Касаясь возможного визита папы Римского в Белоруссию, Т.Кондрусевич сообщил, что ему было передано приглашение Конференции католических епископов Беларуси посетить республику. "Папа добрыми глазами смотрел и ответил - "Как только Бог откроет двери, он (Папа Римский Бенедикт XVI - ИФ) войдет в них и приедет в Беларусь", - сказал католический митрополит Т.Кондрусевич.
Отмечая важность подписания соглашения между Белоруссией и Ватиканом, Кондрусевич сказал, что "работа ведется и ведется она очень интенсивно". "Это соглашение очень нужно, оно укрепит позиции белорусского Костела на международном уровне", - подчеркнул он.
В последнее время католики активизировали свою деятельность в Белоруссии, этому способствует государственная власть в лице белорусского президента Александра Лукашенко, который в ходе своего визита 27 апреля 2009 года в Ватикан пригласил папу Римского Бенедикта XVI посетить республику. Накануне визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Белоруссию католический митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич заявил о том, что в 2010 году, по его сведениям, может состояться встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским Бенедиктом XVI во время визита понтифика в Белоруссию.
Кроме того, наблюдается интенсификация отношений Ватикана с Россией. 3 декабря в ходе краткого визита в Ватикан Президент России Дмитрий Медведев встретился с папой Римским Бенедиктом XVI. По итогам встречи Президент России подписал Указ «Об установлении дипломатических отношений с Ватиканом». Со своей стороны, новый председатель ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) в конце ноября 2009 года заявил о том, что "сегодня можно говорить, что мы движемся к моменту, когда станет возможной подготовка встречи папы Римского и Патриарха Московского".
В связи с активизацией отношений Ватикана с Россией и Белоруссией мы попросили настоятеля храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректора некоммерческого Института русской культуры протоиерея Николая Головкина высказать свое мнение об опасностях сближения Ватикана с нашими странами.
«То, что президенты Медведев и Лукашенко вмешиваются во межцерковные отношения, мне кажется, неправильным. Это должна быть внутренняя проблема Церкви, а не чисто светская проблема. Россия установила дипломатические отношения с Ватиканом, Медведев заявляет, что он встречался с папой как с главой государства, конечно, Ватикан – это государство, которое имеет свои границы и даже маленькую армию, но ведь это почти фиктивное государство. Установить дипломатические отношения со всеми государствами мира Ватикан как государство не может в силу того, что у него не хватит дипломатических работников. Мне кажется, что Президент, устанавливая связи с папой Римский, всё-таки нарушает права канонической территории Православной Церкви, он вмешивается во внутрицерковные отношения. Медведев пытается вместо Патриарха решать вопросы взаимоотношения Церкви с католиками», - отметил протоиерей Николай Головкин.
«Что касается активизации католиков в Белоруссии, то в этой стране исторически были католики, вероятно, сказалось влияние католической Польши, которая находится рядом. Но это не дает право Лукашенко вмешиваться в дела Церкви, зная, что Белоруссия - это каноническая территория Русской Православной Церкви. Лукашенко не правомочен вмешиваться в церковные дела. Он как государственный деятель может встречаться с папой на территории Ватикана, но не может заключать никакие договора, которые бы касались церковной жизни», - считает отец Николай.
«Лукашенко и Медведев должны понимать, - продолжил он, - что Католическая церковь - это давно еретическая церковь, которая имеет много отступлений от канонов и нарушений постановлений Вселенских Соборов. Святые отцы поставили, что тому, кто что-то добавит к Символу веры, да будет анафема. Под анафему святых отцов попал и католицизм. Католики преданы анафеме, т.е. они еретики. Чистоту Символа веры сохранила только Вселенская Православная Церковь. Поэтому помогать еретикам, утверждаться на белорусской земле, исконно православной, - это значит впадать в грех. Лукашенко в данном случае прегрешает».
«Я вообще против даже социальных контактов с католиками. Некоторые настаивают на том, чтобы мы вместе с католиками и лютеранами реагировали на возникающие социальные вопросы. Я же считаю, что нет никакой необходимости в таком сотрудничестве. Мы просто должны сами реагировать на социальные проблемы, а если Католическая или так называемая «лютеранская церковь» тоже реагируют на те же самые проблемы, то речь должно вести не о сотрудничестве, а о совпадении мнений. Наши позиции по тем или иным вопросам, например, по гомосексуализму, с католиками и лютеранами могут совпадать, но для этого совсем не обязательно встречаться и собираться, не обязательно проводить совместные проекты, строить совместные детские лагеря и приюты. Зачем детей из православных семей воспитывать совместно с протестантскими и католическими детьми? Я против совместного социального служения. Мы в силах самостоятельно заниматься социальным служением, мы вполне можем обходиться без совместных действий с еретиками», - выразил уверенность священник.
«Я вообще против экуменизма. Говорят, что совместное социальное служение дает нам возможность свидетельствовать о Православии среди католиков, лютеран и других еретиков, но, как правило, получается, наоборот, они свидетельствуют о себе среди православных и не воспринимают наше свидетельствование. Я много ездил по Италии как обычный человек, нам давали гидов-католиков, которые ругали Византию и в целом византийскую культуру и Православие. Такое поругивание среди деятелей искусства и сейчас присутствует. Если они признают свои отступления от Вселенских соборов и засвидетельствуют это перед Православной Церковью, тогда можно встречаться и говорить с ними. Поскольку они отошли от Вселенской Православной Церкви, то, естественно, они должны свое отступление засвидетельствовать тому, кто сохранил чистоту веры. Наши встречи могут проходить только в таком формате», - уверен отец Николай.
«Хотя, конечно, католики сохранили апостольскую преемственность. Вся их иерархия законна с точки зрения апостольской преемственности, но они в то же время еретики, в этом заключена двойственность положения католиков, которые оставаясь еретиками, сохраняют апостольскую преемственность. Часто спрашивают, а спасутся ли простые католики, не иерархи? Нет, конечно, они не спасутся, так как они также свободные люди, имеющие свободную волю. Они могут получить возможность спасения, если выйдут из Католической церкви и примкнуть к Православию. Поскольку они не делают этого, ссылаясь на то, что они простые католики, что наверху виднее, значит, они согласны с еретическим учением католиков, а если они согласны с этим вероучением, - значит, они разделяют участь своих иерархов, участь папы. Простой католик не спасется, потому что он разделяет еретическое учение Католической церкви. Ответственны все и простой католик, а не только его иерархи. Это надо четко понимать. Когда мы говорим, что хороший католик или лютеранин могут спастись, этим мы допускаем слабость своего учения, допускаем, что Истина есть у католиков и протестантов. Мы не должны потворствовать их гибели. Поскольку они не принадлежат Апостольской и Вселенской Церкви, они еретики. Нужно четко говорить, что лютеране, протестанты, кальвинисты, католики не спасутся. Если мы будем делать для них допущение, то мы будем укреплять их в их еретичестве. Если мы не будем делать допущения, то может кто-то одумается, войдет в Православную Церковь и спасется. Ни в коем случае нельзя говорить, что глубоко верующий католик или протестант спасется. Такие допущения опасны прежде всего для них», - заключил протоиерей Николай Головкин.