Кроме того, негосударственные образовательные учреждения (НОУ) являются удивительным сектором свободной, творческой, конструктивной и весьма полезной государству активности граждан России.
В ежегодном обращении Президента России Д.А.Медведева к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. прозвучали слова, долгожданные для негосударственных, в том числе для православных школ: «Мы законодательно закрепим, - сказал Президент, - равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы...»
Учитывая необходимость инновационного развития страны, слова Дмитрия Анатольевича Медведева приобретают особую актуальность, поскольку становится очевидным, что только школы, где собраны педагоги с нестандартным творческим подходом к работе, способны системно формировать творческую молодежь.
К сожалению, сигнал, который дан высшим политическим руководством страны, еще не вполне осознан и услышан на уровне многих региональных чиновников от образования. Некоторые из них пытаются даже идти в противоположном направлении.
Так в конце ноября 2010 года Московский департамент образования резко сократил финансирование негосударственных школ Москвы, доля нормативного городского финансирования которых ранее составляла от 40% до 70%. Это может привести к закрытию более половины НОУ.
На сегодня в столице действует более 130 общеобразовательных и дошкольных негосударственных учебных заведений, являющихся некоммерческими организациями. Пять лет назад в Москве их было около 220. По данным директора Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР) РФ Александра Моисеева, количество НОУ по всей России за тот же период сократилось с 700 до 550.
Среди причин натиска чиновников от образования на НОУ экспертами озвучиваются две основные.
- в результате падения рождаемости в начале 90-х гг. началась жесткая борьба за учеников (подушевое финансирование);
- неизбывное желание мелких чиновников подобрать под себя все и вся, в том числе поживиться на процессе воспитания юного поколения.
Вторая причина порой приводит к рейдерским захватам в системе образования, когда увольняют по надуманным причинам «несговорчивых» директоров, пытающихся действовать в соответствии законодательством РФ и бороться с коррупцией в системе образования. Но, эта проблема касается, преимущественно, государственных школ. Так, например, произошло в школе N 1804 «Кожухово» (ЦАО г. Москвы), из которой уволен директор Л.А.Курбатова после того, как она подняла антикоррупционный вопрос о нарушениях при проведении конкурсов на размещение госзаказа на поставку в школу питания для детей.
Другой случай, о котором хотелось бы рассказать особо, это ситуация с попыткой закрытия Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей с отклонениями в развитии «Центр «Гелиос» в Санкт-Петербурге.
ГОУ «Центр «Гелиос» представляет собой детский дом, организованный по семейному принципу, исповедующий православный подход к жизни под духовным руководством Русской Православной Церкви. Он размещается в здании, реконструированном по решению Комитета по градостроительству и архитектуре Мэрии Санкт-Петербурга для реализации проекта малокомплектного детского дома.
В 1999 году Советом по федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования Российской Федерации ГОУ Центр «Гелиос» присвоен высокий статус «Федеральной экспериментальной площадки».
В апреле 2000 г. с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и на основании Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в детском доме был открыт домовый храм во имя иконы Божией Матери «Державная» в целях духовно-нравственного воспитания детей из «группы риска», что является дополнительным фактором более глубокого преображения молодых личностей и хорошим примером для всей российской системы образования.
Конфликт с закрытием детского дома и домового храма тянется уже полтора года. По формальным причинам местные чиновники от образования отказывают Центру в продлении образовательной лицензии, хотя о недопустимости таких действий и проволочек со стороны чиновников недавно заявил премьер-министр Владимир Путин.
Накануне Рождества 2010 года, все воспитанники ГОУ «Центр «Гелиос» были переведены в другие детские дома. Между тем, дети этого приюта считали себя единой семьей. Этот рождественский «подарок» детям сделали бездушные чиновники системы образования.
Как мы знаем, целью современной государственной социальной политики российского руководства является создание условий для повышения уровня социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в детских домах за счет уменьшения числа детей в этих учреждениях и одновременной реорганизации крупных детских домов в малокомплектные детские дома, жизнедеятельность в которых организована по семейному принципу.
И вот с таким уникальным малокомплектным детским домом и образовательным учреждением вразрез государственной политике борются местные чиновники системы образования.
К сожалению, у всех этих мелких чиновников в России очень много возможностей противостоять центральной государственной политике, и нам надо с этим что-то делать.
В заключении, хочу обратиться ко всем добросовестным чиновникам России, проводящим центральную линию власти на местах, помогать общими усилиями наводить порядок в этой стратегической сфере жизнедеятельности нашего государства.
Николай Бондаренко, председатель Правозащитного движения «ПЧЕЛКИ» в поддержку православных приютов и образовательных учреждений, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», специально для «Русской линии»