«Почётней быть твердимым наизусть...»

16 мая 2017 г. исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и художника Максимилиана Волошина

22.05.2017

В начале XX века в России одним из наиболее проницательных свидетелей и мужественных участников происходящих судьбоносных событий стал выдающийся русский поэт Максимилиан Александрович Волошин (16.05.1877 - 11.08.1932).

Будущий мастер слова родился в Киеве в состоятельной русской семье. Отец рано умер, воспитанием сына занималась мать - широко образованная, умная, деятельная женщина. В 1893 г. семья приобрела участок земли в Коктебеле. В 1913 г. дачное строение Волошиных было кардинально пере-строено в знаменитый «Дом поэта».
 
После окончания гимназии Максимилиан поступил на юридический факультет Московского университета. Ввиду активного свободомыслия и участия в студенческом движении образование юноше пришлось завершать в Париже.
  
Начиная с 1899 г. Волошин много путешествует, изучая европейские языки, литературу и живопись в знаменитых музейных собраниях Старого Света.
 
Тогда же молодой литератор побывал в Средней Азии, о чем позднее свидетельствовал: «Полгода, проведённые в пустыне с караваном верблюдов, были решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». Образы и мотивы древней мудрой Азии навсегда вошли в творчество поэта. Из Средней Азии Волошин вновь приезжает в Париж для продолжения образования и самообразования, периодически отправляясь в странствия по Средиземноморской ойкумене, погружаясь в историю эллинов, римлян, ромеев, Карфагена, египетских царств, испанских морских экспедиций... Увиденное, тщательно изученное и осмысленное входило в ткань текстов Волошина о Родине, поэтических описаний Крыма как места встречи цивилизаций, различных исторических эпох.
  
Пытливый мыслитель в своей поэзии пытался постичь философию мироздания, математику социальной архитектоники общества, метафизику религиозных движений. Обретённые в результате непрерывного и неустанного самообразования знания в области философии, религиоведения, истории, естествознания, и в первую очередь физики, астрономии, космогонии, космологии, поднимали творчество поэта на уникальную гносеологическую высоту. Это позволяло с удивительной полнотой и глубиной живописать картину окружающего мира и происходящих событий, всесторонне прослеживать исторические пути и перспективы во всей их сложности и многообразии.
  
Поэзия Волошина не могла стать широко популярной, поскольку «во многой мудрости много печали и приумножающий знания приумножает скорбь...»
  
Сам Волошин к славе и литературному успеху никогда не стремился, поднимаясь над «суетой сует», избегая «томления духа» и занимая жизненную позицию мудрого мыслителя и фаталиста, немногословного свидетеля и исследователя цветущей сложности высших достижений мировой культуры в период тектонических потрясений мироустройства.
 
В начале века Волошин занял почётное место в поэтическом цеху символистов, сохраняя верность киммерийской арфе образов и созвучий природы, народов, эпох. Наполненная глубокими космогоническими, историческими, религиозными, географическими аллюзиями, образами, смыслами, поэзия Волошина повествует о вечных началах, путях человеческой жизни в период смут и потрясений. Это особенно актуально в наше время балансирования мира на грани мировой войны для наших современников, ищущих правду бытия, смысл жизни, объяснение причуд судьбы в земной юдоли скорбей, вопиющей несправедливости, безумной алчности...
  
Эпические темы и сюжеты стихов поэта настолько масштабны, что сами тексты вызывают представления о стелах с высеченными на них текстами, об инкунабулах в книгохранилищах средневековых цитаделей-монастырей. Предшественниками Волошина в отечественной поэзии критики условно называют Баратынского и Тютчева, из современников были близки ему Брюсов и Блок. Литературоведы единодушно отмечали глубину содержания и безукоризненность формы стихов, богатый красочный, полный внутренней энергии язык и широту дарования строителя «Дома поэта». Волошин в совершенстве знал французский язык. Эталонными стали его интерпретации на русском языке поэзии Анри де Ренье, Эмиля Верхарна, Виктора Гюго...
  
Осмысление Волошиным пути поэта, его миссии и трагической судьбы представлены в таких откровениях и манифестах, как «Подмастерье», «Венок сонетов», «Как некий юноша в скитаньях без возврата...»
   Особое место в творчестве Волошина посвящено женскому началу в природе и обществе, женственности как объединяющей и созидающей нити Ариадны, выводящей человечество из ловушек и преткновений современного мира («Она», «Реймская Богоматерь»...).
  
С высоты своих знаний, таланта, опыта Волошин высказывал глубокие и мудрые мнения по современным ему процессам в литературе и живописи. Так, например, Максимилиан Волошин публично, глубоко аргументированно раскрыл гнусно-клеветническую и антиэстетическую сущность живописного пасквиля Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
  
Мнение Волошина не было услышано власть предержащими: полотно продолжало пробуждать в среде отечественной интеллигенции (образованщины?) ненависть к русской государственности, к отечественной истории. Определённые международные силы кистью своего слуги беспрепятственно загодя готовили ритуальное действо в подвале «Ипатьевского» дома...
  
Суд времени в течение столетия показал, что жизнь Максимилиана Волошина, его творчество состоялись во имя и во славу России. Большое видится на расстоянии. Из европейского далека поэт непрерывно наблюдал, изучал, обдумывал родного ему «русского сфинкса», чтобы в итоге привести на родину всё лучшее, что им было найдено, накоплено, осознано во время зарубежных странствий, во время разлуки с родиной.
 
