«Почётней быть твердимым наизусть...»

16 мая 2017 г. исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и художника Максимилиана Волошина

0
359
Время на чтение 7 минут

В начале XX века в России одним из наиболее проницательных свидетелей и мужественных участников происходящих судьбоносных событий стал выдающийся русский поэт Максимилиан Александрович Волошин (16.05.1877 - 11.08.1932).

Будущий мастер слова родился в Киеве в состоятельной русской семье. Отец рано умер, воспитанием сына занималась мать - широко образованная, умная, деятельная женщина. В 1893 г. семья приобрела участок земли в Коктебеле. В 1913 г. дачное строение Волошиных было кардинально пере-строено в знаменитый «Дом поэта».

После окончания гимназии Максимилиан поступил на юридический факультет Московского университета. Ввиду активного свободомыслия и участия в студенческом движении образование юноше пришлось завершать в Париже.

Начиная с 1899 г. Волошин много путешествует, изучая европейские языки, литературу и живопись в знаменитых музейных собраниях Старого Света.

Тогда же молодой литератор побывал в Средней Азии, о чем позднее свидетельствовал: «Полгода, проведённые в пустыне с караваном верблюдов, были решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». Образы и мотивы древней мудрой Азии навсегда вошли в творчество поэта. Из Средней Азии Волошин вновь приезжает в Париж для продолжения образования и самообразования, периодически отправляясь в странствия по Средиземноморской ойкумене, погружаясь в историю эллинов, римлян, ромеев, Карфагена, египетских царств, испанских морских экспедиций... Увиденное, тщательно изученное и осмысленное входило в ткань текстов Волошина о Родине, поэтических описаний Крыма как места встречи цивилизаций, различных исторических эпох.

Пытливый мыслитель в своей поэзии пытался постичь философию мироздания, математику социальной архитектоники общества, метафизику религиозных движений. Обретённые в результате непрерывного и неустанного самообразования знания в области философии, религиоведения, истории, естествознания, и в первую очередь физики, астрономии, космогонии, космологии, поднимали творчество поэта на уникальную гносеологическую высоту. Это позволяло с удивительной полнотой и глубиной живописать картину окружающего мира и происходящих событий, всесторонне прослеживать исторические пути и перспективы во всей их сложности и многообразии.

Поэзия Волошина не могла стать широко популярной, поскольку «во многой мудрости много печали и приумножающий знания приумножает скорбь...»

Сам Волошин к славе и литературному успеху никогда не стремился, поднимаясь над «суетой сует», избегая «томления духа» и занимая жизненную позицию мудрого мыслителя и фаталиста, немногословного свидетеля и исследователя цветущей сложности высших достижений мировой культуры в период тектонических потрясений мироустройства.

В начале века Волошин занял почётное место в поэтическом цеху символистов, сохраняя верность киммерийской арфе образов и созвучий природы, народов, эпох. Наполненная глубокими космогоническими, историческими, религиозными, географическими аллюзиями, образами, смыслами, поэзия Волошина повествует о вечных началах, путях человеческой жизни в период смут и потрясений. Это особенно актуально в наше время балансирования мира на грани мировой войны для наших современников, ищущих правду бытия, смысл жизни, объяснение причуд судьбы в земной юдоли скорбей, вопиющей несправедливости, безумной алчности...

Эпические темы и сюжеты стихов поэта настолько масштабны, что сами тексты вызывают представления о стелах с высеченными на них текстами, об инкунабулах в книгохранилищах средневековых цитаделей-монастырей. Предшественниками Волошина в отечественной поэзии критики условно называют Баратынского и Тютчева, из современников были близки ему Брюсов и Блок. Литературоведы единодушно отмечали глубину содержания и безукоризненность формы стихов, богатый красочный, полный внутренней энергии язык и широту дарования строителя «Дома поэта». Волошин в совершенстве знал французский язык. Эталонными стали его интерпретации на русском языке поэзии Анри де Ренье, Эмиля Верхарна, Виктора Гюго...

Осмысление Волошиным пути поэта, его миссии и трагической судьбы представлены в таких откровениях и манифестах, как «Подмастерье», «Венок сонетов», «Как некий юноша в скитаньях без возврата...»
Особое место в творчестве Волошина посвящено женскому началу в природе и обществе, женственности как объединяющей и созидающей нити Ариадны, выводящей человечество из ловушек и преткновений современного мира («Она», «Реймская Богоматерь»...).

С высоты своих знаний, таланта, опыта Волошин высказывал глубокие и мудрые мнения по современным ему процессам в литературе и живописи. Так, например, Максимилиан Волошин публично, глубоко аргументированно раскрыл гнусно-клеветническую и антиэстетическую сущность живописного пасквиля Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».

Мнение Волошина не было услышано власть предержащими: полотно продолжало пробуждать в среде отечественной интеллигенции (образованщины?) ненависть к русской государственности, к отечественной истории. Определённые международные силы кистью своего слуги беспрепятственно загодя готовили ритуальное действо в подвале «Ипатьевского» дома...

