Повестка дня: Диалог с консервативным большинством

Доклад на Круглом столе: «Выбор пути: альтернатива современному либерализму»

Национальный Пресс - клуб 
0
586
Время на чтение 3 минуты

Задача консервативного сообщества России - начать диалог с «молчаливым большинством» русских людей, мало интересующихся политикой и стремящихся, в основном, к тому, чтобы создать семью, вырастить детей, сохранить «человеческие» отношения с окружающими, решая свои жизненные задачи (жилье, машина и прочее - чтобы было все «как у людей»).

Подобное большинство не просто существует, но живет вне формата стяжательства (коррупция, криминал), вседозволенности (индустрия развлечений, шоу-бизнес) и маргинализующей деградации (алкоголизм, наркомания). Ему присущ простой, естественный, интуитивно понимаемый консерватизм. Круг интересов большинства - семья, дети, дом, и, чаще в критические моменты истории (война, угроза безопасности государства), - страна.

Благодаря этому молчаливому, в целом, пассивному, интуитивно консервативному большинству, Россия отвергла либеральный проект 90-х. Его - большинства - глухое неприятие оказалось сильнее «реформаторов». Его мнение, взгляды и ценности волей-неволей впитывает любая власть, хорошая или плохая, в большей степени или в меньшей.

В Америке это большинство имеет четкий политический портрет - это верующие представители мидл-класса, голосующие за республиканцев. В России этот слой, в политическом отношении, более размыт, не имеет своей идентификации. И не только политической, но, на рациональном уровне, вообще никакой.

Между консервативным сообществом церковно-общественных деятелей и миллионами «стихийных консерваторов» почти не существует линий диалога. Между тем, создавать их необходимо - как в религиозном, так и в идеологическом направлении.

Почему в религиозном? Потому что отношения этого большинства к религии - скорее позитивное, представления о традиционной норме жизни неконфликтно сочетаются с представлениями о Боге, а сама этика большинства несет в себе отражение этики Православия. При этом это русское большинство в массе своей не воцерковлено, а выходные и воскресные дни посвящает, как правило, покупке продуктов, ремонту гаража, чему угодно, но не походу в церковь. Но именно оно (а не представители субкультур или богема) является приоритетной аудиторией для воцерковления.

Почему в идеологическом? Потому что это - социально-активный слой. Именно он, а не богема и шоу-бизнес является стержневым в конструкции нашего общества и, по большому счету, собственно, самим обществом.

Как и о чем говорить с этим слоем? Нужно спокойное, без эпатажа, шоу-элементов и риторической перегруженности, сосредоточение на жизненных темах: как вырастить нормальных детей, чтобы были людьми? Как сделать так, чтобы кругом не воровали и не кидали? Можно ли нам вообще жить по-человечески? Что лежит в основе такой жизни? Отсюда уже реален переход к Десяти Заповедям и указание на их Источник. А также объяснение того, что все попытки построить «нравственность без Бога» на основе «естественных представлений» человека всегда приводили к резне и зверству.

Пафосные темы в этом диалоге мало уместны. Нельзя всего сказать сразу. Поставив эти вопросы сначала, затем можно попытаться объяснить, что без Церкви нет Десяти Заповедей, а значит - нет и жизни «по-людски».

Выбор пути: альтернативы современному либерализмуЭто большинство живет вне контекста тем, обсуждаемых в консервативном сообществе. Без сомнения, оно ничего не знает не об идейных консерваторах, не о церковных модернистах, не о обновленцах и либералах. Чужды ему и основные гуманитарные темы (исключения составляет разве что миграция, однако и эта тема идет по касательной). Важные для него темы - качество образования, здоровье (контекст-семья-дети), безопасность на улицах. При решении собственных проблем оно ориентировано само на себя, но хочет, чтобы «дети жили лучше» и готово слушать тех, кто может объяснить, как этого достичь.

Такой подход, конечно, возмутит о. Г.Митрофанова и тех, кто считает, что религия - это исключительно пространство размышлений о «высоком», а предлагать людям решать «их проблемы» с помощью религии - кощунство. И, действительно, Церковь не благотворительный фонд и не собес, а уподобиться тем христианам Запада, что соблазнились полвека тому назад сугубым «служением человеку и миру» - это значит сделать шаг в сторону десакрализации и секуляризации церковной среды. Что, однако, не отрицает, а диктует необходимость «воцерковления» быта, а, значит, «пропитку высоким смыслом» повседневных жизненных проблем волнующих людей.

Лучший пример здесь - противодействие ювенальной юстиции. Когда вопрос сохранения крепкого патриархального общества, иерархических отношений и ценностей в нем, волнующий консервативных идеологов, опирается на возмущение простых людей фактами изъятия детей из малообеспеченных семей, нежеланием родителей лишаться Богом данной обязанности воспитания своих чад и менять традиционную для русских этику отношений старших и младших в семье.

И здесь, для представителя «стихийного консервативного большинства», проповедь «Придите ко Мне, труждающиеся и обременнные, и Я успокою вас» и ее продолжение «Кто не возьмет Крест свой, не может быть Моим учеником», получает понятную расшифровку, в чем этот Крест в обычной, повседневной жизни.

Александр Рудаков, координатор инициативы «Декалог XXI», при участии Константина Новикова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Повестка дня: Диалог с консервативным большинством

Александр, хочется выразить вам слова благодарности за этот доклад. Он о нашей жизни. Написан понятными словами. Если бы все кончерваторы-мыслители писали в таком духе, мы бы имели другую страну. Но, к сожалению, среди консерваторов-мыслителейпеимущественно наблюдаются писатели-фантасты. О чем они пишут? Кому они пишут? Для чего они пишут? Они и сами не знают. )
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Борисович Рудаков
Все статьи Александр Борисович Рудаков
Национальный Пресс - клуб
«Современная ситуация в Сирии»
Представляем видеозапись доклада Анатолия Степанова и его обсуждения на круглом столе
28.02.2013
Церковь или гражданское общество?
Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы «Церковно-государственные отношения и будущее России»
29.01.2013
Церковно-государственные отношения и будущее России
Материалы очередного Круглого стола Клуба национальной прессы
26.01.2013
Политические итоги 2012 года
В Москве прошел круглый стол Клуба национальной прессы
29.12.2012
Не допустить переориентацию политики государства на уничтожение родительства
Резолюция круглого стола Клуба национальной прессы
28.11.2012
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 16:25
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
22.11.2024 15:03
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22