Задача консервативного сообщества России - начать диалог с «молчаливым большинством» русских людей, мало интересующихся политикой и стремящихся, в основном, к тому, чтобы создать семью, вырастить детей, сохранить «человеческие» отношения с окружающими, решая свои жизненные задачи (жилье, машина и прочее - чтобы было все «как у людей»).
Подобное большинство не просто существует, но живет вне формата стяжательства (коррупция, криминал), вседозволенности (индустрия развлечений, шоу-бизнес) и маргинализующей деградации (алкоголизм, наркомания). Ему присущ простой, естественный, интуитивно понимаемый консерватизм. Круг интересов большинства - семья, дети, дом, и, чаще в критические моменты истории (война, угроза безопасности государства), - страна.
Благодаря этому молчаливому, в целом, пассивному, интуитивно консервативному большинству, Россия отвергла либеральный проект 90-х. Его - большинства - глухое неприятие оказалось сильнее «реформаторов». Его мнение, взгляды и ценности волей-неволей впитывает любая власть, хорошая или плохая, в большей степени или в меньшей.
В Америке это большинство имеет четкий политический портрет - это верующие представители мидл-класса, голосующие за республиканцев. В России этот слой, в политическом отношении, более размыт, не имеет своей идентификации. И не только политической, но, на рациональном уровне, вообще никакой.
Между консервативным сообществом церковно-общественных деятелей и миллионами «стихийных консерваторов» почти не существует линий диалога. Между тем, создавать их необходимо - как в религиозном, так и в идеологическом направлении.
Почему в религиозном? Потому что отношения этого большинства к религии - скорее позитивное, представления о традиционной норме жизни неконфликтно сочетаются с представлениями о Боге, а сама этика большинства несет в себе отражение этики Православия. При этом это русское большинство в массе своей не воцерковлено, а выходные и воскресные дни посвящает, как правило, покупке продуктов, ремонту гаража, чему угодно, но не походу в церковь. Но именно оно (а не представители субкультур или богема) является приоритетной аудиторией для воцерковления.
Почему в идеологическом? Потому что это - социально-активный слой. Именно он, а не богема и шоу-бизнес является стержневым в конструкции нашего общества и, по большому счету, собственно, самим обществом.
Как и о чем говорить с этим слоем? Нужно спокойное, без эпатажа, шоу-элементов и риторической перегруженности, сосредоточение на жизненных темах: как вырастить нормальных детей, чтобы были людьми? Как сделать так, чтобы кругом не воровали и не кидали? Можно ли нам вообще жить по-человечески? Что лежит в основе такой жизни? Отсюда уже реален переход к Десяти Заповедям и указание на их Источник. А также объяснение того, что все попытки построить «нравственность без Бога» на основе «естественных представлений» человека всегда приводили к резне и зверству.
Пафосные темы в этом диалоге мало уместны. Нельзя всего сказать сразу. Поставив эти вопросы сначала, затем можно попытаться объяснить, что без Церкви нет Десяти Заповедей, а значит - нет и жизни «по-людски».
Это большинство живет вне контекста тем, обсуждаемых в консервативном сообществе. Без сомнения, оно ничего не знает не об идейных консерваторах, не о церковных модернистах, не о обновленцах и либералах. Чужды ему и основные гуманитарные темы (исключения составляет разве что миграция, однако и эта тема идет по касательной). Важные для него темы - качество образования, здоровье (контекст-семья-дети), безопасность на улицах. При решении собственных проблем оно ориентировано само на себя, но хочет, чтобы «дети жили лучше» и готово слушать тех, кто может объяснить, как этого достичь.
Такой подход, конечно, возмутит о. Г.Митрофанова и тех, кто считает, что религия - это исключительно пространство размышлений о «высоком», а предлагать людям решать «их проблемы» с помощью религии - кощунство. И, действительно, Церковь не благотворительный фонд и не собес, а уподобиться тем христианам Запада, что соблазнились полвека тому назад сугубым «служением человеку и миру» - это значит сделать шаг в сторону десакрализации и секуляризации церковной среды. Что, однако, не отрицает, а диктует необходимость «воцерковления» быта, а, значит, «пропитку высоким смыслом» повседневных жизненных проблем волнующих людей.
Лучший пример здесь - противодействие ювенальной юстиции. Когда вопрос сохранения крепкого патриархального общества, иерархических отношений и ценностей в нем, волнующий консервативных идеологов, опирается на возмущение простых людей фактами изъятия детей из малообеспеченных семей, нежеланием родителей лишаться Богом данной обязанности воспитания своих чад и менять традиционную для русских этику отношений старших и младших в семье.
И здесь, для представителя «стихийного консервативного большинства», проповедь «Придите ко Мне, труждающиеся и обременнные, и Я успокою вас» и ее продолжение «Кто не возьмет Крест свой, не может быть Моим учеником», получает понятную расшифровку, в чем этот Крест в обычной, повседневной жизни.
Александр Рудаков, координатор инициативы «Декалог XXI», при участии Константина Новикова
1. Re: Повестка дня: Диалог с консервативным большинством