Повестка дня: Диалог с консервативным большинством

Доклад на Круглом столе: «Выбор пути: альтернатива современному либерализму»

Задача консервативного сообщества России - начать диалог с «молчаливым большинством» русских людей, мало интересующихся политикой и стремящихся, в основном, к тому, чтобы создать семью, вырастить детей, сохранить «человеческие» отношения с окружающими, решая свои жизненные задачи (жилье, машина и прочее - чтобы было все «как у людей»).

Подобное большинство не просто существует, но живет вне формата стяжательства (коррупция, криминал), вседозволенности (индустрия развлечений, шоу-бизнес) и маргинализующей деградации (алкоголизм, наркомания). Ему присущ простой, естественный, интуитивно понимаемый консерватизм. Круг интересов большинства - семья, дети, дом, и, чаще в критические моменты истории (война, угроза безопасности государства), - страна.

Благодаря этому молчаливому, в целом, пассивному, интуитивно консервативному большинству, Россия отвергла либеральный проект 90-х. Его - большинства - глухое неприятие оказалось сильнее «реформаторов». Его мнение, взгляды и ценности волей-неволей впитывает любая власть, хорошая или плохая, в большей степени или в меньшей.

В Америке это большинство имеет четкий политический портрет - это верующие представители мидл-класса, голосующие за республиканцев. В России этот слой, в политическом отношении, более размыт, не имеет своей идентификации. И не только политической, но, на рациональном уровне, вообще никакой.

Между консервативным сообществом церковно-общественных деятелей и миллионами «стихийных консерваторов» почти не существует линий диалога. Между тем, создавать их необходимо - как в религиозном, так и в идеологическом направлении.

Почему в религиозном? Потому что отношения этого большинства к религии - скорее позитивное, представления о традиционной норме жизни неконфликтно сочетаются с представлениями о Боге, а сама этика большинства несет в себе отражение этики Православия. При этом это русское большинство в массе своей не воцерковлено, а выходные и воскресные дни посвящает, как правило, покупке продуктов, ремонту гаража, чему угодно, но не походу в церковь. Но именно оно (а не представители субкультур или богема) является приоритетной аудиторией для воцерковления.

Почему в идеологическом? Потому что это - социально-активный слой. Именно он, а не богема и шоу-бизнес является стержневым в конструкции нашего общества и, по большому счету, собственно, самим обществом.

Как и о чем говорить с этим слоем? Нужно спокойное, без эпатажа, шоу-элементов и риторической перегруженности, сосредоточение на жизненных темах: как вырастить нормальных детей, чтобы были людьми? Как сделать так, чтобы кругом не воровали и не кидали? Можно ли нам вообще жить по-человечески? Что лежит в основе такой жизни? Отсюда уже реален переход к Десяти Заповедям и указание на их Источник. А также объяснение того, что все попытки построить «нравственность без Бога» на основе «естественных представлений» человека всегда приводили к резне и зверству.

Пафосные темы в этом диалоге мало уместны. Нельзя всего сказать сразу. Поставив эти вопросы сначала, затем можно попытаться объяснить, что без Церкви нет Десяти Заповедей, а значит - нет и жизни «по-людски».

Выбор пути: альтернативы современному либерализмуЭто большинство живет вне контекста тем, обсуждаемых в консервативном сообществе. Без сомнения, оно ничего не знает не об идейных консерваторах, не о церковных модернистах, не о обновленцах и либералах. Чужды ему и основные гуманитарные темы (исключения составляет разве что миграция, однако и эта тема идет по касательной). Важные для него темы - качество образования, здоровье (контекст-семья-дети), безопасность на улицах. При решении собственных проблем оно ориентировано само на себя, но хочет, чтобы «дети жили лучше» и готово слушать тех, кто может объяснить, как этого достичь.

Такой подход, конечно, возмутит о. Г.Митрофанова и тех, кто считает, что религия - это исключительно пространство размышлений о «высоком», а предлагать людям решать «их проблемы» с помощью религии - кощунство. И, действительно, Церковь не благотворительный фонд и не собес, а уподобиться тем христианам Запада, что соблазнились полвека тому назад сугубым «служением человеку и миру» - это значит сделать шаг в сторону десакрализации и секуляризации церковной среды. Что, однако, не отрицает, а диктует необходимость «воцерковления» быта, а, значит, «пропитку высоким смыслом» повседневных жизненных проблем волнующих людей.

