Молитва у океана

Как на Дальнем Востоке утвердилась валаамская традиция монашества

0
348
Время на чтение 7 минут
Молитва у океана

Именно в год 100-летия революции, когда Русская православная церковь подверглась небывалым гонениям, стоит вспомнить о духовных основах российской культуры и государственности.

...Морской ветер продувает весь Русский остров. Солоноватый влажный и прохладный воздух. Темное небо и темный океан. Вдали, через пролив Босфор, сияет на сопках яркими огнями Владивосток.

- Вы могли бы сейчас забрать посылку? Вам пришла, - окликает нас в фойе университетской гостиницы дежурная.

Увесистый пакет из Москвы, от Татьяны Ивановны Шевченко. Уже с радостью догадываемся, что это.

«Свет Валаама» - большие буквы на мягкой светло-зеленой обложке сборника материалов «Пятых Валаамских чтений» - конференции, проходившей майскими днями на далеком северном острове.

Листаем страницы с фотографиями, изображениями - знакомые лица докладчиков, организаторов чтений, вспоминается атмосфера конференции, благодатных валаамских богослужений...

И как тепло встречал тогда гостей конференции лучезарный отец Мефодий! Игумен Мефодий (Петров) возглавляет созданный при монастыре просветительский Центр «Свет Валаама». Центр появился с благословения владыки Панкратия, настоятеля Валаамского монастыря. Более двадцати лет назад владыка Панкратий вместе с отцом Мефодием прибыли на Валаам из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению известного старца архимандрита Кирилла (Павлова).

А вот слова владыки Панкратия на открытии чтений: «Несмотря на то, что велика роль государства, значительна роль средств массовой информации, общественных институтов, но все-таки роль Церкви во многом определяющая. Потому что именно в лоне Церкви рождается личность христианина». И далее:

«А христианство всегда подразумевает личностный рост, личностное развитие, и когда христиан будет достаточно много - это может определить, как будут развиваться наше общество и наша страна».

«...Я чувствовал присутствие Божие в жизни русского народа» - это слова игумена Мефодия (Петрова). Отец Мефодий из Македонии, но Божие присутствие в жизни нашего народа он чувствует, может быть, лучше, чем многие русские. Батюшка хорошо знает, что основа русской культуры - православие.

«Православие - основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» - так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама».

Свет Валаама... Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси.

Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха...

На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 - 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам.

Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря - Сергий и Герман.

Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь - прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Обилие солнца, в лучах которого вызревает приморский виноград, насыщенные Богородичные цвета небес в час заката, близость океана, мягкие склоны сопок, укрытые разноцветным лесным покровом - все это увидели валаамские монахи, прибывшие в 1895 году в Горные ключи к месту своих новых подвигов.

В Свято-Троицком монастыре в Шмаковке (на фото) сочетались две монашеские традиции. Одна - афонская, представленная первым строителем обители иеромонахом Алексием (Осколковым), который был пострижеником Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Он прибыл на пароходе из Одессы во Владивосток. Имел большой духовный и жизненный опыт, дружил с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Занимался иконописью.

На устроение монастыря отцу Алексию пришлось собирать материальную помощь по всей России. Он обратился к премьер-министру Витте, который способствовал выделению средств через Синод. Отцу Алексию было 60 лет, когда он начал строить обитель.

Одним из устроителей монастыря, помогавшим в совершении крупных построек, был известный иркутский предприниматель Иннокентий Сибиряков, который в конце жизни принял постриг на Святой горе Афон.

Другая традиция Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Шмаковке - валаамская. Ее заложили прибывшие с Валаама иеромонах Сергий (Озеров) и иеродиакон Герман (Богданов). Отец Сергий, с 1902 года ставший игуменом, проходил послушание на Валааме в скиту Всех Святых под руководством опытных старцев, - иеросхимонахов Алексия и Антипы, отличавшихся духовным даром рассуждения.

Утвердилась на Дальнем Востоке именно валаамская традиция монашества.

По сию пору монастыри Приморья живут по аскетическим традициям дореволюционной эпохи. Мужской монастырь в Шмаковке уже с начала XX века стал духовным центром для всего края. До революции здесь была создана типография для печатания просветительской литературы. В глухой уссурийской тайге в монастырских стенах издавалась духовная литература.

...В старинном здании управления Владивостокской епархии мы побывали на приеме у правящего архиерея - митрополита Приморского и Владивостокского Вениамина (Пушкаря). Передав владыке сборник с Валаамских чтений, стали расспрашивать митрополита и о Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре в Шмаковке, священноархимандритом которого он является. Владыка Вениамин поведал нам, что печатание святоотеческой литературы в монастыре так было обильно, что не только насыщался Южно-Уссурийский край, но часть книг высылалась на Валаам.

«Экономически монастырь был очень сильно развит. Все от гвоздя до иголки делали сами. Шили, оленеводством занимались... Пахотных земель было много. Могли первых переселенцев в край в случае голода год кормить. Так много было запасов. Развивали культуру земледелия по последнему слову техники. И обучали земледелию крестьян. При монастыре была открыта школа для крестьянских детей».

