itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Даже майоры крестились и покупали свечи…»

Пасха 2016 года приходится на 1 мая, как и в 1948-м

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
292
Время на чтение 14 минут

Поместный Собор 1945 года

Покаяние комиссаров

Власти СССР и лично И. Сталин не могли не признать мощного духовно-патриотического потенциала веры Христовой и Православной Церкви в годы Отечественной войны. В сентябре 1943 г., как известно, возрождается патриаршество - Патриархом стал митрополит Сергий (Страгородский). 31 января - 2 февраля 1945 г. состоялся первый (после 1918 года) Поместный собор Русской Православной Церкви (РПЦ), утвердивший «Положение о Русской Православной Церкви». Патриархом Московским и всея Руси был избран (после смерти Патриарха Сергия) митрополит Алексий (Симанский) - сын камергера императорского двора и внук сенатора Российской империи, как особо подчеркивалось в тогдашних документах.
Интересно, что еще в 1927 г. тогдашний архиепископ Хутынский Алексий намеревался эмигрировать из охваченного жестокими преследованиями Церкви СССР. Управляя тогда Новгородской епархией, он приехал за советом и молитвой к духовнику Александро-Невской Лавры, схимонаху Серафиму (Муравьеву), ныне широко известному как преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949). «Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?» - спросил архиерей. «Владыко! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам ее пасти! - ответил старец Серафим. - Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас...» Прозорливый отец Серафим предсказал владыке Алексию и его будущее служение Патриархом в течение 25 лет (как и сталось в 1945-1970 годах!).

Патриарх Алексий I

Новый архипастырь писал в те дни «Журнал Московской Патриархии», «совершенно естественно усвоил многие взгляды и принципы» митрополита Московского Филарета (Дроздова), и даже в диссертации кандидата богословия владыки Алексия рассматривались взгляды святителя Филарета на воспитание Церковью нравственно-правового сознания людей(1).

Либерализация отношения партии большевиков и властей к Церкви принесла свои благоприятные для православных результаты. К 1948 году в СССР насчитывалось около 14 тыс. храмов (к 1917 году в Российской империи - 78897), в которых служило 13 тыс. священнослужителей (к 1917 году - до 300 тыс.), действовало 85 монастырей.

Правда, не следует преувеличивать «усердие» власти, ведь из 9829 действовавших в СССР к октябрю 1943 г. православных церквей 6500 открылись на оккупированной территории, в 1944-1945 гг. удовлетворили лишь 9,8% ходатайств верующих об открытии церквей, отказывали и в возвращении мощей, чудотворных икон, хранившихся в музеях(2).

«...Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал... молиться Богу. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, которого он еще вчера третировал (курсив наш. - Примеч. автора), пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет»(3).

Этот потрясающий эпизод приведен в книге, посвященной одному из участников Великой Отечественной войны, для которых она стала началом дороги к Богу - наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию (Воронову). Он стал одним из тех, о ком Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал в послании по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне: «В огненном горниле испытаний многие обрели или укрепили свою веру. Немало было воинов, которые, исполнив долг ратного служения Родине, после войны стали служить Богу и своему народу в священном сане»(4).

Без тени подозрения

Патриарх Алексий I за богослужением. Фото: pravmir.ru

Неподдельный религиозный подъем народа, выстоявшего в страшной войне, определенные послабления со стороны продолжавшего оставаться воинственно-атеистическим режима привели к неожиданному еще несколько лет назад росту воцерковления людей. По молитвам близких затронул он и офицеров Красной Армии, среди которых прослойка членов ВКП(б) была особенно высока.

«Много раз я видел в церквях фигур женщин, склонивших свои колени, опустившихся на холодный каменный пол и с трепетной и горячей молитвой смотревших на пустые глаза икон, - жаловался 25 июля 1945 г. в ЦК КП(б)У один из ведущих в СССР специалистов по "научному атеизмуˮ Б. Кандидов, не на шутку обеспокоенный возможной потерей "фронта работˮ. - Плакали и молились с горячей верой, наделялись, что бог - добрый и милосердный, сжалится и спасет их близких, проливавших свою кровь в жестокой борьбе с опасным и страшным врагом»(5).

Для сравнения следует вспомнить, что к началу Великой Отечественной войны в Киеве действовало два храма, а в ряде промышленных областей (Сталинской (ныне - Донецкой), Ворошиловградской, Запорожской и других) - ни одного! Были закрыты и все монастыри.

