Ваша книга «Крах великой империи» стала бестселлером, издательство срочно допечатывает дополнительный тираж. Чем вы это объясняете?
Внятного объяснения, почему книга «Крах великой империи» стала бестселлером, у меня нет. На моей памяти исторические книги вообще крайне редко становятся продуктом массового потребления. За последние лет, наверное, восемь - это только книга Владимира Ростиславовича Мединского «Война. Мифы СССР. 1939-1945». Российская история до сих пор не отошла от удара, который ей нанесла свистопляска в девяностых и двухтысячных годах.
Мне крайне приятно, что моя книга вызвала такой неподдельный интерес и получила такие благожелательные отклики. Как человек, который двадцать пять лет связан с историей 1917 года, гражданской войны, русской миграции, я могу сказать, что написаны десятки книг - и они не вызывали ни ажиотажа, ни какого-то обсуждения. Может быть, в основе успеха «Краха великой империи» лежит интерес к тому, что делаю лично я, или язык, которым написана книга. Может быть, интерес вызван тем, что мы стоим на пороге столетия тех событий, которые, я считаю, правильно было бы не делить на февраль и октябрь и называть Великой русской революцией - по аналогии с французской. Нам пора просто осознать, что это были великие события, и примириться.
К сожалению, до сих пор праправнуки участников тех событий искренне считают себя то ли «комиссарами в пыльных шлемах» (цитата из «Сентиментального марша Булата Окуджавы, комиссар - политработник в Красной армии - profiok.com), то ли воинами Офицерского генерала Маркова полка (войсковая часть Добровольческой армии, которая получила именное шефство генерал-лейтенанта Маркова, основоположника Белого движения на Юге России - profiok.com). Это абсолютно недопустимо, это деструктивный путь. И в «Крахе великой империи», и в книге «Россия в огне Гражданской войны» я многократно повторяю: то, что наши с вами прадеды пылали взаимной всепоглощающей ненавистью друг к другу - вовсе не повод для нас с вами продолжать это всё. Это была очень страшная эпоха, эпоха Каиновой мясорубки. И не на щит это поднимать надо, а извлечь из этого моральный и нравственный капитал и стараться не допускать подобного развития событий в дальнейшем. Сто лет назад Февральская революция стала продуктом усилий либеральных политиков. Сегодняшние либералы руководствуются, по сути дела, ровно тем же трендом, и это может привести к тяжелейшим последствиям. В своих книгах я провожу эти параллели и показываю, что надо делать выводы.
История - это наука или более широкая категория? Если наука, то почему она волнует такое большое количество людей, не только профессиональных учёных? Почему бы просто не опубликовать архивы для тех, кто интересуется? Зачем нужна популяризация истории?
Конечно, история - это наука. Это описательная наука, и она крайне важна. Но её необходимо разделить на две части. Есть история для академического сообщества - наших прекрасных историков, кандидатов и докторов наук, которые действительно ею серьёзно и фундаментально занимаются. Но есть история на общественном уровне. Вот яркий тому пример: 9 мая прошла акция «Бессмертный полк». У каждого человека, кто вышел на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, любого другого города, есть своя личная история - очень трагичная, поучительная, близкая и родная. И, конечно, человек, который несёт портрет своего деда, отца, бабушки, мамы, будет стараться узнать о их жизни побольше. Именно поэтому история нас всех волнует. Сама по себе публикация архивов - вовсе не панацея. Глуповатые украинские политики заговорили, что они опубликуют архивы - и на этом всё закончится. На самом деле это ничего не даст, историю нужно популяризировать. К огромному сожалению, многие годы у нас с этим наблюдались серьёзные проблемы. Но за последнее время появляется всё больше и больше людей, которые популяризируют очень сложное прошлое нашей страны, не стесняются давать ответы на сложные и злободневные вопросы. И я вижу отклик аудитории - в том числе на то, что делаю лично я. И на то, что делаете вы, кстати, есть абсолютно такой же отклик. Вы издали прекрасную книгу по Первой мировой войне, прекрасная была работа по Советско-японской войне и Русско-японской войне. Живой интерес к таким изданиям говорит о том, что общество не ответило себе до конца на целый ряд вопросов. А если оно на эти вопросы не ответило, то оно старается найти эти ответы. И вот здесь очень многое зависит от нас с вами, потому что если мы не будем давать ответы, это будут делать наши так называемые западные партнёры - со всеми вытекающими последствиями.
Существует ли связь истории с политикой, идеологией?
Связь прямая. Судя по тому, что происходит в странах Восточной Европы и ряде бывших республик Советского Союза, история сейчас никого не интересует. Всех интересует политика. Соответственно, историю начинают подгонять под политические взгляды, а политические взгляды - это идеология. Мы должны это учитывать. Это не означает, что мы должны действовать ровно точно так же. Но держать это в уме, конечно, нужно. Необходимо давать ответы на вызовы, которые перед нами стоят, и не разделять политику, историю и идеологию. К сожалению, нас с вами столкнули вот на это поле, и играть теперь приходится по этим правилам.
Мы многие годы пытались говорить о том, что историю надо оставить историкам, научному сообществу. Но всякий раз мы с вами натыкались на то, что история становится предметом подлейших политических спекуляций и гнуснейших инсинуаций. У немцев есть хорошая поговорка: Германию надо посадить в седло, дальше она поскачет сама. Так и здесь. Я считаю, что пора перестать быть страусами, которые в ужасе прячут головы. Если нас с вами вынуждают давать ответы на эти вопросы, надо их давать. Нам нечего скрывать, мы абсолютно открыты с этой точки зрения. И у нас есть право победителей во Второй мировой войне давать адекватные, честные и принципиальные ответы.
