Из тени в свет перелетая

Об удивительной жизни семьи Черевковых

Александр Сергеевич Пушкин 
0
400
Время на чтение 10 минут

Их крохотная квартирка напоминает келью. Восемнадцать метров пространства любви и служения друг другу стали для саратовского художника Василия Черевкова и его жены Ольги творческой мастерской, местом силы и смирения. Здесь они создали свою семью, вырастили прекрасного сына Тимофея, сотворили уникальный театр теней. Здесь же хранится единственная в своем роде их коллекция игрушек, насчитывающая более тысячи экспонатов.

Весь интерьер узкой и длинной комнатки - стеллаж с книгами. От пола до потолка - законченные и недописанные холсты разных размеров - саратовские дворики, пейзажи, портреты. Кладовые папок с бесчисленными рисунками, набросками таят счастливо прожитую жизнь, судьбу, запечатленную линиями, штрихами, мазками.

Среди антресольно-художественного нагромождения - деревянные фигурки ангелов, крестьянских старичков с добрыми морщинистыми лицами, пушкинский Золотой петушок, выточенный из сосны, бамбуковый журавлик. Домашние лары - хранители семьи и рода. В коридоре - деревянные поленца, снова холсты, листы картона, повернутые к стене. А со стены на всю эту намоленную тесноту и великолепие незавершенных замыслов смотрят строго, но светло, лики святых домашнего иконостаса. Собственно, в него и упираешься взглядом, как в сияющий очаг, когда входишь в дом художника Василия и Ольги.

Тургеневская девушка

Они встретились в старинных классах Саратовского художественного училища. Там, в свои двадцать с небольшим, будучи студенткой филологического факультета СГУ, Ольга служила натурщицей. Художники-педагоги представляли ее своим студентам как классическую модель. Она позировала при постановочном свете, в русских шалях и строгих кофточках - молчаливая, задумчивая, с тихой тайной во взгляде темных, глубоких глаз. Была в ней загадка, что всегда так пленяет в портрете.

- Смотрите,- говорили мэтры живописи, - это же абсолютно коровинская девушка, вглядитесь, у нее же - серовские руки!

А девушка действительно любила альбомы по русской живописи, а еще писала диплом по переписке Тургенева с Полонским.

Однажды Василий испугался, что никогда больше не увидит ее, что исчезнет она за порогом училища, как прекрасный неразгаданный сон. Подошел, помог надеть пальто.

Их первые свидания проходили в научной библиотеке СГУ. Там они переписывали письма Тургенева и пытались постичь смысл бытия, сопряженный неизменно с великой русской литературой. Как все влюбленные, они много гуляли, спорили, смеялись. Вася был отличным гимнастом и показывал Оле акробатические этюды, ходил на руках. Вообще, был похож на юного мушкетера, только вместо шпаги носил с собой остро заточенный карандаш. Впоследствии он стал прекрасным рисовальщиком с точным, быстрым и метким штрихом.

В картину их любви мягким и теплым штрихом вписались две бабушки - Мария и Вера.

Ангелы-хранители

При художественном училище жила тогда некая бабушка Маша. Никто не помнил точно, когда и как она там поселилась. У нее была маленькая комнатушка с диванчиком, столиком, буфетом, с иконами на стенах. Все студенты сердечно любили ее, и она относилась к ним, как к родным. Строго следила за успеваемостью, была в курсе их личных дел. Роману Васи и Ольги явно благоволила, хотя была строгих нравственных правил.

Вася тоже жил в училище, где работал истопником. С бабушкой Машей у него были очень сердечные, теплые отношения. Однажды они вдвоем спасли училище от пожара. Баба Маша затемно вставала на молитву и разбудила Василия, когда увидела клубы черного дыма, валившего с нижних этажей. Одна из печей оказалась неисправной. Выбили двери, вызвали пожарных, в общем, стали героями дня.

В один из дней бабушка Маша умерла за молитвой, коленопреклоненная, с молитвословом в руках. В памяти художников она осталась теплой молитвенницей, светлой легендой художественного училища. Василий и Ольга говорят о ней с особенным трепетом, как об ангеле-хранителе своей юности и любви.

У Ольги была еще родная бабушка - Вера. Она родилась и выросла в Харбине, окончила русскую классическую гимназию. В Россию ее семья вернулась в 36-м и автоматически стала врагом народа. Потом уже повзрослевшей своей внучке Вера Семеновна рассказывала, как сожгла в печи портрет Сталина холодным летом 53-го. Жена и дочь репрессированных, Вера так и не смогла нигде устроиться на работу, жила шитьем, слыла известной в Саратове портнихой. Шила гардеробы для актрис театра драмы, обшивала своих внучек, мастерила для них куклы из лоскутов.