«Антирелигиозной пропаганды нет. Научно-просветительская пропаганда этих вопросов не затрагивает. Никто не разъясняет истинного значения этих дикарских обрядов (церковного служения. - Примеч. автора), их вред для народа» - сокрушался упомянутый Б. Кандидов, с ностальгией вспоминая времена Союза воинствующих безбожников (СВБ) Емельяна Ярославского (Минея Губельмана). Антирелигиозная секция при Институте философии АН СССР «давно ликвидирована», возмущался автор, как и центральный совет СВБ, центральный музей истории религии и атеизма «дышит на ладан». Б. Кандидов «с горя» упрекал Церковь... в распространении инфекционных и венерических болезней!

«Научный атеист» хотя и успокаивал себя утверждением о том, что «нынешняя религиозность явление временное», с тревогой подмечал: «по новой системе строится проповедь, очень большое внимание уделяется искусству (религиозным сюжетам в искусстве. - Примеч. автора) активизировалась индивидуальная работа с верующими, большое внимание уделяется благотворительности, между духовенством и верующими создана новая система взаимоотношений». Как видим, оценка принципиального безбожника высока и заслуживает учета и сейчас, при углублении диалога между Церковью и обществом.

Сталинский «конкордат»

Патриарх Алексий I с предесдателем Президиума Верховного Совета СССР Н.Шверником и председателем Совета по делам РПЦ Г.Карповым

Еще в сентябре 1943 г., «в пакете» с решением о возрождении Патриаршества и послаблениям Церкви, И. Сталин создал государственный контролирующий орган - Совет по делам РПЦ при Совете Народных Комиссаров СССР. Совет по делам Русской Православной Церкви образовали постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 993 от 14 сентября 1943 года. Его возглавил полковник Наркомата государственной безопасности Георгий Карпов. С 1945 г. он уже - генерал-майор, удостоенный ордена Ленина за «обеспечение» Поместного Собора РПЦ 1945 года и возглавивший с мая 1946 г. «религиозный» отдел «О» МГБ СССР.

Г. Карпов (1898-1967), уроженец Кронштадта, служил в «органах» с 1922 года. Возглавляя подразделения НКВД в Карельской АССР и Ленинградской области, печально «прославился» жестоким ведением сфабрикованных дел против «церковно-монархических элементов», а в 1938 г. удостоился ордена Красной Звезды. Когда началась очередная «чистка» чекистов, многих из его коллег расстреляли «за нарушения соцзаконности», а самого Георгия Григорьевича спас перевод в Центральный аппарат НКВД СССР. Но с «церковной линии» в политической контрразведке не ушел, с декабря 1941 г. возглавлял 4-й отдел 3-го (Секретно-политического) управления НКВД, занимаясь «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией». Нужно сказать, что в вопросах религиозной жизни и личностях иерархов он разбирался прекрасно, что и продемонстрировал И. Сталину в длительной беседе перед назначением (прямо по телефону из кабинета вождя чекист и пригласил архиереев РПЦ на ставшую исторической беседу)(6).

«Религиовед» из НКГБ был сдержан, осторожен и дипломатичен, сумел выстроить конструктивные отношения с Патриархией и лично с Патриархом Алексием I. Сам Сталин сразу же очертил офицеру черту - не изображать из себя «обер-прокурора Синода» и к Церкви «в карман не заглядывать». Более того, докладывал Г. Карпов, в 1944 г. правительство отпустило Совету по делам РПЦ 100 тыс. рублей «для расходов в течение года на приобретение ценных подарков высшему духовенству (Патриарху и митрополитам) в юбилейные дни, что было разрешено тов. В. М. Молотовым». Эту же смету заложили и на 1945 год (за годы войны РПЦ собрала и передала в фонд обороны 300 млн. рублей. - Примеч. автора).

Совет Народных Комиссаров обязал Г. Карпова представить в декадный срок Положение о Совете и штатное расписание. По сути, Карпову нужно было создать новый рабочий государственный орган, озаботиться составлением необходимой документации, поиском подходящего здания для Совета и подбором необходимого рабочего персонала. Нужно заметить, что профессиональные чекисты шли на работу в Совет неохотно. Об этом свидетельствуют личные дела сотрудников Совета. Например, помощник Председателя Блинов Николай Иванович проработал в Совете менее года.

