Иногда открытия происходят
случайно. В 2011 году директор Музея русской иконы Николай Задорожный и
искусствовед Ирина Шалина прибыли в Бейрут для покупки 100 икон у
ливанского арт-дилера.
- С собой мы взяли специальные инструменты и микроскоп, чтобы не
попасться на подделке, - рассказывает директор. - С раннего утра
приходили в дом к господину Абдель Массиху и тщательно исследовали
каждый образ.
Собрал эту коллекцию выходец из СССР американец Ион Зайдельман. Он много
лет увлекался антиквариатом: картинами, ювелирными изделиями и русскими
иконами XIX века. А в 2010 году решил продать всё целиком. Покупателем
стал Тони Абдель Массих. Его бизнес заключался в том, чтобы приобрести
оптом, а распродать по частям. И руководство московского музея
обратилось именно к нему.
- В один из дней я изучал очередной образ - икону Богоматери Казанской, -
говорит Николай Задорожный. - Икона отлично сохранилась. К обратной
стороне крепилась серебряная пластина с дарственной надписью великой
княжне Татьяне. Такие подарки членам царской семьи не редкость. Но тут
была особенность: на торце - еле заметные процарапанные буквы. Я
посмотрел в микроскоп и не поверил глазам: Екатеринбургская ЧК,
инвентарный номер!
Персональный дар юной княжне
Весной 1913 года Россия отмечала 300-летие Дома Романовых. Царская семья
посетила исторические места: Владимир, Кострому, Ростов... Утром 24 мая
поезд прибыл в Сергиев Посад. Навстречу под звон колоколов двинулся
крестный ход.
Высочайшие гости приняли участие в литургии, приложились к раке с мощами
святого Сергия. «Затем митрополит Московский Макарий поднёс Его
Величеству и Великим Княжнам святые иконы преподобного Сергия в
серебряных ризах», - сказано в отчёте.
Об иконе, найденной в Бейруте, - ни слова. Впрочем, она и не выглядит
как дар, рассчитанный на публичное вручение. Это, скорее, персональный
знак внимания лаврских монахов великой княжне накануне дня рождения.
Через пять дней, 29 мая, ей исполнялось 16 лет.
Подарок в лавре готовили загодя. Надпись на серебряной пластине не
гравировка, а искусная работа эмалью. Четыре гвоздика по краям - тоже
серебряные, ручной работы. Если смотреть под лупой, то на шляпках станут
видны двуглавые орлы. Тончайшая работа русских мастеров, достойная
знаменитого Левши!
В августе 1917-го, когда арестованную царскую семью отправили в
Тобольск, княжна взяла образ с собой. Он был с ней и позже, весной
1918-го, когда её с сёстрами повезли в Екатеринбург.
«Мы советовались со священниками»
О своём открытии Николай Задорожный в тот же день сообщил владельцу
иконы. Позже сообразил, что это было рискованно: дилер мог набавить
цену. Но ливанец поступил благородно - сумма контракта осталась прежней.
- Господин Абдель Массих - христианин и понимает, что такое святыня, -
рассказывает директор музея. - Он был очень удивлён и растроган.
Пригласил даже местных журналистов. Вскоре в одной из бейрутских газет
появился материал об иконе, которая принадлежала русской царевне и
побывала «в ведомстве Дзержинского».
После оформления сделки коллекцию надёжно упаковали, и она отправилась
на родину. Через несколько месяцев иконы из собрания Зайдельмана
пополнили экспозицию музея. И только одну - великой княжны - выставили
позже.
- Нам хотелось подчеркнуть, что это особая святыня, - говорит директор. -
Мы рассматривали разные варианты, советовались со священниками.
Изготовили специальный стенд. Написали для посетителей текст, в котором
говорится, что именно этому образу были адресованы последние слёзы и
молитвы царственной мученицы.
Вторая дочь императора
Татьяна, вторая дочь, благодаря сильному характеру казалась самой
старшей. Отлично ездила верхом, была шефом уланского полка. Во время
войны работала в царскосельском госпитале, перевязывала раненых,
помогала при сложных операциях. Тогда же создала благотворительный
комитет, проводила заседания с участием министерских чиновников. В
светских салонах поговаривали, что царь изменит закон о престолонаследии
и со временем передаст власть Татьяне...
В её последних дневниках нет жалоб, только переживания за родных. В
Екатеринбурге княжнам не дали кроватей - спали на полу. За обедом
конвоиры, набранные из местных рабочих, усаживались рядом, курили,
отпускали шутки, выхватывали тарелки: «Хватит с вас!» Чтобы разрядить
атмосферу, княжны пытались учить их музыке. Но добрые чувства у
«товарищей» пробуждались редко. Даже в уборную приходилось идти под
конвоем, после глумливых расспросов.
За несколько часов до расстрела, вечером 16 июля, императрица Александра
записала в дневнике: «Татьяна осталась со мной, читала книгу пророка
Амоса». Что нашла в Библии великая княжна? «И пойдёт царь их в плен, он и
князья его вместе с ним, говорит Господь... И поражу дом зимний вместе с
домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не
станет многих домов...»
Вопросы и версии
Как икона попала к чекистам? Простой ответ - конфисковали - вызывает
сомнения. До самого последнего дня царская семья имела при себе иконы.
Когда 25 июля в Екатеринбург вошли белые, в доме Ипатьева нашли святые
образы с надписями государыни и великих княжон. Правда, с них были
сорваны драгоценные украшения. Почему же именно этот образ остался
невредим?
Более вероятно, что икону взял «на память» кто-то из конвоиров. При
наступлении белых бежал с ней из Екатеринбурга. А через год, когда город
вновь заняли красные, сдал её властям. Как раз к этому времени - в
августе 1919 года - восстановили Екатеринбургскую ГубЧК. Раньше она
называлась Уральской.
Самой большой загадкой остаётся сохранность образа. По логике тогдашней
ситуации эмалевый оклад и серебряная пластина были обречены на
переплавку.
- Власть стремилась уничтожить память о царской семье. Этот образ -
удивительное исключение, - говорит сотрудник музея Ольга Лисицина. - Мы
не знаем, как долго он хранился в Екатеринбурге. Можно предположить, что
в 1930-х годах его передали в Мосгосторг - советское ведомство, которое
имело право распродавать национальное достояние. Оттуда икона тайком
была вывезена за границу. Но и это лишь версия.
Чтобы ответить на вопросы, нужны новые исследования. Сейчас руководство
музея готовит телемост с историками, искусствоведами, архивистами.
Откроет ли святыня свою тайну?
Михаил УСТЮГОВ