С Ольгой у бабушки Веры было особенное, сокровенное родство. Все детство она проспала на сундуке Веры Семеновны, не зная, что на самом дне его хранится тайна. Святыня семьи - икона Николая Чудотворца - была вывезена бабушкой из Харбина. Уже после ее смерти Ольга, разбирая старые вещи, нашла ее, бережно завернутую в чистый холст.

Святитель Николай особенно почитался в Харбине. Один из известных и любимых саратовских священников, протоиерей Евгений Ланский, чье детство тоже прошло в Харбине, рассказывал на своих проповедях, что китайцы благоговейно называли его «русским дедушкой». Собирая исторические сведения о судьбах русских в Харбине, отец Евгений зашел однажды в дом Черевковых, где раньше жила Вера Семеновна. Освятив его, оставил над порогом, на побелке, крест от большой свечи. Теперь этот черный от сажи крест - светлая память о прекрасном батюшке и бабушке Вере, которая умерла через двадцать дней после свадьбы Ольги с Василием. Замужество внучки стало для нее последним земным счастьем.

По ее же молитвам Ольга пришла в храм. Она очень плакала, тосковала о бабушке. И вот ей приснилось, что она пишет ей письмо, в котором одно только слово: «Веры». Она хотела от своей внучки христианской веры. Потом Ольга поняла, что так, в родительном падеже, поминают усопших на литургии. Первым священником, который исповедовал Ольгу, был отец Евгений Ланский, что служил тогда в храме «Утоли моя печали», и приходил к ней в дом, чтобы узнать о харбинской жизни рабы Божьей Веры.

Призвание

Училище Василий Черевков закончил с дипломом театрального художника-декоратора. 5 лет работал в театре драмы, 4 - в цирке. Ольга работала сначала на кафедре русской литературы в СГУ, потом пришла в театр кукол заведовать литературной частью.

В обоих проснулась страсть к кукле, как к древнему, мифологическому вместилищу человеческой души. Оба помнили свой детский авторский театр.

Вася с другом Колькой устроили его в курятнике, на соломенных подмостках. Персонажи - старые резиновые игрушки-зверушки. Ширма - сетка-рабица, зрители - соседские мальчишки, задний план - волжские берега в окрестностях Волгограда.

У Оли - девичий интуитивный театр жил в лесу. Влажные замки из мхов, сказочные принцессы из трав, лесные овраги с драконами. Заколдованное озеро плескалось в ржавой бочке для полива, ромашки и мальвы плавали в нем русалками. Древесные причудливые чурочки томились заколдованными принцами.

Прожив вместе тридцать лет и три года, Василий и Ольга так и остались детьми. За семейной трапезой, надев на пальцы пустые скорлупки от грецких орехов, они могут вдруг выдать шутливую импровизацию друг для друга. Декорации - все тот же детский лес, вместившийся в кухню, где сушатся связки грибов, букетики земляники, желтеют соцветья бессмертника под старой металлической люстрой.

Их шествие в ЗАГС сопровождала саратовская уличная детвора задорным «тили-тили-тесто, жених и невеста». У них была типично андерсеновская свадьба.

В самой их жизни, их творчестве, в сути их художественного мышления заложен андерсеновский дар: из нищеты творить богатство. Под руками художника Василия Черевкова любая обыденность, быт превращаются в театр. Из картона, древесных стружек, стеклянных флаконов из-под краски, из света электрической лампочки на небольшом тканевом экране возникает грандиозная картина бытия - «Ноев ковчег».

Пушкинская «Золотая рыбка» движется по художественному пространству с помощью вязальных спиц и пластмассовых гвоздиков от расчески.

Рождественский вертеп оживает в картонной коробке, а древний приземистый конь, духовный и земной помощник человека, точно угадывается мастером в старом сосновом полене.

Отцы и дети

Можно сказать, что на творчестве семьи Черевковых выросло несколько поколений детей.

Их собственный сын Тимофей возрастал в атмосфере любви, труда и вдохновения. Полноправным соавтором он участвовал в спектакле своих родителей. Работал осветителем в «Ноевом ковчеге», звукорежиссером в «Золотой рыбке».

Одиннадцатилетним ребенком он поехал с родителями в Москву, на Международный фестиваль семейных театров, где озвучивал «Золотую рыбку» на балалайке. Спектакль шел, как обычно, в завороженной тишине зрительного зала. Вдруг раздался неожиданный хлопок - на балалайке лопнули струны. Живой осталась только одна. Не моргнув карим глазом, Тимка на одной струне довел спектакль до финала. Зал взорвался овациями.