Все, даже очень незначительные распоряжения делались и контролировались на очень высоком уровне. Скорее всего, И. Сталин пристально следил за работой Г. Карпова. Уже распоряжением от 23 сентября 1943 г. Совет Народных Комиссаров обязал исполком Московского городского Совета депутатов трудящихся в 2-дневный срок освободить и передать Совету по делам Русской Православной Церкви 2-й этаж особняка по ул. Кропоткина, дом № 20. Судя по всему, правительство спешило создать хорошо работающий государственный орган. Вопросов для решения накопилось очень много. Русская Церковь должна была возродиться буквально «из пепла».

Проблемы же в становлении новой структуры управления церковно-государственными отношениями, куда явно не рвались ни чекисты, ни партийные функционеры, решались мгновенно и на уровне встреч Карпова с заместителем председателя Совнаркома СССР Вячеславом Молотовым. «Совету по делам Русской Православной Церкви нужно помочь во всех отноше¬ниях. Весь личный состав Совета нуж¬но поставить в привилегированное поло¬жение. Выдайте соответствующие пайки для сотрудников аппарата», - распорядил¬ся ближайший соратник Сталина. Жалованье тут же повыси¬ли (зарплата председателя увеличилась с 2500 до 3900 руб. в месяц), члены Совета получили право пользоваться благами Кремлевской столовой, 4-го управления Минздрава СССР, им давались отсрочки по мобилизации в действующую армию. Проблема комплектования аппарата так¬же была решена.

Заместителями и помощниками Кар¬пова стали выходцы из госбезопасности. В. Молотов считал, что подби¬рать уполномоченных Совета в «областях, освобожденных от немцев, а также, где много церквей, целесообразно из чеки-стов». Самому Карпову Молотов позволил остаться в кадрах спецслужбы: «Если ваше должностное положение в НКГБ не публи¬куется в газетах и не предано официаль¬ной гласности, то я считаю возможным совмещение». К 1948 г. среди сотрудников Совета на местах офицеры Министерства госбезопасности СССР составляли 20%.

Немало граждан делом восприняло призыв Поместного собора РПЦ 1945 года ко вступлению в церковный брак и поплатилось за это. В марте 1945 г. в Казани старший лейтенант-танкист Сергей Соловьев, пять раз раненый, кавалер боевых наград, по просьбе невесты в парадной воинской форме венчался с ней в храме - и тут же был исключен из партии(7).

Пасхальный взлет веры

Богослужение Патриарха Алексия I. Фото: pravmir.ru

Не удивительно, что документы контрольной над Православной Церковью государственной инстанции отразили поразившую власть активность верующих на Пасху 1948 года (тем более что Светлое Христово Воскресенье пришлось на День международной солидарности трудящихся 1 мая). Об этом идет речь в отчете Уполномоченного Совета по делам Православной Церкви при СМ СССР по Украинской ССР от 18 мая 1948 г.(8).

Совет по делам РПЦ при СМ СССР (далее - Совет), говорится в документе, письмом от 19 марта 1948 г. № 150/с предложил принять меры и не чинить препятствий проведению служб и доступу верующих в храмы. Все было сделано для обеспечения беспрепятственного служения, усиленные наряды и патрули милиции следили за порядком и были готовы пресечь выходки «веселых компаний, возвращавшихся с гуляний и готовых подтрунить над участниками всенощной».

Как отмечали уполномоченные Совета по областям УССР, посещаемость храмов резко выросла по сравнению с прошлым годом, церкви переполнены и не могут вместить всех прихожан. Все чиновники подчеркивали значительно возросшее присутствие на службах детей, молодежи и военнослужащих.

Представители в регионах УРСР направили руководству достаточно подробные отчеты о праздновании Пасхи, сопроводив их впечатляющей статистикой. Особое внимание обращалось на прихожан, ставивших свечи, осенявших себя крестным знамением и святивших куличи (таковые, видимо, считались «настоящими» верующими).

●В Троицком соборе Днепропетровска собралось около 6000 мирян, среди которых доля детей и молодежи составляла 20-25%.

● В Николаевском храме Херсона присутствовало на всенощной до 600 человек, в Свято-Духовском соборе - свыше 1500, а часть молодежи превышала 10%. «С уверенностью могу констатировать, что в этом году посетителей в нем (соборе. - Примеч. автора) было значительно больше...» - отмечал областной надзиратель.

● Шокировала власть «явка» верующих в индустриальном Харькове, особенно присутствие в храмах групп офицеров («даже майоров», отмечается в отчете), причем офицеры «крестились и покупали свечи».

