"Надо учитывать, что православный человек постоянно имеет дело с постами - среда, пятница в течение целого года, четыре больших поста. Православная Церковь в этом отношении наиболее аскетична и наиболее строга. Семь недель Великого поста, Рождественский пост тоже сорок дней, Петровский пост, продолжающийся от трех до пяти недель. Кроме того двухнедельный Успенский пост - но это одно удовольствие: созревают все фрукты-овощи. Любой православный человек регулярно причащается и перед причастием постится от недели до трех дней, причем этот пост без рыбы, без других послаблений. По одной из традиций православной религии человек идет в храм утром в воскресенье и каждый большой праздник натощак. У кого насколько здоровье позволяет", - добавил священник.
"Так что православные люди привыкают к посту. Я, к примеру, не ем до полудня, мне не хочется есть, я так привык. День для меня обычно начинается с богослужения, я монах, да и многие православные люди приучены с утра не есть, потому что утром молитва, кто-то не ест до обеда. Все легко и просто, когда есть такая привычка. Уже и объедаться неприятно", - добавил он.
"Пост доставляет такие переживания душе, которые ничто другое не доставляет. Пост только тогда пост, когда соединяется с молитвой. Постом люди причащаются, человек больше, чаще молится, в храм чаще ходит. Палитра того, что связано с постом, гораздо богаче, глубже, интересней, красивее, чем то, что связано с едой. Для меня это дело приятное и радостное. Постимся постом приятным, как поется в одном из исполнявшихся сегодня православных песнопений", - заключил батюшка.
В свою очередь, священник Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, главный редактор радиопрограммы "Благовещение", назвал пост возможностью восстановить истинную иерархию ценностей.
"Смысл поста в некоторой попытке утруждения своей телесной и душевной сферы, ущемления этой сферы для того, чтобы дать возможность, для того чтобы попытаться выстроить с Божьей помощью в нас самих изначально задуманную, Богом данную иерархию ценностей. Дух человеческий взаимодействует с духом Божиим, и тогда все в человеке просвещается", - сказал священник.
"Вследствие грехопадения все исказилось в человеке, стало превалировать телесное и душевное, телесное паразитирует на душевном, душевное на духовном. Дух оказывается угнетен. Пост - один из необходимых способов, который позволяет дать в человеке свободу духа. Это все нужно для усовершенствования опыта общения с Богом, в том числе для восприятия радости этого общения, праздничной радости. Ведь Великий пост предшествует Пасхе - и если бы он не заканчивался Пасхой, он не имел бы смысла. А сегодня пост - это способ подготовить себя к восприятию торжества Воскресения Христова", - подчеркнул священник.