Церковь Маянги

0
558
Время на чтение 6 минут
Листая фотоальбом со снимками, отражающими процесс восстановления старинного храма в селе Маянга Балаковского района, на одной из фотографий отец Александр вдруг заметил свою бабушку - видно, приехала помолиться в восстанавливаемом храме и попала случайно в объектив камеры. Нет ее уже на земле, а вышло, что именно она помогла установиться живому, родственному отношению к церкви, куда отца Александра назначили настоятелем.

Начало восстановительных работ в храме. Ремонт кровлиСвященник Александр Тарсеев рассказывает о разорении Михаило-Архангельской церкви. Сейчас среди местных жителей не встретишь тех, кто был бы очевидцем тех событий, но утверждают, что в 1930-е годы все храмовые иконы были сложены для сожжения, и местные, боясь пострадать за веру, приносили и подкладывали в этот костер свои домашние образа.

- Ведь не только в Маянге, но и там, где жила Ваша бабушка - в Балаково, разрушали храмы, отворачивались от Бога, а она сохранила веру, как?

- Если у человек есть вера - утратить ее невозможно,- считает священник. - Бабушка на трех работах трудилась, сыновей одна воспитывала, муж погиб на войне. И помню, когда меня маленьким привозили к ней на праздники, то, проснувшись среди ночи, я удивлялся: бабушка не спит - стоит в темноте у икон, озаряемых лампадкой. Так она, должно быть, и детей вырастила - вымолила.

И, возможно, в этот час, когда она стояла на молитве, с храма во имя Архистратига Божия Михаила в Маянге, как и с тысяч других русских храмов, срывали купола.

До революции на три с половиной тысячи человек, населявших Маянгу, стояло две церкви: каждая могла вместить не менее тысячи прихожан.

Одна из них - деревянная, с колокольней и тремя престолами - была построена в 1845 году тщанием местных жителей, однако не уцелела в советские годы.

Уже упомянутый храм во имя Архангела Михаила был возведен в 1865 году силами местного населения. Уничтожить сельскую церковь попытались в тридцатые годы прошлого столетия. Сняли купола и устроили в церкви зернохранилище. Храм был обречен на медленную смерть.

Среди тех, кто начинал борьбу за возвращение Михаило-Архангельского храма Церкви, - 89-летняя Ева Андреевна - уроженка Украины. В 1944 году ее с родителями сослали на Север. Много лет они прожили там, девушка работала на лесозаготовках. Родители так и умерли на чужбине. Ева Андреевна, поездив по стране, в 1971 году обосновалась в Маянге, устроилась в местный колхоз.

Ева Андреевна принимает гостейМолебен у стен реставрируемого храма

Привыкшая трудиться, Ева Андреевна уже в 80-е годы принялась ходатайствовать об открытии храма. Вместе с единомышленниками она собирала средства на его восстановление и уже заранее принялась облагораживать храмовую территорию.

- Рябину, липу я с родины привезла и посадила - хотя и здесь много таких деревьев растет, а все же - те, что с родной земли, для меня - иные. А вот березку обнаружила здесь, в Маянге рядом с домом: как-то раз гляжу - выглянула крошечная, и я ее к церкви перенесла. Теперь у меня возле дома ни одной березки, а та - для храма выросла, - молодо улыбается Ева Андреевна.

Здание Михаило-Архангельского храма вернули Церкви в 1991 году. После этого сменилось несколько настоятелей, но больше всех запомнились прихожанам иерей Александр Фролов и иерей Александр Кузьменко - благодаря их стараниям церковь выжила.

- У храма, можно сказать, не было крыши, все протекало, внутри было очень холодно, - вспоминает священник Александр Фролов свою первую встречу с Михаило-Архангельской церковью в начале 90-х годов. - Средств на начало реставрации не было, жертвовать люди стали ближе к двухтысячным. А пока вместе с несколькими прихожанами мы каждый день в любую погоду при любом самочувствии отправлялись в одно из сел области: продавали церковные товары, которые тогдашний Владыка - архиепископ Пимен (Хмелевской) - нам выделял в долг. В поездках мы предлагали людям заказывать требы, рассказывали о храме. За помощью обращались и к предприятиям, и к состоятельным людям.

Возрождаемый храм освятили в феврале 1992 года. На улице было не меньше 20 градусов мороза, однако людей на богослужение собралось немало. Итак, в девяностые почти параллельно шло два процесса: созидание храма, его общины и разрушение сложившейся за советские годы жизни. Колхоз «Знамя коммунизма» разорили стремительно: объявив, что скот болен туберкулезом, частью вырезали, а около тысячи голов скота вывезли живыми на машинах.

- Такой храм, а люди не ходят... Здесь больше городских, чем местных, бывает, - вздыхает нынешний настоятель храма иерей Александр Тарсеев.

Люди покидают село. Благо - недалеко город Балаково, где можно найти работу. На местном же предприятии «Золотой век», которое, в частности, занимается разведением племенных рысаков орловской породы, зарплату могут платить только кормом для скота.

Священник Александр Фролов со своими первыми помощникамиВнутреннее пространство Михаило-Архангельского храма по форме напоминает крестГолубые купола над Маянгой

Те, кто возрождал храм в трудных 90-х, - уже очень старые люди, многих не стало. И храм снова пустеет: кому-то тяжело добираться, кто-то не может смириться с очередной сменой настоятеля, привыкнуть к новому человеку, а кто-то, с возрастом потеряв возможность деятельно участвовать в жизни прихода, к сожалению, уже не ощущает себя частью общины. Однако не только прихожанам нужна поддержка, но и самому храму, и особенно - его настоятелю.

Все меньше детей ходит в воскресную школу. Один из первых настоятелей - священник Александр Фролов - рассказывает, что храму был передан и бывший причтовый дом, где со временем стали проходить занятия воскресной школы, с ребятами занимались профессиональные педагоги, учителя местной общеобразовательной школы. И, по замечанию родителей учеников, занятия эти благотворно влияли на детей. Однако теперь почти обезлюдела не только воскресная, но и средняя школа.

С нынешним настоятелем Михаило-Архангельской церкви - священником Александром Тарсеевым - осматриваем храм: удалось ли сохранить хотя бы одну из старинных фресок? На центральной арке вижу чудом уцелевший образ Христа. Восстановлена фреска, изображающая притчу о милосердном самарянине, из под купола взирают святые. В храме можно увидеть и старинные образа, и иконы, созданные современными мастерами, что-то приносят местные жители - церковь была восстановлена буквально по частям.

Забравшись на колокольню, замечаю кроме ансамбля колоколов, изготовленных в недавние годы, колокол 1956 года «рождения». Откуда же он взялся, разве в хрущевские годы кто-то отливал церковные колокола? Оказывается, этот колокол - корабельный, называется рында. Попал он сюда, видно, случайно, но не зря... Церковь ведь тоже - корабль. Корабль спасения. И каждому в нем есть место.


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68‑рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

«Ведомости Саратовской митрополии» № 12, декабрь 2016 г.

Мария Ковалева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/cerkov-mayangi

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Последние комментарии