С детства Тимофей был приучен к труду: работал молотком, рубанком, лобзиком, малярной кистью. С младенчества при нем постоянно находились карандаш и бумага. Впоследствии, по примеру отца он окончил Саратовское художественное училище, где был одним из лучших студентов на курсе. Потом - питерскую Академию театральных искусств по специальности «художник-постановщик кукольного театра». Работал художником в Молодежном театре на Фонтанке, теперь служит в знаменитой Александринке художником-технологом. Объездил с гастролями театра пол-Европы. В ставшей родной академии преподает для студентов «Технологию театральной куклы».

Но не только родной сын постигал уроки художественного мастерства своей семьи. К своим спектаклям, как к камерной игровой культуре, Черевковы приобщили почти всю детскую аудиторию Саратова и его окрестностей. Они приходят в школы, детские сады, дают мастер-классы в музеях, преподают в воскресных школах при храмах города.

На их бумажном театрике «Пастушка и трубочист», на их Рождественском вертепе, на театре теней, на игровых лекциях по истории кукольного искусства, что читает Оля в музее Федина, возрастают дети. Напитываются духовной жизнью, художественной тайной и красотой, высокой страстью игры и творчества, гармоничностью постижения мира.

Спасатели

В век высоких научных технологий и бездушных компьютерных игр они с бесхитростной мудростью возвращают ребенку детство, сказку, мечту. Девочкам предлагают куклу, мальчикам - коня. Сколько старых, сломанных искалеченных игрушек они воскресили, скольким дали новую жизнь! Безногая кукла переставала хромать и падать, потому что Оля сшила ей новый чулочек, набила ватой, приделала ножку. Ободранный деревянный конь, выброшенный на помойку, превратился под кистью Васи в красного, в яблоках, Сивку-Бурку. Сколько детей проскакало и еще проскачет счастливыми всадниками в его седле-качалке.

Однажды в Саратове прошел фестиваль воздушных змеев «Свободный полет» - благотворительная акция в поддержку детей с ограниченными возможностями. Из рук художника взмыл в небо воздушный змей пятиметровой высоты и четырех с половиной - в размахе крыльев.

Еще Черевковы спасают птиц. Подбирают птенцов, выпавших из гнезда, лечат сломанные крылья взрослых. Городские голуби, вороны, воробьи и стрижи стайками слетаются к их балкону на седьмом этаже, помнят тепло и заботу их рук. Помнят, что, спасая, эти люди никогда не держали их в клетке. Ведь душа похожа на птицу, ее нельзя запереть.

Принцы и нищие

Василий и Ольга - настоящие русские интеллигенты-бессребреники. Они несут свою высокую миссию бедных художников-просветителей, без пафоса, со счастливым смирением. Их творчество известно не только в Саратове. Семья Черевковых - дипломанты Ярославского фестиваля «Русский костюм на рубеже ХХ столетия», лауреаты Московского фестиваля рождественских вертепов, участники проекта благотворительного фонда Александра Невского «Русская игрушка в нравственном воспитании детей». Их частная коллекция была представлена в Музее истории города в Ярославле, в Академии театральных искусств и в Этнографическом музее Санкт-Петербурга, в домах-музеях народного творчества Коломны и Серпухова. Рождественский вертеп Черевковых приобрел французский международный салон «Сантонье» в городе Арле. В прошлом году фрагменты спектаклей «Ноев ковчег» и «Медный всадник» побывали на выставке Москве в знаменитом музее Бахрушина.

В своем служении искусству Василий и Ольга похожи на стойких оловянных солдатиков. Только вместо ружья в руках у них - кукла, которая пробуждает в человеке милосердие, древнюю память традиций, дарит ему корни и крылья. Дарит ему любовь, которая не завидует, не превозносится, не ищет своего, всему верит, всему радуется и все переносит.

В своем спектакле «Золотая рыбка» они мягко «поправили» Александра Сергеевича - примирили старика со старухой, что прожили в своей ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Фото из семейного архива Черевковых

Газета «Саратовская панорама» № 48 (1078)

Ольга Пальчикова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/iz-teni-v-svet-pereletaya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Пальчикова
Под покровом жен-мироносиц
Об удивительной истории саратовского храма во имя св. Марии Магдалины
26.01.2017
Ангельская душа
История одного семейного обретения
30.11.2016
Все статьи Ольга Пальчикова
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06