Схиархимандрит Иоанн (Маслов) так определил цель жизни человека: постоянное совершенствование в добре, спасение, единение с Богом.
Цель православного воспитания – нравственное совершенствование для того, чтобы из неестественного состояния перейти в естественное, обновленное.
Глинский иеромонах Порфирий (Левашов) свидетельствовал, что прямой целью православного воспитания является благочестие.
Воспитание можно условно разделить на две части: непосредственно воспитание и обучение наукам. Православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания, – это младенчество и первые годы жизни. Православие дает единственно правильное назидания о воспитании чувств: насаждать, пробуждать и поддерживать высокие чувства нравственные, добрые – чувство благодарности, преданности, сострадания, сочувствия… Вспомним Александра Сергеевича Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Рабиндранат Тагор утверждал: «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного».
С помощью словаря С.И. Ожегова определим основные понятия и термины.
Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие; способность осознавать, переживать, понимать что-либо на основе впечатлений, ощущений.
Эмоция – душевное переживание, чувство.
Так называемые «музыкальная контркультура» и «психоделическая революция» несут в себе растление, утрату человеком Образа Божия – безобразие, мерзость – «мерзость запустения» – полное опустошение, разорение; материться – извергать мерзости… Все эти гадости и пакости (предметы и явления, вызывающие у нормальных людей чувство отвращения, брезгливости, негодования (возмущение, крайнее недовольство)) ведут к самоуничтожению, смерти духовной и физической.
Всем этим смертельно опасным искушениям (соблазнам, прельщениям, желаниям чего-либо запретного…), наваждениям (то, что внушено злыми силами с целью соблазнить, обмануть, ввести в прелесть, растлить, погубить…) необходимо противопоставить чувство красоты и гармонии Божьего мiра.
Предельно широкие понятия лучше объяснять художественными образами, притчами. Приведем строки поэта Николая Заболоцкого (1903–1958):
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Федор Михайлович Достоевский пророчески провидел: «Красота любви Христовой спасет мiр…» «Искусство есть такая же потребность человека, как есть и пить».
Музыка – незаменимый инструмент воспитания с незапамятных времен.
Св. Варсонофий Оптинский: «Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни».
Свт. Иоанн Златоуст: «Ничто не возбуждает, не окрыляет духа, ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовию к мудрости и равнодушием к житейским делам, как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу рифма… Мы по природе любим пение и стихи».
Свт. Григорий Нисский: «Музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего не музыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного натяжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности».
До 1917 года в России в основе музыкального образования лежала практика церковного пения. В любом учебном заведении – от приходской школы до губернской гимназии – изучался весь годовой круг православного богослужебного пения. Хоровое пение было обязательной частью образования, живым, насущным деланием каждого ученика. Эту музыку гимназисты слушали еженедельно на церковных службах, сами пели в школе и на клиросе; музыка была частью их жизни. Но на уроках пения не ограничивались одной только церковной музыкой, изучались также народные песни и собственно детские песни. Так, например, в начале ХХ века только лишь одно московское музыкальное издательство П. Юргенсона предлагало для младшего школьного возраста более 80 наименований сборников детских песен. Для среднего и старшего школьного возраста была доступна отдельная серия специализированных изданий.
Вопросам музыкально-певческой педагогики были посвящены труды виднейших музыкантов и педагогов Российской Империи.
Главной задачей детской музыки считали «развитие в детях духовного мира, чувства изящного, способности воспринимать все возвышенное, благородное», боялись «порчи вкуса, чувства» и старались «уберечь от всего мелкого, площадного, заурядного». Именно поэтому издание песен для детей строго отбирали известные музыкальные критики и педагоги Российской Империи.
Исключительно важным обстоятельством при формировании духовных потребностей воспитуемого выступает социализация как процесс усвоения ценностей, передаваемых от одного поколения к другому. Социализация происходит не только через семью, но и во многом через символические образы православного искусства, символы и знаки национальной истории, которые подрастающее поколение впитывает через приходскую жизнь, книги, фильмы, музыку, образы изобразительного искусства, театральные постановки и в значительной степени через песни.
В современной российской школе отсутствует преподавание музыки, пения, рисования, ритмики, подставляя доверчивые детские души под каток растлевающей музыкальной контркультуры в стране с вымирающим населением.
Художественное образование – образование с помощью искусства – эффективно не только и не столько для появления художников, музыкантов, литераторов, сколько для формирования гармонических личностей.
Святоотеческое наследие, русская классическая литература, фольклор и классическая музыка, церковное искусство, несущие в себе мощь сильных переживаний, выступают как важнейшее условие развития не только отдельно взятого человека, но и всего общества в целом.
Традиционная национальная русская культура привносит в нашу жизнь гармонию и упорядоченность, способствующие возникновению ощущения, переживания жизнелюбия, радости и счастья.
