"В 1988 году я был раввином израильского города Назарет, хотя родился в Швейцарии и учился в США… Вначале я прибыл в Москву как лектор Института изучения иудаизма при АН СССР, возглавляемого раввином Адином Штейнзальцем. Затем, в 1989 году, по приглашению главного раввина России Адольфа Шаевича, я возглавил раввинский суд СССР, а с 1993 года занял должность главного раввина Москвы", - рассказал о себе П.Гольдшмидт.
По его словам, раввинская деятельность на постсоветском пространстве существенно отличается от работы раввина в других странах. "Раввин в странах СНГ занимается не только духовными вопросами. Он занимается также организацией общины, созданием ее "с нуля" и дальнейшим обеспечением ее финансовой поддержкой. Возможно, через 20-30 лет это будет по-другому, но сегодня это так. В других странах, где веками существует еврейская религиозная жизнь и ее история не прерывалась как в России, общины нанимают раввинов. Здесь же все наоборот - раввин приезжает "на пепелище" и заново собирает общину", - заявил Гольдшмидт.
Отвечая на вопрос издания, что случится с еврейскими общинами, если в один момент из России уедут те еврейские лидеры, которые приехали сюда из-за рубежа, Гольшмидт признался: "Без помощи раввинов-иностранцев и финансовой подпитки из международных благотворительных фондов на сегодняшний день российская община существовать не сможет. Может быть, такой уровень самостоятельности будет достигнут через 20-30 лет, но пока этого нет. Пока что большинство иудейских общин России не может создать систему подготовки раввинов должного уровня. Как больница не может функционировать без хирургов, так и иудейская община не может существовать без тех людей, которых мы между собой называем "профессиональными евреями"... Несмотря на то что российские евреи уже испытывают потребность жить общинной жизнью, но обеспечить ее полное соответствие иудейской традиции могут только раввины, подготовленные в лучших ешивах Израиля и других стран, где высок уровень еврейского духовного образования".
Вместе с тем, раввин заявил, что общий уровень религиозности среди евреев России растет. "По нашим подсчетам, соблюдают святость субботнего дня около тысячи московских семей, несколько большее число прихожан придерживается кашрута - диетарных установлений иудаизма. Лет десять назад люди, решившие вести религиозный образ жизни, уезжали из страны, считая, что соблюдать заповеди Торы здесь невозможно. Сегодня быть соблюдающим заповеди иудеем в Москве вполне реально", - сказал он.
Отвечая на вопрос, не напоминают ли синагоги Москвы некие еврейские сервис-центры, где "в ход идут все маркетинговые инструменты, в том числе конкуренция цен", и почему получить развод в Московской хоральной синагоге стоит вдвое дороже, чем в Марьиной роще, Пинхас Гольдшмидт деловито сообщил, что его синагога предоставляет развод "лучшего качества". "Почему у нас это стоит больше? В Германии еврейский развод стоит 1000 евро, в Швейцарии не меньше. В Марьиной Роще создана новая структура, они хотят конкурировать и сбивают цену. Для потребителя в условиях конкуренции всегда есть выбор приоритета: меньше платить или получить услугу лучшего качества. В данном случае гарантия качества - двадцатилетняя история существования нашего раввинского суда", - заявил еврейский лидер.
Говоря о нашумевшей книге раввина Ицхака Шапиро, "разрешившего" в ней убивать детей "гоев", Гольдшмидт сказал: "Книга Ицхака Шапиро очень опасна. Опасна именно подобная интерпретация старинных религиозных текстов, не учитывающая современных реалий и представлений о сосуществовании народов и религий. Проблема в том, что сегодня в еврейском мире отсутствует единый духовный авторитет. Всегда находятся радикальные раввины, которые посредством современных коммуникаций имеют возможность широко распространять свои крайне консервативные и экстремистские идеи".