Литературные данные позволяют утверждать, что прослушивание и пропевание традиционных песен военнослужащими в походе и на привале улучшают их психологическое состояние, повышают жизненный тонус, способствуют скорейшему восстановлению сил. Именно это утверждает «Директива Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной армии начальникам политуправлений фронтов, округов и армий о пропаганде патриотических песен в войсках» № 226 от 5 сентября 1941 года (ЦАМО Ф. 32. Оп. 920265. Д. 3. Л. 325).
Возникает вопрос: может ли использование подобной «песнетерапии» на стадии реабилитации раненых стать научно-обоснованной официальным лечебным методом лечения?
Для окончательного ответа необходимо провести соответствующие научные исследования.
Каков положительный эффект от проведения предлагаемых исследований? Появляется возможность осознанно и систематически влиять на психологическое состояние воюющих воинов. Каждый военнослужащий в определенных пределах сможет самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние. Накопленный в ходе научных исследований опыт будет способствовать возрождению многовековых песенных традиций жизненного уклада нашего народа.
В настоящее время как музыкально-песенные концерты перед ранеными в госпиталях или перед воинами на фронте, так и самостоятельное прослушивание ранеными музыкально-песенных аудио- и видеозаписей происходят бессистемно, нерегулярно, от случая к случаю. Естественно, в таких условиях потенциально эффективную песнетерапию не рассматривают как серьезный лечебный метод.
Таким образом, цель предполагаемого исследования – повысить качество восстановления и сократить сроки реабилитации получивших ранения воинов за счет внутренних резервов организма, пробуждаемых и активируемых песнями и пением; поддержание высокого духа воинов в условиях боевых действий.
Стратегическая миссия обсуждаемого проекта – возрождение практически исчезнувших национальных песенных традиций для укрепления жизнеспособности нашего народа как на фронте, так и в тылу.
Понятие «песня» включает широчайший спектр стилей и направлений. Разностороннее воздействие различных песенно-музыкальных направлений на человека еще ждет своего объективного научного изучения. Так, например, в песне соотношение мелоса (мелодии) и ритма позволяет достигать различных (положительных или отрицательных) воздействий как на исполнителя, так и на слушателя (Бочков А.С. По-русски петь – по-русски мыслить» // Русский Вестник. 2024. № 9. С. 14).
Современная массовая музыкально-песенная контркультура основана на занижении роли мелоса и гармонии при переходе к господству ритма, что оказывает отрицательное психологическое воздействие как на исполнителей, так и на слушателей. В этом отношении показательны размышления профессора Московской консерватории В.В. Медушевского в книге «Духовный анализ музыки».
Пение, авторские тексты песен и их звуковое оформление могут быть инструментом отрицательного нейролингвистического программирования, что и составляет подоплеку современной музыкальной контркультуры. Поэтому русские народные («протяжные») песни – это проверенные веками средства положительной психотерапии – «песнетерапии». «Целебными» могут быть и авторские песни, например, на стихи великих русских поэтов, в том числе Николая Рубцова, в случае традиционного стиля пропевания (Бочков А.С. Острова свои обогреваем //Русский Вестник. 2025. № 3. С. 16).
Значительная часть наших молодых воинов далеки от понимания классической музыки, лучших народных, авторских песен, поскольку они сформировались за последние 30 лет в атмосфере массовой англоязычной «контркультуры»… Порождения массовой контркультуры, такие как примитивные бардовские песни, песни на иностранных языках с развращающим содержанием, тяжелый рок, рэп и т. п. просто ядовиты для психического и морального состояния и исполнителей, и слушателей. Все это подробно описано в аналитическом обзоре «Музыкальная контркультура и психоделическая революция» (Изборский клуб. Русские стратегии. Есть музыка над нами. 2019. № 5–6 (71–72)).
Член-корреспондент РАН, президент Геронтологического общества при РАН В.Н. Анисимов приводит показательные данные на 2018 год. Так, например, певцы классического репертуара живут на шесть лет дольше, чем исполнители эстрадного жанра, на 14 лет дольше бардов и на 22 года больше рок-музыкантов. У певиц классического репертуара средняя продолжительность жизни составляла 71,5 года, у эстрадных певиц – 62 года, у исполнительниц авторской песни – 51 год, у рок-певиц – 36,7 года.
Анализируя опыт и результаты многочисленных этнографических экспедиций и исследований В.М. Щурова, А.Н. Маслова, А.Я. Колотиловой, Н.К. Мешко и др., можно констатировать, что народная русская песня, как существенная составляющая жизненного уклада традиционной культуры, позволяет нашим поющим соотечественникам доживать до глубокой старости.
Великая национальная культура России сохранила песенное творческое наследие многих наших поколений (Щуров В.М. Путешествие за песнями. М.: Луч, 2011). Вспомним научный подвиг профессора А.И. Соболевского, собравшего огромное количество великорусских народных песен и в 1897 году издавшего в Санкт Петербурге семь объемных томов своей бесценной коллекции… Настала пора нам использовать это уникальное наследие в полной мере.
Высшая нервная деятельность – свойственные человеку сложные формы жизнедеятельности, формируемые высшими отделами центральной нервной системы и обеспечивающие приспособление к окружающей среде. В отличие от «низшей» нервной деятельности на основе врожденных механизмов (безусловных рефлексов) высшая нервная деятельность формируется в процессе индивидуальной жизни организма на основе приобретенного опыта (условных рефлексов) и определяет поведение. Термин «высшая нервная деятельность» является физиологическим эквивалентом понятия «психическая деятельность».
