В прошлом году в нашей епархии начала воплощаться в жизнь программа «Двадцать храмов в Саратове», аналогичная московской «200 храмов». В разных, в основном окраинных, районах Саратова было заложено девять храмов; в наступившем планируется заложить еще одиннадцать. В октябре 2014 года, во время своего первосвятительского визита в Саратов, программу «Двадцать храмов» благословил Святейший Патриарх Кирилл.
На вопросы о программе, ее реализации и связанных с этим проблемах отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
- Владыка, расскажите, пожалуйста, предысторию: как Вы пришли к программе «Двадцать храмов»?
- В Саратове, как и во всех старинных городах, когда-то небольших, но разросшихся при советской власти, православные храмы расположены очень неравномерно. Несколько храмов сохранилось в историческом центре города: конечно, далеко не все, их ведь было более сорока. А в новых районах, где живут сегодня сотни тысяч саратовцев, храмов до недавнего времени не было, потому что в советские годы их, естественно, никто не строил. Не строили там храмов и в первые постсоветские годы, потому что не до того было: сил и средств Церкви хватало лишь на то, чтобы восстанавливать сохранившиеся, возвращенные ей храмовые здания, точнее, то, что от них осталось: приводить их в порядок, возвращать им, насколько это было возможно, внешнее и внутреннее благолепие.
Эта проблема с каждым годом становилась все более острой, мы ее видели и старались строить новые храмы: за последние двенадцать лет количество храмов в областном городе возросло от двенадцати до сорока одного. Однако наши усилия не носили системного характера: единой городской программы строительства храмов у нас не было. Когда в Москве появилась программа «200 храмов», мне эта идея очень понравилась, и я подумал: нельзя ли применить тот же подход у нас в Саратове? Московская программа реализуется непросто, однако все же реализуется. Так у меня родилась идея об аналогичной программе в Саратове.
- Понятно, что саратовский масштаб - не московский, и все же - почему именно двадцать?
- Двадцать - это то минимальное количество, которое необходимо городу, учитывая численность и плотность населения. Это вовсе не означает, что помимо данной программы никаких храмов строиться не может. Может вполне. Когда программа будет реализована, число приходов у нас в городе возрастет до шестидесяти. Можно сказать, что это цифра, близкая к норме: исходя из норматива «один храм на 10-12 тысяч человек», в Саратове должно быть около 70 храмов.
- Святейший Патриарх Кирилл поддержал Вашу идею?
- Да, я информировал его об этом, и он отнесся весьма сочувственно. Об этом шла речь на его встрече с руководством области и города во время его визита в Саратов в октябре 2014 года. Все поддержали нас, и мы начали работать.
- Что оказалось самым трудным на первом этапе?
- Подобрать двадцать земельных участков. Ведь, когда строили новые микрорайоны, места для храма не предусматривали. В итоге многие площадки, которые мы смогли выбрать, находятся в довольно неудобных местах, ведь все удобные уже кому-то принадлежат и как-то используются. Но мы согласились на это, потому что знали: там, где вырастает храм, облагораживается территория, появляются зеленые насаждения, цветники. При храмах возникают воскресные школы для детей и взрослых, центры молодежного и социального служения - создается социально значимая среда. Как правило, вокруг храма образуется своего рода зона отдыха, которая привлекает всех, в том числе и людей, далеких от Церкви. Вот почему мы согласились на то, чтобы строить храмы далеко не в самых выигрышных местах города.
Следующей проблемой оказалась, конечно, финансовая. Программа требует больших средств. Но этот вопрос тоже удалось решить - собрать группу людей, готовых жертвовать средства. Это разные люди, и большинство из них не хотели бы огласки, но они действительно заинтересованы в том, чтобы в нашем городе выросло еще двадцать храмов.
- Эти люди не отступятся, пойдут до конца? Время трудное, кризис... Можно ведь заложить храм, но так и не выстроить. Где гарантии?
- Гарантий нет, есть надежда на Бога. Если сидеть и ждать гарантий, никогда ничего не сделаешь, меня жизнь этому научила: надо возложить руку на плуг (Лк. 9, 62), а дальше - да будет воля Его. Пока Господь наших упований не посрамил - дело идет.
- Понятно, что такое дело можно делать только в тесном контакте с городской властью. Сложно было найти с ней общий язык?