Лучший пример здесь - противодействие ювенальной юстиции. Когда вопрос сохранения крепкого патриархального общества, иерархических отношений и ценностей в нем, волнующий консервативных идеологов, опирается на возмущение простых людей фактами изъятия детей из малообеспеченных семей, нежеланием родителей лишаться Богом данной обязанности воспитания своих чад и менять традиционную для русских этику отношений старших и младших в семье.

И здесь, для представителя «стихийного консервативного большинства», проповедь «Придите ко Мне, труждающиеся и обременнные, и Я успокою вас» и ее продолжение «Кто не возьмет Крест свой, не может быть Моим учеником», получает понятную расшифровку, в чем этот Крест в обычной, повседневной жизни.

Александр Рудаков, координатор инициативы «Декалог XXI», при участии Константина Новикова

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Спасибо за поддержку

Николай, спасибо Вам за поддержку.Перед тем, как браться за решение общественно-полиитческих задач, нам нужно навести порядок в своих головах и определиться с приоритетами.

3. ну да, конечно

Поддерживаю! Некоторые, правда, называют такой подход "протестантским", но я поддерживаю

необходимость «воцерковления» быта, а, значит, «пропитку высоким смыслом» повседневных жизненных проблем волнующих людей.

мало того, даже думаю, что такая задача труднее, чем

исключительно пространство размышлений о «высоком»

К сожалению, научиться негде - ни в воскресной школе, ни на катехизаторских курсах. Можно даже получить второе высшее образование - богословское, но боюсь с тем же результатом. Ты будешь грамотным, но на процессе состыковки вероучения и твоей жизни это никак не отразится. Может быть в этой плоскости лежит и ещё один ответ на вопрос Почему не спешит воцерковляться Россия?" http://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/pochemu_ne_speshit_vocerkovlyatsya_rossiya/

тов.Сухов / 07.10.2010

2. Да - это большинство, у жаль, что у него нет "своего голоса".

Светские власти вообще это большинство игнорируют. А Юргенс именно это большинство назвал люмпенами и дебилами. И это большинство именно что и осознает себя совершенно непричастным к политическим играм меньшинства. И очень жаль, что у этого большинства нет голоса, который был бы слышен и выражал бы его интересы политические и духовные. Поэтому оно, в общем, склонно "голосовать гробами". А насчет воцерковления этого большинства стоит отметить еще такую вещь: большинство поставлено в такие условия, что ему НЕКОГДА даже вдуматься в то, что происходит в мире - оно тратит все свое внимание на то, чтобы выживать и растить детей. И ни в каких "орателях" оно не видит защитника своих интересов. И никому не верит. Это, собственно, и есть стадо, те самые 99 овец. Идти за одной заблудшей овцой, конечно, надо - но, если я не ошибаюсь, 99 овец при этом должны быть оставлены в "безопасном месте". А у нас пастыри готовы бегать за этой одной овцой - и потерять при этом стадо, которое до "безопасного места" (Церкви) не довели...

Илена / 07.10.2010

1. Re: Повестка дня: Диалог с консервативным большинством

Александр, хочется выразить вам слова благодарности за этот доклад. Он о нашей жизни. Написан понятными словами. Если бы все кончерваторы-мыслители писали в таком духе, мы бы имели другую страну. Но, к сожалению, среди консерваторов-мыслителейпеимущественно наблюдаются писатели-фантасты. О чем они пишут? Кому они пишут? Для чего они пишут? Они и сами не знают. )

Александр Рудаков:
Все статьи автора
"Клуб национальной прессы"
«Современная ситуация в Сирии»
Представляем видеозапись доклада Анатолия Степанова и его обсуждения на круглом столе
28.02.2013
Церковь или гражданское общество?
Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы «Церковно-государственные отношения и будущее России»
29.01.2013
Церковно-государственные отношения и будущее России
Материалы очередного Круглого стола Клуба национальной прессы
26.01.2013
Политические итоги 2012 года
В Москве прошел круглый стол Клуба национальной прессы
29.12.2012
Не допустить переориентацию политики государства на уничтожение родительства
Резолюция круглого стола Клуба национальной прессы
28.11.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-05-30 09:40
«Это стратегический удар по России»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-30 09:22
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от В.Р.
2020-05-30 09:21
«Все как будто по плану идет…
Новый комментарий от Александр Терлецкий
2020-05-30 09:20
Пришло время отказаться от «Гайдаровских форумов»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-30 09:08
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от Владимир Стрела
2020-05-30 08:51
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-30 08:36