● В индустриальной Сталинской области общее число пришедших на службу оценивалось в 300 тыс., в городских храмах молилось от 4 до 15 тыс. человек, в церквях райцентров - 1-3 тыс. прихожан. При этом святило куличи 50-60% собравшихся, до 40-50% доходила часть детей и молодежи, четверть - мужчины трудоспособного возраста.

● В Черниговской области с населением в несколько раз меньше Сталинской (Донецкой) пришло славить Господа в Пасхальную ночь столько же, если не больше, людей - 300-400 тысяч.

● Паства храмов Житомира на 30-40% состояла из детей и подростков, до 70% детей 8-16 лет «стояли со свечами в руках», отмечали бдительные чиновники-«религиоведы».

● Город корабелов и военных моряков Николаев принял в свои храмы не менее 12 тыс. мирян, причем среди молящихся насчитали не менее 100 офицеров, а на военно-морской базе Очакова молилось не менее 50 военнослужащих.

● Владимирский собор Киева, где правил службу Патриарший Экзарх всея Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, принял до 2000 молящихся - далеко не всех пришедших. В столице Украинской ССР «церкви переполнены», сообщалось в отчете.

Для «проинформированных» партии и власти потрясением стала перспектива стремительного воцерковления народа, почувствовавшего свои силы победителя в Отечественной войне. Сухая статистика «стоявших со свечами и крестившихся» детей и подростков говорила о формировании нового, познающего Бога поколения. Паства в офицерских погонах, презревшая политотделы, парторганизации и «особистов», воочию свидетельствовала об угрозе марксистско-ленинской идеократии в служивой среде...

Завершался отчет Уполномоченного Совета по делам Православной Церкви по Украине выводами о «недоработках» идеологического аппарата, в которых усматривалась основная причина многолюдности на Пасху в действовавших на тот момент в УСРР 8931 храме и молитвенных домах. В «предпасхальный период», отмечал П. Ходченко, органы политпросвещения и образования не провели необходимой «разъяснительной работы», молодежь в Пасхальную ночь «не была достаточно отвлечена какими-либо увеселительными развлечениями ни в театрах, ни в кино, ни в самих школах», не выполнили своей роли классные руководители, комсомольский актив, пионервожатые.

К новым гонениям

Патриарх Алексий I. Фото: Life

Важной функцией Совета по делам РПЦ (на то момент - де-факто фили¬ала спецслужбы) стало содействие укреплению послевоенных позиций СССР в Восточной Европе, на православных Балканах и на Ближнем Востоке, где Москва еще сохраняла союзнические отношения с Израилем. По инициативе Запада разворачивалась «холодная война» и ядерный шантаж обескровленного страшной войной СССР. В этих условиях требовались ассиметричные действия, среди которых - привлечение на свою сторону симпатий зарубежной общественности и мирового православия. Архиереям ближневосточных церквей, гостившим в Союзе, выделялись щедрые подарки. Митрополит гор Ливанских Илия (Карам), например, получил в дар иконы XIV ст., взятые из музейных запасников драгоценные панагии и богослужебные предметы, его багаж к концу поездки разросся до 50 мест.

Однако ублажить зарубежных иерархов не получилось. В 1948 г. в Москве планировался созыв VIII Вселенского Собора (предыдущий собирался в 787 году), но форум не состоялся из-за бойкота епископов Константинопольского Патриархата, исправно посещавших банкеты, а не заседания Собора (спешно переименованного в «архиерейское совещание», дабы избежать конфуза). Как метко заметил известный богослов, протодиакон Андрей Кураев: «Москва должна была стать "православным Ватиканомˮ... циничный прагматизм сталинской церковной политики в конце войны и легкий переход к новым гонениям в 1948 году говорит о том, что никакого... возврата к вере у Сталина не было».

В последние годы сталинского правления, и особенно в хрущевские времена, Совет попал под контроль идеологических органов партии, а чекистов в основном заменили бывшими партийными работниками. Жесткую проверку устроили и Карпову. Как докладывал Сталину весной 1949 г. начальник Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Дмитрий Шепилов, «т. Карпов ежегодно преподносил подарки высшему духовенству Русской Православной Церкви за счет государственных средств. Такие подарки были произведены в 1944 году, а затем это из года в год повторялось т. Карповым. В 1947 г. патриарху Алексию было пре-поднесено в день его рождения и именин: парчи -15 метров, серебряный кубок и малахитовая коробка на общую сумму 14552 рубля... В 1949 г. т. Карпов для подарка патриарху Алексию в день его именин 25 февраля приобрел телевизор стоимостью в 4 тысячи рублей. В свою очередь, т. Карпов в течение 1944-1947 гг. получал в подарок от патриарха Алексия картины, шкатулку и ковер».

