До сих пор Россия и Сербия твердо противостояли всем попыткам узаконить фактическую самостоятельность Косово, препятствовали признанию его независимым государством. В последнее же время стало широко распространяться мнение, что, якобы, "согласие" в этом вопросе достигнуто. Либералы в Белграде, якобы, готовы смириться с потерей Косово ради вхождения в Евросоюз и будут протестовать лишь на словах, чтобы окончательно "не потерять лицо" в глазах сербского общественного мнения. А Россия-де, готова признать независимость Косово, т.к. сербское руководство уже не против, да и свои российские резоны к тому есть. Резоны же эти в том, чтобы, спекулируя на косовском прецеденте, признать независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, а то и включить их в состав РФ.
Совсем недавно газета Financial Times со ссылкой на анонимные дипломатические источники сообщила, что Россия и Китай, препятствовавшие до сих пор в Совете Безопасности ООН легитимизации косовского сепаратизма, дали понять Вашингтону: особых возражений больше нет. Одновременно в российской прессе появились комментарии на заявление Геннадия Букаева, заместителя премьер-министра РФ, о готовности принять в состав РФ Южную Осетию после появления косовского прецедента. Логика комментариев к этому заявлению (больше похожих на пробный информационный шар) все та же: "Раз уж независимость Косово неизбежна, надо не упираться без толку, а и о своих интересах подумать".
Какова же принципиальная допустимость для России предлагаемого сценария, и получим ли мы в действительности от этого практические выгоды?
Моделируя стратегию внешней политики не на один год, а на сколько-нибудь серьезный срок надо помнить, что политика, несмотря на примат целесообразности, действенна только тогда, когда покоится на твердых ценностях и ориентирах. А значит признавать черное - белым, а белое - черным - нельзя, какие бы сиюминутные соображения и выгоды к этому не подталкивали.
Косово - это сердце Сербии. Концентрация культурно-исторических памятников на единицу площади здесь выше, чем в любой другой части Европы. В крае находится более половины всех сербских святынь - около 1300 памятников сербской культуры, включая 200 церквей и монастырей. Отдать их на разграбление албанским националистам - значит лишить сербский народ его духовной опоры в прошлом, а, значит, и в будущем. На руку это может быть только тем, кто хочет разрушить цивилизационную самобытность сербского народа, и его традиционную систему ценностей (неотъемлемой частью которой является его вековая ориентация на православную Россию).
Даже если все белградские демократы поголовно сойдут с ума и согласятся на духовную кастрацию своего народа ради членства в ЕС, Россия соглашаться с таким надругательством над православными, а, значит, не только сербскими, но и нашими святынями ни при каких обстоятельствах не должна. Тем более что никаких обстоятельств, нас к этому вынуждающих, в реальности и нет.
Пресловутая неизбежность Косовской независимости - это миф. До тех пор, пока Россия будет блокировать попытки отменить резолюцию Совета Безопасности ООН N 1244 "О нерушимости (!) международно-признанных границ Сербии и Черногории с Албанией и Македонией" независимость албанцам может только сниться. Причем, никаких издержек нам эта позиция не стоит и никакой особой твердости являть российскому руководству для сохранения статус-кво не надо. Хуже чем сейчас отношения Белграда с Приштиной не будут. А лучше? Кто знает, что будет через 10, 50 или 100 лет.
Не выдерживает критики и вопрос о возможности разменять Косово на наши самопровозглашенные республики. При более пристальном рассмотрении и эти соображения не кажутся серьезными, даже если отбросить понятия морали и долга. Кто сказал, что согласись мы одобрить в СБ ООН отделение Косово от Сербии, за нами признают право распространять косовский прецедент на постсоветское пространство? Уже сейчас обсуждая "косовскую независимость" западные дипломаты старательно подчеркивают исключительность ситуации и ее непереносимость на другие регионы планеты. Да нам это и не обязательно. Зачем закреплять де-юре вхождение спорных постсоветских территорий в состав РФ как субъектов федерации? Было бы желание добиться фактического единства, а подкрепить это единство иными юридическими конструкциями можно без труда, - важно реальное положение дел, а не чье-то признание. Да и почему, собственно, Запад может создавать "исключительные случаи" с пересмотром государственных границ, а мы нет? А если нам так необходимо убедить Запад смириться с нашими особыми отношениями с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией, или их прямым вхождением в состав РФ, то надеяться надо не на "прецеденты", а на свои собственные силы, упрямство и волю к достижению поставленной цели. В любом случае начинать надо не со сдачи Косово. Путин помнится уже делал односторонние уступки в виде ликвидации станции РЛС на Кубе и военно-морской базы в Камрани, ответной благодарности от американцев мы тогда так и не дождались.
Достичь чего-либо в современном жестоком мире можно не в результате хороших отношений с нашими геополитическими соперниками, а благодаря верному пониманию своих интересов и способов их достижения, а также умению точно соотносить сложность обстановки с наличными ресурсами. Уступчивость на международной арене ничуть не лучше агрессивности. Громыко на Западе получил прозвище "господин Нет", Козырева называли "господин Да". Кто из них - выдающийся государственный деятель, а кто - позор российской дипломатии, объяснять не надо.
А что касается соблазна "разменов", то это симптомы бесцельности российской внешней политики, ее сиюминутности и ценностной дезориентации. Сдавать позиции в надежде сохранить и без того нам принадлежащее - глупо, а в случае с Косово и аморально.
Константин Новиков, депутат Тульской областной думы, специально для Русской линии