Руководство Русского культурного центра в Белграде (Русского Дома) объявило о том, что 27 января - в день памяти свт. Саввы Сербского (в русских святках день памяти свт. Саввы празднуется 2 днями ранее) состоится премьерный показ лунгинского "Царя". День свт. Саввы - это крупный общесербский праздник культуры и просвещения. Чиновники РФ не остались в стороне от организации торжеств.
Невольно вспоминается открытие Года России на Украине в 2003 году.
Тогда Росзарубежцентр в рамках проекта "Российское кино: премьера в Киеве" познакомил киевлян и гостей столицы с новым фильмом Александра Рогожкина "Кукушка". Перед показом фильма актёр Виктор Бычков сказал добрые и правильные слова, суть которых сводилась к тому, что героями не рождаются, но герои получаются из тех, "кто нужные книги в детстве читал..."
Напомню, что создатели фильма "Кукушка" сделали очередную вариацию на Чонкина. Причем складывалось такое ощущение, что образ главного героя фильма создавался буквально по учебнику. Карикатурность персонажа в кинематографе выстраивается нелепостью одежды; нелепостью еды; нелепостью речи и, в конечном итоге, нелепостью поведения.
Во время публичной полемики после показа у актера Виктора Бычкова спросили: "можно ли вырастить героев на таких фильмах"?
Виктор Бычков ответил, что задача фильма - рассказать языком притчи о том, что "зло от несвободы, от которой можно избавиться, лишь вернувшись к естественной жизни и к сознанию, которое таким укладом формируется".
Под "естественным сознанием" в фильме подразумевалось "магическое сознание", а под "естественной культурой" - отказ от "условностей цивилизованных обществ". "Цивилизованные общества" показаны в качестве источника войн. А войны, по мысли главной героини, не приносят никаких конкретных выгод лично воюющему.
Тогда Бычкову повторили вопрос: "воспитает ли фильм героев, если его создатели - пропагандируя тот уклад, который показался им "естественным" - просто присоединились к сонмищу растлителей, проповедующих оккультизм и "свободу секса"?
Другой вопрос был риторическим: какое отношение имеет нынешнее "российское кино" к Русской культуре, в рамках которой сформирована как система представлений об идеале личности, так и методология воспитания соответствующих качеств характера".
В то время - это было при Кучме - в украинском обществе еще не было однозначной проевропейской ориентации. И Россия ассоциировалась не с донецкими олигархами-феодалами, но с тем хорошим и добрым, о чем еще в основной массе народа хорошо помнили. Мы, активисты тогдашнего Русского Движения Украины, пытались убедить людей в том, что "хотя на Западе быт и комфортнее, зато у нас люди добрее и отзывчивее".
И вот государство Российское бьет нам в спину, внедряя в сознания жителей Украины "фантом России", нагруженный отталкивающими образами. И потом уже пошли - один бездарнее другого - фильмы Бондарчука-сына и т.п.
В феврале 2000 года в Панчево (северо-восточный пригород Белграда, административно принадлежащий Воеводине) мне довелось смотреть телепередачу, в которой обсуждалась мотивация прозападной ориентации Зорана Джинджича:
"Сербия стоит на перепутье. Куда нам идти? В сторону богатого и аморального Запада или в сторону бедной и гораздо более аморальной России? И если Клинтон кается в своих похождениях (соответствующие кадры), то Жириновский даже не собирается скрывать свою аморальность (и в кадре Вольфыч в бассейне шалит с какими-то особами)".
Кинофильм Лунгина будет очень кстати агрессивным русофобам из "Другой Сербии", для которых даже Тадич воспринимается излишне подверженным "романтической русофилии и прочим пережиткам сербского прошлого".
Все это настолько очевидные вещи, что, порою, и вовсе перестаешь сомневаться в верности логических построениях радикальных конспирологов.
Конечно, представители православной патриотической общественности Сербии предпринимают некоторые шаги, призванные подготовить сербских зрителей, ожидающих очередного "Острова" к тому, что будет на них вывалено. Неплохую статью подготовила известная писательница и тележурналистка из Нови Сада Радмила Войнович, в котором обратила внимание на основные подлоги, содержащиеся в фильме ("Цар Самодержавни или Антихрист всеја Расии?"). Кроме того, сайт "Борба за веру" в рубрике "Руска Линиjа у Србиjи" разместил материал "Труло месо у улози усиjаног гвожђа" (перевод Ранко Гойковичем статьи "Гнилое мясо в роли каленого железа"), который был подготовлен на основе высказываний авторов Русской Линии.
Можно, конечно же, поблагодарить чиновников РФ за то, что они заставляют всех нас "держаться в форме", но, может быть, реально сотрудничать во благо России еще и как-то по-другому, утверждая более привлекательный образ нашей Родины?
Ведь в то же самое время, когда в белградском Русском Доме будут крутить "Царя", и на Балканах, и в Париже проходят выставки достижений Османской империи. И Турция ведет планомерную работу по изменению общественного мнения относительно Османского прошлого.
Нетрудно догадаться, что никому из турок и в голову не придет идея съемок блокбастера под названием "Султан".
Павел Тихомиров, специально для "Русской линии"