Каковы критерии качества для научно-популярных продуктов, связанных с историей? Сегодня книгу по истории может написать и издать любой желающий. Но ведь каждый автор так или иначе привносит своё видение, делает свои выводы. Как обывателю отличить качественную книгу по истории от откровенных фальсификаций?
Мерило очень простое. Эксперты постоянно выступают по телевидению, радио, мы высказываем свои взгляды и излагаем свою точку зрения на очень многие процессы. Если то, что говорят эксперты, на ваш взгляд, является точной формулировкой, то, конечно, подобные книги стоит читать. С другой стороны, есть книги, изданные под эгидой Русского исторического общества, Российского военно-исторического общества. Это знак качества. Поэтому если вы не знаете автора, не надо сразу торопиться покупать его книги. Заходя в свой любимый книжный магазин, я с замиранием сердца смотрю на тонны отштампованной ахинеи и представляю, как тяжело человеку, который увидел это в первый раз - можно сойти с ума. Доверяйте тем, кого вы знаете. Всех этих людей очень легко определить: они выступают на Первом канале, на канале «Россия», на ТВЦ и так далее. Тут вы, что называется, не ошибётесь.
Представьте: выходит непонятного вида человек, заявляет, что 2х2=5, и признанные академики начинают на полном серьёзе ему оппонировать. В точных науках такое невозможно, на странные «авторские» теории просто не обратят внимания. Стоит ли пытаться противостоять искажённым трактовкам исторических событий, откровенным фальсификациям?
Конечно, стоит. Если мы этого не сделаем, у нас с вами повторится ситуация девяностых годов, когда мы испытывали громадные сложности именно на этом поле. Тогда расцвёл пышным цветом Владимир Богданович Резун, он же Виктор Суворов, тогда странные авторы написали кучу макулатуры и заполонили книжные магазины. В результате у целого поколения оказались извращённые представления об отечественной истории, и до сих пор этим многие пользуются. Поэтому ответ очень прост: с фальсификациями надо бороться на научном, публицистическом, экспертном и даже на политическом уровне. Фальсификации недопустимы.
День Победы отпраздновали две недели назад, а на вашей фотографии в твиттере до сих пор остаётся георгиевская ленточка. Почему?
До тех пор, пока на Украине будут убивать за георгиевскую ленточку, пока будут издеваться над ветеранами, я её не сниму. Это моя принципиальная позиция. Когда в девяностооднолетнего ветерана Великой Отечественной войны за георгиевскую ленточку плеснули зеленкой, это переполнило чашу моего терпения. Я очень спокойный человек по жизни, но есть граница, которую я для себя определил. Это моя Брестская крепость, мой Сталинград. Помните, как д'Артаньян говорил? Я объявляю войну всем: кардиналу, англичанам, гугенотам! Вот это про меня, меня уже довели до этого состояния.
Акцию «Бессмертный полк» в разных общественных кругах интерпретируют очень по-разному - от «культа мёртвых» до «национальной идеи». Как вы к ней относитесь?
Человек, который назвал эту акцию «культом мёртвых», подлец. Он плюнул на могилы всех фронтовиков. «Бессмертный полк» - это не культ мёртвых, это культ нашей с вами генетической памяти. Нет ни одной семьи, откуда люди бы не ушли на фронт. Мы заплатили двадцать семь миллионов бесценных человеческих жизней за победу в той войне. Мы помним своих героев. И это один объединяющий стержень для всех народов нашей страны. Когда в Москве выходят семьсот тысяч человек - это очень показательно. И сколько ещё не смогло прийти в силу ряда причин! Так что нет никакого марша мёртвых. Есть марш нашей памяти, нашей благодарности и нашей преданности собственной истории на государственном, политическом и семейном уровне. Мне даже кажется, что семейный уровень превалирует.
Идея издания книги «История, рассказанная народом», над которой мы работаем, возникла как раз после акции «Бессмертный полк». В книге будут собраны фотографии и краткие сведения о солдатах Великой Отечественной войны, которые может прислать любой желающий. По количеству откликов мы чувствуем, насколько эта идея поимённого упоминания, поминовения своих предков близка нашим согражданам, ведь это идёт от русских традиций. Ваш прогноз - «Бессмертный полк» через 10 лет будет таким же массовым?
Прежде всего, я хотел бы попросить зарезервировать для меня местечко в этой книге, потому что я хочу написать про своего деда. Для меня это сакральная история: если бы не он, не было меня как публициста, общественного деятеля, радиоведущего, интерес ко всему у меня от деда.
День Победы - действительно всенародный праздник. Я думаю, что Бессмертный полк будет с каждым годом становиться всё более и более массовым. Это мне чем-то напоминает всенародные крестные ходы, которые были в девятнадцатом веке, в начале двадцатого. Можно считать это нашей русской традицией, объединяющей культурный срез, социологический, религиозный и так далее. То, что нам пытались вдолбить в 1990-е годы, - путь в никуда. Мы воскрешаем традиции, вспоминаем, что мы не просто Иваны, родства не помнящие. У нас есть прошлое, мы его знаем и гордимся им.
http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3217