- У нас сложился очень хороший контакт с городской властью. Они не просто помогают нам, они действительно прониклись этим делом - до такой степени, что подчас не я их тороплю, а они меня торопят, когда нужно решать какие-то проблемы. Буквально требуют, чтобы епархия решала эти проблемы безотлагательно. Поверьте, это действительно так, я нисколько не лукавлю, не говорю что-то «для печати»: за двенадцать лет моего архиерейского служения первый раз сложилась такая ситуация, когда благое дело объединило очень многих людей. И я вижу со стороны власти огромную помощь и поддержку.
Ленинский район Саратова)" title="17 января 2016 года иерей Николай Генсицкий совершил чин основания храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в поселке Северный (Ленинский район Саратова)" width="350" height="264" align="right" />- Владыка, это все, безусловно, радует, но есть ведь такая опасность: материальная часть может опередить духовную. Трудно построить храм, но человека - труднее. Построим двадцать храмов, а придут ли в них двадцать достойных, соответствующих сану пастырей?
- Не нужно думать, что я не задавал себе этого вопроса. Действительно, очень тяжело строить, тяжело искать деньги, ходить вечно с протянутой рукой - а я уже более двадцати лет этим занимаюсь, но вырастить настоящих пастырей намного труднее.
Я убежден, и мне неоднократно приходилось об этом говорить, что залог успеха нашей церковной жизни - в двух составляющих. Первая - строительство храмов, там, где в них есть потребность, особенно в городах, второе - воспитание настоящих священнослужителей. Последнее - очень большая проблема: я не могу ручаться, что нам удастся сделать из всех наших сегодняшних семинаристов «рыцарей без страха и упрека» - слишком многое здесь зависит от самого человека. Но мы стремимся к этому, стараемся изо всех сил, и я могу свидетельствовать своею совестью, что за последние годы у нас появилось немало хороших молодых священников. Хороших - не значит безупречных, безошибочных. Хороших - значит, искренних, грамотных, благочестивых и правильно настроенных.
Практика показывает: если храм построен, и если в нем служит искренний, усердный, ведущий неукорную жизнь священник, то через некоторое время храм наполняется народом. Это я к тому, что периодически приходится слышать: Россия сегодня никакая не православная страна, в церковь ходят немногие, этим немногим вполне хватило бы тех храмов, которые есть... Да, Россия сегодня - страна постсоветская. Но то, что исторически она все же православная страна - это мы видим, и это дает нам возможность, построив церковь, наполнить ее людьми, в том числе и теми, кто ранее в храм не ходил. Из далекого нового микрорайона в исторический центр города поедут лишь те люди, которые уже воцерковлены, которые хорошо понимают, что такое Церковь, знают, зачем она им нужна. А вот если храм построить в этом новом микрорайоне, туда придут десятки и сотни людей, которые до сей поры воцерковленными не были. И, придя туда, они постепенно станут настоящими прихожанами: это процесс неизбежный и необратимый. Церковь Христова прирастает с каждым новым храмом. Это очень хорошо поняли наши враги. Они ведь долго говорили, что Церковь делает что-то не то, что она занимается кирпичами вместо человеческих душ, золотит купола и т. д. И вдруг до них дошло, что происходит: каждый новый храм - это еще несколько сотен верующих людей. И вот тут они принялись устраивать «массовые протесты» и вести отчаянную борьбу с новыми храмами - и в Москве, и в Саратове, и в других городах, ведь подобные программы приняты и во многих епархиях тоже.
- Конечно, церковь должна быть в шаговой доступности, ведь есть еще и люди, у которых просто нет сил ехать куда-то далеко.
- Да, особенно учитывая наш транспорт и наши дороги. Поход в церковь не должен превращаться для человека в какое-то сложное и затратное мероприятие. Храм должен стоять там, где живут люди. Как и во всем остальном, здесь мы надеемся на помощь Божию. Когда что-то доброе получается, когда видишь, что в том или ином отдаленном от центра приходе действительно идет церковная жизнь - это плод большого труда. Труда не только тех, кто занимался строительством, но и тех, кто ежедневно вкладывает свой труд, свое сердце в воспитание новых пастырей. Я надеюсь, что с Божией помощью нам удастся благополучно завершить начатое дело.
Журнал «Православие и современность» № 37 (53)
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Беседовала Марина Бирюковаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/cerkov-prirastaet-kazhdym-hramom