
"Но я не идеализирую, казачество. Да, оно гордое, имеет определенные амбиции, свои цели, порой даже меркантильные, но те "плюсы", которые казачество дает государству, с лихвой покрывают некоторые "минусы". Ведь в основе казачества заложена религиозность, казаки изучают Закон Божий, посещают богослужения, что является гарантией того, что их формирования не подпадут под влияние какой-либо экстремистской идеологии. То, что казаки окормляются Русской Православной Церковью гарантирует, что в их деятельности не будет перекосов. Как мне представляется, казачество может стать новым идеологическим национальным проектом страны", - считает священник.
Говоря о проблемах, стоящих сегодня перед казачеством, отец Виталий, заметил: "Во-первых, хоть сегодня и существует закон о казачестве, но он практически не исполняется. Казаки не имеют права носить оружие. Любое частное охранное предприятие, получившее лицензию, имеет приоритет перед казачеством, а это ненормально. Во-вторых, те казачьи классы и корпуса, которые сегодня создаются, замкнуты сами на себе, и после их окончания казаки теряют связь с общиной, растворяясь в общей массе. Связано это с тем, что не существует перехода в казачьи воинские части, которые практически все сократили. В-третьих, в целом по России, за исключением разве что Краснодарского края - традиционного места проживания казаков - слабо развито патриотическое воспитание. В центральной полосе России почти нет казачьих классов и корпусов, максимум, один-два класса на город, а это ничтожно мало. А между тем, нужна специальная программа по возрождению казачьих традиций. В школах нужно открывать казачьи классы, возможно, даже своими силами. Надо, чтобы эти ручейки сливались в общую реку, наполняющую казачьи войска, которые должны быть включены если не в состав Вооруженных сил России, то, по крайней мере, прикрепляться к комиссариатам, чтобы через них ребята пополняли казачьи войска".

"В казачьи классы можно принимать всех желающих, уважающих традиции казачества - для этого вовсе необязательно быть потомственным казаком. Хотя я сам по всем линиям потомственный казак (в моем роду есть и запорожские и кубанские казаки), но казаком может стать каждый, у кого есть такое желание. Присягу принял - ты уже казак. Ведь казачьи общины всегда принимали любого желающего. К тому же сегодня казачество формируется по-новому, нужна новая идеология, очищенная от примесей нацизма, шовинизма и других разрушительных черт. И возродив сильное казачество, можно использовать его для построения нового государства. Ведь казак - это состояние души, это боль человека за свою Родину, это патриотизм чистой воды. Казак и патриот - это фактически синонимы. Живя изначально на окраинах державы, казаки всегда были большими патриотами, чем те, кто жили ближе к центру страны", - рассказал священник.
Отвечая на вопрос, не может ли развитие казачьего самосознания привести к казачьему сепаратизму, отец Виталий заметил: "Казаки - это не отдельная народность, это один из органов русского тела, к тому же находящийся ближе к сердцу. Это носитель духа, ведь сердце - это носитель духа и души человека. Казаки веками строили Россию, поэтому все разговоры о казачьем сепаратизме абсолютно необоснованны. Они и сегодня могут помочь отстроить Россию заново и для этого их необходимо использовать".
Русская линия