"С начала 90-х мы многократно сталкивались с подобной ситуацией. В последнее время одним из таких бедствий стал ЕГЭ - единый государственный экзамен для выпускников средних школ. Об этом пресловутом "недоразумении из трех букв" (как метко обозвали ЕГЭ депутаты парламента) высказано и написано так много резко негативного, что вряд ли имеет смысл повторяться. Похоже, пора поставить вопрос несколько в ином ракурсе", - отмечается в статье.
"Прежде всего, стоит, наконец, четко обозначить противоборствующие стороны, то есть прикинуть, сколько в стране сторонников, и сколько противников ЕГЭ. В принципе, имеются материалы социологических опросов по данной проблеме, правда, датированные лишь летом прошлого года. Согласно опросам Фонда "Общественное мнение", одобрительно воспринимают введение ЕГЭ 18 % респондентов, неодобрительно - 36 %. Вдвое больше. А вот закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года по ряду предметов ЕГЭ будет обязательным для выпускников всех российских школ, поддерживают лишь 11 % граждан, тогда как больше половины - 54 % - считают, что у выпускников школ должно быть право выбора: либо сдавать ЕГЭ, либо экзаменоваться по прежней системе. Более свежих данных отечественные социологи не представили. По сведениям из информированных источников, Минобрнауки задействовал очень серьезные рычаги, чтобы убедить социологические службы не трогать эту тему. А то, глядишь, такие цифры выплывут...", - говорится в статье.
"Но, чтобы определить, на какие части это "трехбуквенное недоразумение" разделило общество, достаточно и сводок информагентств. Получается, что категорически "за" ЕГЭ выступает сам министр образования и науки, чиновники министерства, плюс примерно десятая часть родителей школьников, еще на что-то надеющихся. Больше "новаторскую затею" вслух, фактически, никто не поддерживает", - подчеркивает автор статьи.
"Теперь прикинем, кто "против". Прежде всего, это, как минимум, десятки тысяч родителей школьников по всей стране. Далее - большая часть учителей, которые понимают абсурдность подобного "тестирования" выпускников. Прибавим сюда те многие тысячи граждан, которые заканчивали школы без всяких ЕГЭ, а теперь вынуждены будут сдавать его, чтобы получить возможность поступать в институты. Против ЕГЭ категорически выступают самые авторитетные представители педагогической науки. Столь же негативно настроены и руководители ведущих ВУЗов страны во главе с ректором МГУ Виктором Садовничьим, которые неоднократно публично заявляли, что результаты ЕГЭ неприемлемы для оценки уровня подготовки абитуриентов", - сказано в статье.
"Резко негативное отношение к ЕГЭ высказывают соответствующие департаменты московского правительства и мэр столицы Юрий Лужков. По его мнению, из-за введения единого госэкзамена вся российская система образования зашла в полный тупик. "Ну и что хорошего, если мы прибавляем кол к той двойке, которую очень и очень многие получают на экзамене по ЕГЭ? Что это? Это вынужденная мера, нелогичная, непонятная. Может быть, это ЕГЭ нужно просто взять и отменить, и вернуться к той самой нашей традиционной системе, которая готовила неплохих специалистов. Имея такую многоликую страну, многоукладную, многоуровневую и по образованию, и по территории, мы привели ее к какому-то одному дурацкому стандарту", - весьма откровенно и категорично заявил Лужков на совместном заседании Совета ректоров государственных вузов Москвы и области и московского правительства", - отмечается в публикации.
"В свою очередь, председатель Совета Федерации Сергей Миронов - третье лицо в государстве - на заседании комиссии по изучению результатов эксперимента с ЕГЭ четко заявил: "С этого года единый госэкзамен будет проводиться в штатном, а не экспериментальном режиме. Это может привести к негативным последствиям для всего нашего общества - прежде всего, для экономического развития страны". По мнению Миронова, необходимо провести всесторонний объективный анализ того, как внедрение ЕГЭ негативно сказалось на общем качестве российского образования. Председатель СФ призвал коллег-парламентариев к "правильной осаде чиновничьего бастиона", предложил предоставить обществу достоверную и всестороннюю информацию о последствиях единого госэкзамена: "Убежден, рано или поздно эта информация сделает свое дело - ЕГЭ в его нынешнем виде будет отменен"", - цитирует слова спикера Совета Федерации автор публикации.
"Наконец, не обошел вниманием злополучный ЕГЭ и Президент России Дмитрий Медведев. На заседании оргкомитета "Победа", посвященном предстоящему юбилею Победы в Великой Отечественной войне, он вспомнил о попавших к нему в руки материалах по подготовке к ЕГЭ для школьников и возмутился: "Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной Армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введение погон; введение должности полевого священника; формирование специальной службы для выкупа пленных у противника... Просто удивительно, чудовищно. Если мы и дальше будем по таким учебникам готовить наших школьников, представляете, какие у них знания будут о войне!"" - напоминает слова Президента автор статьи.
"Итак, ЕГЭ крайне жестко критикуют и родители с учителями, и высшие должностные лица государства. Резко и категорично отвергают люди и в самых дальних провинциях, и в столице. Другими словами, в кои-то веки у представителей власти и народа сформировалась общая точка зрения на весьма актуальную проблему - против ЕГЭ чуть ли не все общество! Казалось бы, надо порадоваться этому единению и, как минимум, приостановить действие закона "О едином государственном экзамене", чтобы не совершить в очередной раз большой глупости. Вдуматься, разобраться, прислушаться к мнению большинства - и сделать конкретные оргвыводы", - отмечается в статье.
"Что мешает? Неужели все дело в твердокаменной позиции Минобрнауки, где затратили на разработку этого "недоразумения" гигантские суммы и теперь вынуждены стоять насмерть? Ведь, если сегодня отменить ЕГЭ, у граждан, а, возможно, и у органов государственного финансового контроля возникнет вполне резонный вопрос - "где деньги?". Почему столь бездарно потрачены такие суммы? И кто за это должен отвечать?" - вопрошает автор публикации.
""Это чисто политические, пиаровские акции. Я считаю, что это аморально - за счет детей и их родителей создавать себе публичную заметность", - заявил недавно Андрей Фурсенко в ходе правительственного часа в Госдуме, в ответ на критику в адрес ЕГЭ, которая обостряется накануне проведения этого экзамена. Министр уверял депутатов, что те, кто нагнетает напряженную обстановку вокруг ЕГЭ, "создают огромные проблемы огромному количеству ребят". Как сказал министр, "это абсолютно неприемлемая вещь, они прекрасно понимают, что ничего не изменится!"" - цитируются в публикации слова министра образования и науки.
"Однако, как уже очевидно, "обстановку нагнетает" большая часть общества. Разве оно не имеет на это права? Это весьма напоминает известный анекдот, когда вся рота идет не в ногу, и лишь один старшина шагает "в ногу". И сколько не пытайся такого старшину вернуть в русло здравого смысла, все усилия будут бесполезны. Правда, есть еще один способ борьбы со скандальной инициативой чиновников - иски граждан о законности введения единого государственного экзамена направлены в Конституционный и Верховный суды. И в данной ситуации это будет уже не просто юридическим разбирательством по поводу нормативного акта. Де-факто это станет судебным процессом "Общество против ЕГЭ". Или, наоборот, "ЕГЭ против России"", - отмечает автор статьи, опубликованной интернет-журналом "Новая политика".
Русская линия