Владыка Вениамин рассказывал нам о монастыре и о его старой жизни так, что перед нами живо возникал величественный и масштабный образ Свято-Троицкой Николаевской обители, озаряющей светом Православия всю уссурийскую тайгу - от Владивостока до Хабаровска на Амуре, от Турьего Рога на озере Ханка до тихоокеанской бухты Ольги и Императорской гавани, называемой сегодня Советской...

«Очень сильно духовно влиял монастырь на жизнь в крае. Ежегодно устраивались крестные ходы. Со всего Южно-Уссурийского края шли Крестным ходом к монастырю. Из Владивостока Крестный ход был на поезде. Власти специально выделяли вагоны для этого. По пути к Шмаковке в определенных местах поезд останавливался, и к нему с разных сел крестными ходами стекались жители края. Последний участок пути от станции к монастырю множество народа пешком продолжали Крестный ход. Люди тогда были очень религиозные. Есть фото, где в монастырь приезжает множество паломников. Такую роль играл Шмаковский монастырь - наследник Валаама на Дальнем Востоке».

Слушая митрополита Вениамина, мы невольно подумали о тех удивительных связях, которые соединяют сегодня Валаам, Приморье и главную монастырскую обитель Руси - Троице-Сергиеву Лавру.

Ведь наш владыка - тридцать с лишним лет провел в Лавре. И оттуда же вышли сегодняшний настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий и игумен Мефодий (Петров).

Велика роль наших монастырей в духовном, культурном и даже экономическом освоении Россией новых территорий, в созидании Святой Руси среди глухой тайги и скалистых сопок, там, где жили до прихода русских малые народы, сердца которых еще не знали Света Христова.

...Холодная волна, накрывающая коричневые валуны на берегу Ладожского озера, обрывистые скальные берега, высокие сосны и обилие солнечных дней на островах Валаамского архипелага. Сюда стремится сердце каждого русского православного человека, сюда пароходами до революции ехали студенты семинарий, боголюбивые паломники, трудники, страждущие души.

Читаем воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о путешествии на Валаам, его знаменитые записки «На Северный Афон». Когда митрополит, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии, находился в Ильинском скиту на Валааме, один из пожилых иноков прямо в день Цусимской битвы спросил его: «Ну что, как там о войне-то пишут?»

Валаамские братья молились за Россию, за воинов и моряков, сражавшихся в это время на далеком Тихом океане.

А в Приморье недалеко от города Уссурийска, близ села Линевичи, названного в честь русского генерала Линевича Николая Петровича, героя русско-японской войны, главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке, был основан женский монастырь, который окормляли валаамские монахи из Шмаковки. Валаамские отцы, приехав в Южно-Уссурийский край, стали духовными водителями для русских переселенцев и воинов. Тех переселенцев, которые основали село Никольское, ставшее впоследствии, по Указу Николая II, городом Никольск-Уссурийским, названным в честь небесного покровителя Царя - святителя Николая Чудотворца.

В Никольске-Уссурийском, именуемом ныне просто «Уссурийск», в Покровском храме хранится чудотворная икона Богородицы «Объятья Отча». Этот чудесный образ написан отцом Алексием на Афоне в дар Свято-Троицкому монастырю. Тем самым батюшкой Алексием, который был основателем первой дальневосточной монашеской обители в Шмаковке, учрежденной, кстати, также Указом Николая II. Это благословение ушедших иноков иночеству современному. Это благословение всему нашему Южно-Уссурийскому краю.

Пять монашеских обителей сегодня в Приморье. Одна из них на острове Русский - новая, Свято-Серафимовская.

Это не далеко от Дальневосточного университета. Всего полчаса по разбитой военной островной дорог, у поселка Подножие. Монастырская мужская обитель на острове Русский. Молитва ко Христу над Тихим океаном...

Игорь и Владислава Романовы - Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

http://www.stoletie.ru/vzglyad/molitva_u_okeana_478.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Анатольевич Романов
Нам нужна Православная Русь, а не выставочная Россия
Совсем скоро соберется Русь у Царской Голгофы, там будет настоящая Россия…
10.07.2024
Вышел новый двенадцатый номер журнала «Берег России»
Поворот на восток – центральная тема номера
05.07.2024
Прошу Президента и Патриарха пресечь разврат и вакханалию!
Потоки грязи льются с площадок фестивалей наподобие «ВК-фест» и путём трансляции фильмов, подобных сериалу «Чистые»
29.06.2024
Веселятся на русской крови упыри
Оставаясь в тени и пытаясь столкнуть в России и мире Православие и Ислам, устроить гражданскую войну…
25.06.2024
Форум БРИКС, неоколониализм и «Приморская цивилизация»
Не возникнет ли у кого-нибудь в рамках идеи «борьбы с неоколониализмом» заявить о «свободе Дальнего Востока»?
18.06.2024
Все статьи Игорь Анатольевич Романов
Владислава Николаевна Романова
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Жива Русь Православная! И будет жить во веки веков!
Поздравление с 85-летием митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2023
Все статьи Владислава Николаевна Романова
Последние комментарии
Кейс митрополита Илариона
Новый комментарий от Александр Волков
14.07.2024 11:33
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Русский танкист
14.07.2024 11:26
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.07.2024 11:07
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от В.Р.
14.07.2024 07:57
К русскому вопросу
Новый комментарий от Наблюдатель
14.07.2024 07:08
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.07.2024 04:13