Физические потери православного духовенства в период Гражданской войны и репрессий 1920–1930-х годов

Часть 1

Бывший СССР 
0
774
Время на чтение 8 минут

Источник: Православная жизнь

Статистика жертв незаконных преследований за веру, террора среди православных священнослужителей и «актива» – самостоятельная, сложная и в полной мере уже не разрешимая научными методами проблема.

Разумеется, это никак не влияет на общую политико-правовую, морально-этическую и реабилитационную оценку беззакония, процесс канонизации новомученников и, надеемся, «историко-мемориальную прививку» обществу о недопустимости насилия и незаконного вмешательства в дела Церкви, преследования по конфессиональному признаку.

Количественный аспект преследований Церкви важен в историко-правовом и моральном значении, значим для людской памяти и церковной историографии мученического пути Православия. На его фоне по иному воспринимаются и нападки на Церковь, и невзгоды наших дней, в многом созданные «пиар-беспределом» манипуляторов сознанием.

Вместе  с тем, тема эта настолько серьезная, что не допускает безответственного обращения со статистикой, фактами (независимо от мотивов безосновательного преувеличения жертв репрессии), как это стало практиковаться со времен М.Горбачева и с мазохистским упоением продолжается. При этом, отметим, население постсоветской Украины упало с почти 53 до 35 млн. душ, а при сохранении темпов роста советских лет должно было ныне достичь 62-63 млн. жителей. Вольное обращение с «кровавой» статистикой ведет к научной профанации и дискредитирует благое дело восстановления исторической справедливости и памяти о предках, «за Христа пострадавших»…

Жертвы «гражданского» самоистребления

Серьезный и, пожалуй, наиболее скрупулёзный на сегодняшний день, демографический анализ  потерь среди православного клира в годы Гражданской войны и иностранной интервенции провел Георгий Хмуркин в статье «Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.?» [1].

Как отмечает историк, известные на сегодня мемуарные и историографические работы содержат противоречивые ведення относительно числа этих жертв, а приводимые ими цифры отличаются друг от друга порою «в десятки, сотни, а то и тысячи раз». Так, в литературе (например, работы историка М. Крапивина) фигурируют «данные» – из 360 тыс. священнослужителей перед революцией, к концу 1919 г. в живых осталось всего 40 тыс. человек, хотя официальные ежегодные «Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания…» свидетельствуют, что количество священнослужителей РПЦ никогда не превышало 70 тыс. человек. Авторы зачастую не называют источников и не раскрывая методику подсчетов, случается – подают ложные ссылки на архивные дела (!)

Основу для демографических оценок последствий лихолетия Гражданской вывели из подробнейших ежегодных «Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания» примерное количество  православных священнослужителей к началу 1917 года было принято в составе: 3 митрополита, 29 архиепископов, 137 епископов, священников и диаконов – свыше 69000.

При подсчете жертв Гражданской войны исключили территорию епархий, ставших у 1917–1918 гг. зарубежными – Варшавская, Холмская, Литовская, Рижская и Финляндская, где служило  в 1915 г. 6 архиереев, 136 протоиереев, 877 священников, 175 диаконов и протодиаконов.

В 1926 г. в СССР прошла Всесоюзная перепись населения, причем никто из историков и демографов не подвергает сомнению высокую точность результатов этой переписи. Опрос включал и пункт о главном и побочном занятиях. Священнослужителей, для которых церковная деятельность была основным занятием, оказалось 51 076 чел. Побочным занятием – 7511 человек. Как констатирует исследователь, к началу 1917 г. на территории, ставшей затем ареной основных событий Гражданской войны, трудилось около 68 тыс. священнослужителей; к концу 1926 г. их осталось около 58,6 тыс.

При  этом в указанный период умерло естественной смертью (рассчетно, при среднегодовой смертности священников в 1,95% до 1917 года) не менее 12,5 тыс. священнослужителей, эмигрировало (по мнению такого авторитетного историка Церкви как д.и.н. Михаил Шкаровский) до 2000. Сняло с себя священный сан – около 6,8 тыс.

Последняя категория стала нарастать, пишет Г.Хмурков, уже с весны 1917 года.  Своеобразно понятая «демократизация» привела к тому, что прихожане, во многих регионах изгоняли из церквей «неугодных батюшек» (Киевской епархии так было удалено 60 священников, в Волынской – 60, в Саратовской – 65, в Пензенской епархии –70 и т. д. С 1917 г. (еще до Октябрьского восстания) распространились массовые случаи захвата крестьянами церковных и монастырских земель, «глумления и даже прямого насилия над духовенством со стороны крестьян… Описанные процессы приводили к тому, что уже в середине 1917 г. многие священнослужители оказались в весьма трудном положении, часть из них была вынуждена переводиться в другие храмы или даже покидать обжитые места».