 В 1916 г., в разгар Мировой войны, Максимилиан Волошин навсегда вернулся в Россию, в Коктебель, в возведённый по его собственным чертежам «Дом поэта». Началась «страстная седмица» его жизни.
 
Поэт осуждал бойню мировой войны, отрицал насильственное, революционное разрушение государства, когда низменные человеческие страсти толпы выплёскиваются наружу и сметают всё на своём пути. Волошин прекрасно понимал, что после возвращения ожидает его в мятущейся России, в Крыму: «С каждым днём всё диче и всё глуше мертвенная цепенеет ночь: смрадный ветр, как свечи, жизни тушит, не позвать, не крикнуть, не помочь...»
  
Поэта-миротворца бесчинствующие, алчущие русской крови «комиссары в пыльных шлемах» несколько раз выводили на расстрел. Каждый раз в последний момент Волошина спасало счастливое стечение обстоятельств. В свою очередь, контрразведка «белых» пристрастно интересовалась, почему «красные» всё-таки не прикончили поэта... Проповедь мудрого русского мыслителя о том, что гражданская война - безумство братоубийства, которое необходимо прекратить, воспринималась враждебно обеими воюющими сторонами: «Кто не за нас, тот против нас: нет равнодушных - правда с нами!» Выходя из очередных узилищ «красных» и «белых», Волошин оставался верен себе и последовательно укрывал в «Доме поэта» в Коктебеле всех, кому грозила опасность: «А я стою один меж них в ревущем пламени и дыме и всеми силами своими молюсь за тех и за других»...
  
«Средь чёрных пламеней, среди пожарищ мира» Волошин в своей поэзии («Заклинание о земле Русской», «Из бездны», «Преосуществление»...) прозревал великое будущее русского народа, космически-созидательную миссию «неопалимой купины» - России. Страна казалась поэту до времени скрытой под пеплом трагической истории, под прессом государства господствующего чужебесия, под пеленой летаргического сна национального духа... Знаток истории земных цивилизаций, Волошин в эпицентре небывалой национальной катастрофы свидетельствовал в своей поэзии сохранение и продолжение великой исторической миссии России.
  
Феномен личности Волошина и его «Дом поэта» наряду с Крещением князя Владимира, свершениями князя Потёмкина-Таврического, Севастопольской обороной, подвигами Великой Отечественной войны стал символом Русского Крыма, а дом в Коктебеле - форпостом отечественной культуры на южных рубежах русского мира.
  
Высший вид искусства - это хорошо прожитая жизнь.
  
В судьбе человека особенно важны завершающие жизненный путь годы - время кристаллизации многолетнего опыта, работа памяти: обобщение впечатлений потока жизни, творческий, духовный синтез увиденного, прожитого, передуманного, прочувствованного, совершённого, упущенного и не сделанного...
  
Пройдя бурление и максимализм молодости, претерпев все искушения и соблазны европейской культуры, «блеск всех великих фетишей и всех научных заблуждений», поэт сохранил русское устроение души, любовь и верность Отечеству. Вступив в период мудрости, совпавший по времени с Мировой войной и крушением европейских монархий, Волошин оставил материально благополучный западный мир и вернулся в своё объятое смутой Отечество для того, чтобы до конца разделить трагическую и величественную судьбу своего народа. Действительно, Волошин слишком хорошо понимал, что происходит в России, судя по таким его концептуальным стихотворениям, как «Гражданская война», «Ангел мщенья», «С каждым днём всё диче и всё глуше», «Демоны и глухонемые», «Путями Каина»...
  
Пример гражданского мужества Волошина особенно актуален в наше время, когда в поисках лучшей (сыто-комфортной) жизни миллионы плененных миражами западной «демократии» наших соотечественников в годину испытаний отправились жить в «тёплые страны». По-особому именно сейчас звучат клятвенные «глаголы жизни» сына России, поэта и гражданина Максимилиана Волошина, обращённые к Отечеству: «Умирать, так умирать с тобой, и с тобой, как Лазарь, встать из гроба!»
  

В наше время разрушения отечественного образования и торжества интернет-невежества всем нам следует изучать и запоминать образно богатые стихотворные откровения мудрого, прозревающего тайны русской судьбы, всесторонне образованного мыслителя, поэта, гражданина.
   

Пророческими оказались его слова: «...Почётней быть твердимым наизусть и списываться тайно и украдкой - при жизни быть не книгой, но тетрадкой»...
   

А.С. БОЧКОВ,
   член Русского исторического общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=12106

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
А. Бочков:
О катастрофе в русском образовании
Фильм «Последний звонок» воодушевляет и вооружает
07.02.2018
«Божеское и человеческое, вечное и сиюминутное...»
Живописная археология Сергея Кириллова
30.05.2017
«Почётней быть твердимым наизусть...»
16 мая 2017 г. исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и художника Максимилиана Волошина
22.05.2017
Мастер светлого покоя
Художнику Евгению Соколову исполнилось 80 лет
06.02.2017
Вечная память Бородина
В этом году исполняется 15 лет возобновления литургической жизни в Спасо-Бородинском монастыре на поле воинской славы России
08.08.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Полтораки
2020-08-07 11:49
Так кто же раскольник?
Новый комментарий от monarhist
2020-08-07 11:27
Кесарю – Божие
Новый комментарий от Валерий
2020-08-07 10:31
Связь Ходорковского с ЦРУ
Новый комментарий от monarhist
2020-08-07 08:55