. Поэтому, с одной стороны, милиционеры проявляют героизм, а, с другой стороны, в милиции есть и неприятные вещи. Ощущается стремление государства к совершенствованию работы милиции, но в основном речь идет только о внешнем реформировании милиции, а нужно одновременно заниматься и ее внутренним преображением. А к этому стремления пока нет», - заключил протоиерей Александр Шестак.