itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Спор об Исаакии: местный конфликт или симптом глобальной дехристианизации?

Возвращение святынь 
0
671
Время на чтение 4 минуты
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

© РИА Новости. Виталий Карпов


Многим кажется, что конфликт вокруг Исаакиевского собора носит сугубо локальный характер, ограничиваясь пределами Санкт-Петербурга. На самом деле речь о проявлении тенденций глобального масштаба.

На первый взгляд трудно понять, чем так встревожены протестующие против передачи Исаакия церкви. Доступ горожан к шедевру петербуржской архитектуры становится более свободным, им не придётся платить за посещение и осмотр Собора. Квалифицированное экскурсионное обслуживание тоже никто не собирается отменять. То, что храм - то есть здание, априори созданное для богослужений,- передаётся в пользование религиозной организации, тоже не может ущемлять чьих-то интересов и тем паче оскорблять чьих-то чувств. Отрицательную реакцию можно было ожидать, если бы храм, построенный общиной одной конфессии, передавался в распоряжение другой, но Собор святого Исаакия Далматского изначально возводился как православная святыня.

"Создается впечатление, что сегодня тема передачи Исаакиевского собора волнует не столько доброжелательных критиков, сколько тех, кто пытается её использовать исключительно в политических целях", - сказал Глава Всемирного русского народного собора, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Высшего церковного совета РПЦ в храме Христа Спасителя 17 февраля.

События вокруг Исаакия поддаются объяснению только в контексте активной дехристианизации, охватившей Западную цивилизацию и затронувшей Россию, особенно те слои нашего общества, которые ментально зависят от модных атлантических поветрий.

Духовные лидеры русского православия и римо-католицизма на встрече в Гаване не случайно выразили тревогу по поводу глобальных тенденций, подрывающих "духовные устои человеческого бытия". В большинстве западноевропейских стран происходит перманентное вытеснение христианства из публичной жизни, поступательное ограничение социальных функций церкви, изгнание христианских символов из общественного пространства. Кульминацией дехристианизации можно признать пересмотр правовых норм ряда европейских стран, означающий отказ от фундаментальных христианских ценностей. В частности, в христианской Европе ещё недавно было невозможно представить легализацию "однополых браков". Теперь это норма, защищённая законом.

В такой обстановке любые попытки христианских общин расширить своё влияние воспринимаются как противоречащие мейнстриму, и чуть ли не как "разворот к средневековью", "угроза прогрессу". Только взяв на вооружение эту логику, можно усмотреть "общественную опасность" в совершенно естественном и логичном решении властей Санкт-Петербурга, принятом после длительных согласований,. От передачи Исаакиевского Собора в пользование Русской Православной Церкви не пострадают ни люди, ни памятник культуры - пострадает только идея глобальной дехристианизации, которая для её апологетов играет такую же абсолютную и непреложную роль, как идея мировой революции для многих участников событий 1917 года.

Положение в России вызывает особую тревогу приверженцев глобальной дехристианизации, поскольку у нас налицо обратные процессы. За минувшие десятилетия Православная церковь заметно увеличила свой авторитет и влияние на умы соотечественников.

Однако заявления о том, что Россия становится "клерикальной страной", а государство чрезмерно сблизилось с Церковью - это пропагандистский миф, который не имеет ничего общего с реальностью. В отличие от многих стран ЕС, священники в РФ не получают зарплаты из бюджета и не являются госслужащими. В школах России представители духовенства не обучают детей традиционным религиям за государственный счет, священнослужители не приводят государственных деятелей к присяге, а граждане не имеют возможности направлять часть своих налоговых поступлений на нужды той или иной религиозной организации. По большому счету, Россия остаётся одной из самых секуляризованных стран в мире.

Рост влияния Русской Православной Церкви вызван отнюдь не "наступлением клерикалов" на светское общество, а возрождением религиозной традиции после жестокой и тотальной дехристианизации революционной эпохи. Церковь не ломится в "чужой дом", а возвращается в свой, из которого прежде была несправедливо и беспощадно изгнана. До сих пор православной общине России компенсирована не столь уж большая доля понесённых потерь, чтобы говорить о каких-то "неумеренных аппетитах церковников".

В стране, где разрушено столько храмов, где казнено и замучено столько христианских исповедников, и где верующие на протяжении столь долгого времени подвергались унижениям и гонениям, подобная постановка вопроса выглядит бестактной и совершенно недопустимой для культурного человека.

К сожалению, общественная атмосфера, которую формируют сторонники дехристианизации в России, вновь напоминает нам о самых тёмных и страшных эпизодах отечественной истории ХХ века. Всё более заметное место в социальных сетях, на определенных форумах и диалоговых площадках занимает "субкультура ненависти". Любое упоминание Церкви, любое позитивное событие, связанное с ней воспринимается этой группой как повод для агрессии. Эта ненависть превращается в особую деструктивную моду, которая может стать оправданием для новых антирелигиозных гонений и актов насилия.

Последние четверть века мы прожили в уверенности, что богоборческие гонения 20-30-х годов ХХ века больше никогда не повторятся. Однако сегодня социальный иммунитет, позволяющий сопротивляться антирелигиозной ненависти, явно пошёл на убыль. Именно по этой причине трагические уроки репрессий против Церкви не должны быть забыты.

Напоминанием о печальном опыте прошлого служит инициатива Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора, предложившего объявить 5 декабря (в этот день в 1931 году был снесён Храм Христа Спасителя в Москве) Днём памяти разрушенных храмов.

Наша общая задача - преодолеть рецидивы ненависти, залечить раны богоборческой эпохи, сохранить христианскую основу нашей нравственности и культуры. В обществе, уважающем своё культурное наследие, бережно относящемся к памяти своих мучеников будет невозможно разжигание конфликтов, подобных тому, что потрясает сегодня Санкт-Петербург.

Александр Рудаков, Владимир Тимаков, Экспертный центр Всемирного русского народного собора

https://ria.ru/religion_expert/20170222/1488622410.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рудаков
Все статьи Александр Рудаков
Владимир Тимаков
«Единственная великая держава мира, возникшая на "Трудной земле"»
Нам нужны духовная и организационная мобилизация, чтобы не превратиться в периферию иных центров силы
23.01.2024
Общество стало всерьёз обсуждать тему абортов
Об итогах 2023 года, тяжёлой демографической ситуации и прогнозах на будущее
22.12.2023
Человеческие жизни важнее экономического благополучия
По данным Росстата, к 2030 году население России без учёта новых регионов может сократиться на 3 млн. человек
12.10.2023
Перед нами византийский призрак схлопывания Империи
О главных причинах демографического кризиса и способах его преодоления
31.05.2023
Европа расколота на две части по отношению к семье
Линия Хайнала - брак, рождаемость и гендерное мироззрение
24.02.2023
Все статьи Владимир Тимаков
Возвращение святынь
Люди тянутся к Богу
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года произошёл двукратный рост паломников, побывавших в святых местах
22.01.2024
«"Святая Троица" является национальной святыней»
Игумения Ксения (Чернега) о подробностях договора о передаче Церкви иконы Святой Троицы
13.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04