Суд времени в течение столетия показал, что жизнь Максимилиана Волошина, его творчество состоялись во имя и во славу России. Большое видится на расстоянии. Из европейского далека поэт непрерывно наблюдал, изучал, обдумывал родного ему «русского сфинкса», чтобы в итоге привести на родину всё лучшее, что им было найдено, накоплено, осознано во время зарубежных странствий, во время разлуки с родиной.

В 1916 г., в разгар Мировой войны, Максимилиан Волошин навсегда вернулся в Россию, в Коктебель, в возведённый по его собственным чертежам «Дом поэта». Началась «страстная седмица» его жизни.

Поэт осуждал бойню мировой войны, отрицал насильственное, революционное разрушение государства, когда низменные человеческие страсти толпы выплёскиваются наружу и сметают всё на своём пути. Волошин прекрасно понимал, что после возвращения ожидает его в мятущейся России, в Крыму: «С каждым днём всё диче и всё глуше мертвенная цепенеет ночь: смрадный ветр, как свечи, жизни тушит, не позвать, не крикнуть, не помочь...»

Поэта-миротворца бесчинствующие, алчущие русской крови «комиссары в пыльных шлемах» несколько раз выводили на расстрел. Каждый раз в последний момент Волошина спасало счастливое стечение обстоятельств. В свою очередь, контрразведка «белых» пристрастно интересовалась, почему «красные» всё-таки не прикончили поэта... Проповедь мудрого русского мыслителя о том, что гражданская война - безумство братоубийства, которое необходимо прекратить, воспринималась враждебно обеими воюющими сторонами: «Кто не за нас, тот против нас: нет равнодушных - правда с нами!» Выходя из очередных узилищ «красных» и «белых», Волошин оставался верен себе и последовательно укрывал в «Доме поэта» в Коктебеле всех, кому грозила опасность: «А я стою один меж них в ревущем пламени и дыме и всеми силами своими молюсь за тех и за других»...

«Средь чёрных пламеней, среди пожарищ мира» Волошин в своей поэзии («Заклинание о земле Русской», «Из бездны», «Преосуществление»...) прозревал великое будущее русского народа, космически-созидательную миссию «неопалимой купины» - России. Страна казалась поэту до времени скрытой под пеплом трагической истории, под прессом государства господствующего чужебесия, под пеленой летаргического сна национального духа... Знаток истории земных цивилизаций, Волошин в эпицентре небывалой национальной катастрофы свидетельствовал в своей поэзии сохранение и продолжение великой исторической миссии России.

Феномен личности Волошина и его «Дом поэта» наряду с Крещением князя Владимира, свершениями князя Потёмкина-Таврического, Севастопольской обороной, подвигами Великой Отечественной войны стал символом Русского Крыма, а дом в Коктебеле - форпостом отечественной культуры на южных рубежах русского мира.

Высший вид искусства - это хорошо прожитая жизнь.

В судьбе человека особенно важны завершающие жизненный путь годы - время кристаллизации многолетнего опыта, работа памяти: обобщение впечатлений потока жизни, творческий, духовный синтез увиденного, прожитого, передуманного, прочувствованного, совершённого, упущенного и не сделанного...

Пройдя бурление и максимализм молодости, претерпев все искушения и соблазны европейской культуры, «блеск всех великих фетишей и всех научных заблуждений», поэт сохранил русское устроение души, любовь и верность Отечеству. Вступив в период мудрости, совпавший по времени с Мировой войной и крушением европейских монархий, Волошин оставил материально благополучный западный мир и вернулся в своё объятое смутой Отечество для того, чтобы до конца разделить трагическую и величественную судьбу своего народа. Действительно, Волошин слишком хорошо понимал, что происходит в России, судя по таким его концептуальным стихотворениям, как «Гражданская война», «Ангел мщенья», «С каждым днём всё диче и всё глуше», «Демоны и глухонемые», «Путями Каина»...

Пример гражданского мужества Волошина особенно актуален в наше время, когда в поисках лучшей (сыто-комфортной) жизни миллионы плененных миражами западной «демократии» наших соотечественников в годину испытаний отправились жить в «тёплые страны». По-особому именно сейчас звучат клятвенные «глаголы жизни» сына России, поэта и гражданина Максимилиана Волошина, обращённые к Отечеству: «Умирать, так умирать с тобой, и с тобой, как Лазарь, встать из гроба!»

В наше время разрушения отечественного образования и торжества интернет-невежества всем нам следует изучать и запоминать образно богатые стихотворные откровения мудрого, прозревающего тайны русской судьбы, всесторонне образованного мыслителя, поэта, гражданина.

Пророческими оказались его слова: «...Почётней быть твердимым наизусть и списываться тайно и украдкой - при жизни быть не книгой, но тетрадкой»...

А.С. БОЧКОВ,
член Русского исторического общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=12106

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Бочков
Берегите слово Русское!
О роли названия, имени, термина
25.12.2023
Когда в России снова запоют?
Песня всегда помогала нам выживать и побеждать
02.06.2023
Все статьи Александр Бочков
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45