Вторая сигнальная система обусловлена развитием речи. Это система словесных сигналов отражения действительности свойственна только человеку. И.П. Павлов назвал ее «сигналом сигналов». Вторая сигнальная система является основой письменной и устной речи, абстрактно-логического мышления.
И.П. Павлов выделял три группы вторых сигналов: слова произносимые, слова слышимые, слова видимые. (Павлов И.П. Физиология. Избранные труды. М.: Юрайт, 2024). Г.А. Шичко пополнил этот перечень словами написанными (изображаемыми, т.е. производимыми с помощью письма) и словами мысленно произносимыми. Исследования Г.А. Шичко были обобщены им в оригинальной теории психологического программирования (Шичко Г.А. Метод Геннадия Шичко. Теория психологического программирования. М.: Концептуал, 2024).
Таким образом, с помощью прослушивания и пропевания целебных, патриотических, героических песен в сознание пациента можно ввести программу выздоровления, программу патриотизма, героизма…
Вспомним опыт аутогенных тренировок, нейролингвистического программирования, молитвенную практику…
Естественным образом возникает вопрос в контексте медицинской песнетерапии в реабилитационных центрах для раненных: какие песни слушать, в чьем исполнении и в какой аранжировке?
При отборе песен для положительного, оздоравливающего терапевтического воздействия необходимо отношение к песне как к «малому логосу бытия» прп. Максима Исповедника.
О целебных народных песнях свидетельствует А.А. Проханов: «Когда-то с друзьями я бродил по деревням на Смоленщине, в Каргополе, в Заонежье, собирал сохранившиеся там народные песни. Русская песня в деревнях тогда уже чуть теплилась, догорала. Мы привозили эти песни в Москву, усаживались за столом и пели с вечера и до утра. И в этом протяжном долгом пении наступал момент, когда каждый из нас, казалось, утрачивал плоть. Кончались пространство и время. Душа, освобожденная от бремени земной жизни, от страхов, от грехов и пороков, устремлялась в небеса и там, в лазури, сливалась с другими душами. И это слияние было восхитительным, словно все мы вновь, обнявшись, попадали на нашу далекую духовную родину, где нет зла, насилия, где нет смерти, а только одна любовь…
Сталин после страшной войны, среди горя и неосевших могил, распорядился поддержать существующие и создавать по всей стране новые хоры. Северный русский народный хор, Уральский, Омский, Воронежский, Кубанский казачий – они расцвели в разоренной стране, как цветы, и люди внимали их дивные ароматы.
Сегодня молодежь увлечена рэпом. Огненный ядовитый рэп, хрипящий матом, исполненный наркотического безумия, собирает стадионы».
В наши судьбоносные дни, в ходе специальной военной операции перед лицом надвигающихся новых военных конфликтов для мобилизации внутренних сил каждого воина и всего нашего народа мы должны вновь припасть к живой воде русской песни, к великому Русскому Слову.
Для популяризации целебных русских песен целесообразно создать несколько специализированных фонотек лучших песен в образцовом пропевании с подробной аннотацией, что позволит донести лучшее из русского песенного мiра до пациентов в реабилитационных центрах, а также, что очень важно, до воинов в действующей армии.
Начинать можно с простейшего и изначально знакомого: записей песен проверенных временем хоровых коллективов России, например хора Александра Васильевича Свешникова (1890–1980). Целебны песни, пропетые в классическом исполнении Федором Шаляпиным, Сергеем Лемешевым, Юрием Гуляевым, Дмитрием Хворостовским, Антониной Неждановой, Надеждой Обуховой… Гармонию и красоту несут в себе песни в народном исполнении Надеждой Плевицкой, Лидией Руслановой, Ольгой Воронец, Людмилой Зыкиной, Татьяной Петровой и всем сонмом русских песенных талантов.
Каждый раненный пациент госпиталя – индивидуальная личность со своей историей и своей судьбой. Кто-то из пациентов госпиталей собирается после излечения вернуться в боевой строй, кто-то пребывает в глубокой депрессии и думает о смерти.
Организовать и руководить научными исследованиями возможностей песнетерапии под силу лишь Научному комплексу легендарной Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург).
Песнетерапия – наука и искусство одновременно – находится на стыке таких научных дисциплин, как терапия, психология, лингвистика, музыковедение, эстетика, философия, педагогика и т. д. В силу сложности и особенностей предмета исследования консультантами могли бы выступить такие крупнейшие отечественные ученые, как Сухарев Александр Владимирович, д-р психол. наук, проф., вед. науч. сотр. Института психологии РАН (Развитие русской ментальности. М.: Институт психологии РАН, 2017; Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2018; Развитие субъекта: Логос, космос и хаос. М.: Когнито-Центр, 2022); Петрушин Валентин Иванович, акад. Международной педагогической академии, д-р пед. наук, проф. кафедры психологии МГПУ, выпускник Московской консерватории (монографии: Музыкальная терапия. Новые рубежи. От терапии к коученгу. Интегральный подход. М.: Городец, 2019; Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2018); Медведева Марина Васильевна, проф., зав. кафедрой хорового и сольного народного пения Российской академии музыки, заслуженный работник высшей школы РФ, автор 90 актуальных науч. публикаций.
По существу, описываемое предложение по исследованию возможностей песнетерапии направлено на научно обоснованное восстановление утраченной многовековой национальной песенной традиции нашего народа, жизненно необходимой именно в наше судьбоносное время.
Александр БОЧКОВ