Формальным поводом к новому давлению на РПЦ стал праздник Крещения Господня в Саратове в 1949 году. Там освящение воды провел епископ Саратовский Борис с разрешения Волжского райисполкома. По окончании обряда большая группа верующих (300-500 человек) начала окунаться в ледяную воду. 19 февраля «Правда» опубликовала фельетон «Саратовская купель», посвященный «дикому обряду». События в Саратове явились поводом для принятия административных мер против верующих и духовенства. Им было посвящено специальное заседание Секретариата ЦК ВКП(б) - проект постановления ЦК ВКП(б) вину за «саратовскую купель» почти полностью возлагал на Совет по делам РПЦ.

Однако «обер-прокурорство» Карпова оказалось не самым худшим периодом для церковно-государственных отношений. В рамках хрущевского наступления на Церковь назначенный вместо генерала Карпова в феврале 1960 г. Владимир Куроедов в своем докладе на Всесоюзном совещании так характеризовал работу прежнего руководства: «Совет непоследовательно проводил линию партии и госу-дарства в отношении Церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания цер-ковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, вел линию не на борьбу с нарушениями духо¬венством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов». За время правления Н. Хрущева в стране закрылось 6000 храмов.

Как знать, может, взлет веры в Пасхальную ночь 1948 г. стал «последним звонком», подтолкнувшим власти к новым гонениям на Православную Церковь, начавшимся в том же году. Закрывались восстановленные в годы войны храмы, возобновились аресты священнослужителей, запретили крестные ходы, ограничили свободу передвижения архиереев. Церкви вновь стали отбирать под склады и клубы. За 1949-1951 годы количество священников уменьшилось от 13483 до 12254, монастырей - со 104 до 62(9).

Дмитрий Веденеев,
доктор исторических наук, профессор

Примечания:

1) Центральный государственный архив общественных объединений (ЦГАООУ). Ф. 1. Оп. 23. Д. 1642. Л. 33.
2) Кураев Андрей, диакон. Церковь в мире людей. М.: Сретенский монастырь, 2009. С. 523-524.
3) Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен (Автор-составитель: Савва Ямщиков при участии Владимира Студеникина). М., 2004 // Электрон. ресурс. Режим доступа: http://http://www.pravmir.ru/cerkov-v-gody-vojny-oruzhie-nepobedimoe/
4) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/
5) ЦГАООУ. Ф. 1.Оп. 23. Д. 1642. Л. 9-16.
6) Подготовительная информационно-аналитическая работа Г. Карпова, предшествовавшая встрече И. Сталина с митрополитами РПЦ и восстановлениям Патриаршества, описана в книге: Одинцов М. И. Патриарх Сергий. М.: Молодая гвардия, 2013.
7) ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 23. Д. 1642. Л. 13.
8) Информация о праздновании Пасхи 1948 года приводим по: ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 23. Д. 5377. Л. 16-18.
9) Диакон Андрей Кураев. Церковь в мире людей... С. 526-527.

http://pravlife.org/content/dazhe-mayory-krestilis-i-pokupali-svechi
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Дмитрий Веденеев
Все статьи Дмитрий Веденеев
Бывший СССР
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Президентское указы, касающиеся культурной политики и традиционных ценностей, предусматривают изменение курса государственной политики поддержки социальных институтов, формирующих идентичность живущего в России населения
04.02.2023
Нерусские русские
Об уроках одной уже одержанной важной победы в СВО
04.02.2023
День памяти преподобного Максима Грека
Сегодня мы вспоминаем химика А.А.Воскресенского, писателя А.Ф.Писемского, астронома И.А.Востокова и физика А.П.Александрова
03.02.2023
День памяти героев Сталинградской битвы
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.Н.Бантыш-Каменского, генерал-фельдмаршала И.Ф.Паскевича, ученого Д.И.Менделеева, монархиста Н.Н.Родзевича и генерала В.А.Сухомлинова
02.02.2023
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
04.02.2023 15:35
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Тюменец
04.02.2023 14:10
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 13:50
Нерусские русские
Новый комментарий от Алексей Петрович
04.02.2023 13:39
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Денис Никонов
04.02.2023 13:33
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 13:22