Узкоспециализированная школьная программа, в которой нет музыки и пения, каллиграфии, рисования, оказывает отрицательное влияние на развитие мыслительных навыков учащихся, а также в целом на развитие и мировоззрение личности.
Все научные исследования связи пения и музыки с развитием личности детей и подростков совпадают в главном: пение, музыка, рисование обогащают духовный опыт учащихся, стимулирует работу мозга, формируя интеллект человека. Абстрактное мышление и научные способы познания мира тесно связаны с мышлением художественным. Из всех видов искусства музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занятия музыкой способствуют развитию мыслительных навыков, необходимых для любой интеллектуальной деятельности. Для усвоения таких понятий, как гармония, модуляция, транспозиция, ритм, необходимы полезные для подростков интеллектуальные усилия. Занятия музыкой и пением развивают самоконтроль и самодисциплину. Музыка, пение совершенствуют способы мышления, развивают внимательность, способность к сосредоточению, формируют волевые качества, усидчивость, упорство.
Занятия музыкой, пением способствуют развитию у школьников сообразительности, умению находить различные решения и предвидеть последствия своих намерений и действий.
Литургические песнопения, православные песни, канты, духовные стихи развивают у детей и подростков чуткость к голосу совести.
Русская культура, народная и классическая, неотделима от чувства совести.
Георгий Васильевич Свиридов писал, что именно Россия ввела в мировую культуру связь совести и истины: «Музыка – искусство бессознательного… На волнах бессознательного музыка несет слово и раскрывает сокровенный тайный смысл этого слова.
Слово же несет в себе мысль о мiре (ибо оно предназначено для выражения мысли). Музыка же несет чувство, ощущение, душу мiра. Вместе они образуют истину мiра».
Приобщение к миру нравственного русского слова и классической музыки положительно влияет на судьбу человека. Подростков, постигающих музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, пение, освоивших нотную нотацию, не интересует алкоголь, наркотики или какая-либо криминальная деятельность. Как говорил Григорий Сковорода: «Человек, держащий в руках домру, не может совершить ничего плохого».
Очевидно, что в современную школьную программу необходимо включить с первого класса занятия музыкой и пением.
В атмосфере всеобщей цифровизации, компьютеризации и виртуализации музыка, пение несут в себе действенный потенциал психологического оздоровления и предотвращения интернет-зависимости.
Вспомним, в школах современной Финляндии, использующих педагогический опыт Российской Империи и СССР, с первого класса введено обязательное хоровое пение и обучение игре на музыкальных инструментах.
В процессе воспитания чувств и эмоций педагог средствами музыки и песен может содействовать своим подопечным пережить необходимые для формирования эмоционального опыта душевные состояния. Например, состояние стойкости и силы духа вызывает у учащихся звучание знаменитой эпической симфонии «Богатырская» А.П. Бородина. Погрузиться в атмосферу Святой Руси можно с музыкой М.П. Мусоргского («Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина») и Н.А. Римского-Корсакова («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).
«Вокализ» С.В. Рахманинова и Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского возносят слушателей в поднебесную высь, откуда можно обозреть все несказанное величие и красоту России…
Существенно более естественней эмоционально-образное обучение и воспитание творческим самовыражением происходит в детском хоровом пении, в хоровых коллективах.
Привнесенная с Запада в наше общество музыкальная контркультура лишает современных детей и подростков возможности получать тонкие, эстетически организованные формы радости (удовольствия), которые прививает детворе приобщение к народной и классической музыке.
Исключив из школьного образования ритмику, пение, музыку и рисование, современная российская школа лишила возможности детей развивать и использовать систему эмоциональных оценок, предохранителей от всего некрасивого, грубого, неестественного.
Большинство современных невоцерковленных подростков не могут определить и описать свои эмоции, у них крайне беден «эмоциональный интеллект». Такие дети не способны к художественному творчеству, эстетическому самовыражению.
Для самовыражения эмоций подростку необходимо освоение широкого спектра знаний, понятий, смыслов, которым детей надо своевременно обучать, объяснять, показывать на доступных примерах из русских народных сказок, былин, песен, музыкальных произведений. Все это в современной системе дошкольного и школьного образования полностью отсутствует.
К сожалению, в жизненном укладе наших соотечественников утрачена национальная традиция пения колыбельных как народных, так и выдающихся русских композиторов. Об этом уже писала газета «Русский Вестник» в номере от 24 марта 2022 года в статье «За все добро расплатимся добром. С чего начинается патриотическое воспитание».
Очевидно, что перед всеми нами стоит задача скорейшего возрождения отечественного школьного музыкального образования и воспитания – музыкой и пением формировать нравственный стержень личности будущих граждан Великой России.
Александр БОЧКОВ