Как полагает известный церковный историк, протоиерей Аркадий Маковецкий, что в первые годы после Февральской революции 1917 года сан сложило около 10% от дореволюционного количества священнослужителей. На то были разные причины. Например, сообщала тогдашняя пресса, «в связи с последними побоищами церковников Одессы, вызвавшими сильный подрыв авторитета попов, наблюдается массовое их отречение от сана. Подали заявление об отречении 18 священников». В порядке вещей стало навешивание на духовенство ярлыков «эксплуататоров», «пособников старого режима», «обманщиков», что создавало тяжкий морально-психологический прессинг.

В жестокое время

Насильственной смертью, по подсчетам Г.Хмуркова, погибло не менее 1,6 тыс. православных священнослужителей.

«Полученная статистика, отмечает он, – хорошо согласуется с архивными данными ВЧК, а также с конкретно-биографическим материалом, собранным современными церковными исследователями, хотя эти данные сами нуждаются в дополнении и уточнении». По данным исследователей Православного Свято-Тихоновского богословского университета (ПСТГУ, база данных «За Христа пострадавшие») в период с 1917 по 1926 г. погибло 858 человек.

На наиболее острую фазу гражданской войны (1918–1919 гг.[2]), пришлось около 80% случаев гибели священнослужителей. Cовременные церковные исследователи сумели отыскать сведения лишь о 33 случаях гибели священнослужителей за 1923–1926 гг. (на около 60 тыс. православных священнослужителей того времени).

«По-прежнему малоизвестным остается и тот факт, что в годы гражданской войны ряд православных священнослужителей принял смерть от рук представителей Белого движения», отмечает Г.Хмурков. Причинами были «сочувствие» или помощь Красной Армии, немотивированное насилие и жестокость, грабежи, закономерное для пастырей желание усовестить истреблявших друг друга соотечественников. Так, в 1919 г. в Ростове-на-Дону «белые» расстреляли священника Митропольского за «произнесеннцую им в церкви речь, в которой он призывал прекратить гражданскую войну и примириться с Советской властью, провозгласившей равенство и братство всех трудящихся».

Убийства священнослужителей совершали не только «красные» или представители Белого движения, но и анархисты, уголовники, крестьяне – участники обычных банд  грабителей или «зеленых» повстанческих движений [3]. Немотивированную жестокость к священникам проявляли, например, участники анархомахновского движения на Юге Украины.

Временное «затишье»

С начала 1920-х гг. против православного клира начинаются собственно целенаправленные незаконные репрессии, включая применение высшей меры наказания (хотя в этот период преимущественно практиковалась ссылка и лишение свободы на срок 3-5 лет и менее). Власть сразу продемонстрировала показательную жестокость – вспомним осуждение в августе 1922 г. митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (под предлогом сопротивления изъятию церковных ценностей) и 9 из 86 «фигурантов» (26 оправдано) процесса к расстрелу (в конечном счете, четыре жертвы, включая священомученника Вениамина, были безотлагательно казнены).

Упомянутая база данных ПСТГУ (сформированная в результате 30 лет поисков по самым разным источникам, в т.ч. более 70 государственным архивам России и стран СНГ; к марту 2018 г. она содержала данные на 35780 пострадавших).  По данным базы, в 1926 г. произошло 192 ареста по «церковным» делам, в 1927 – 353, в 1928 – 513, значительный рост совпал с коллективизацией – в 1929 г. 1802, в 1930 – почти 4300 случаев [4]. В 1920-е годы казни священнослужителей были еще, скорее, исключением. Практиковалась ссылка, лагеря, сроки, как правило, не превышали 3 лет.

Особо следует сказать о репрессивном сопровождении всесоюзной кампании изъятия церковных ценностей в 1922–1923 гг. Как показало изучение архивных материалов нескольких десятков регионов России, в большинстве мест изъятие происходило в целом достаточно спокойно (население в своей массе уже равнодушно-пассивно относилось к гонениям на Церковь, что стало важной предпосылкой последующего фронтального наступления на Православие и массовых физических репрессий), а реальные жертвы среди населения (в том числе священнослужителей) по всей стране составили несколько десятков человек.

Приведем и статистику преследований по Украинской ССР. Согласно отчетам секретно-политического отдела ГПУ УССР:

в 1927 г. в республике арестовали 266 представителей духовенства разных конфессий и 37 сектантов, выслали из Украины по религиозной «окраске» 33 человека;

в 1928 г.: репрессировали 253 «служителя культа» (52 из них выслано), 84 вынудили подать заявления о лояльности к советской власти;

первая половина 1929 г. дала резкий всплеск гонений: 374 представителя духовенства и 389 сектантов арестовано, соответственно – 90 и 270 выслано из Украины, 88 дало обязательство находиться вне политической деятельности [5].

Дмитрий Веденеев, доктор исторических наук

Примечания:

1. Хмуркин Г. Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–1926 гг.? // Вопросы истории 2019. №10. С. 178–198.
2.  По различным демографическим оценкам, за 1917–1922 гг. население бывшей Российской империи  сократилось на 12-15 млн. человек. До 2 млн. эмигрировали, общие боевых потери участников Гражданской войны оцениваются  в 2,5-3,3 млн., человек, жертвами еврейских погромов стало до 300 тыс. Основная же масса погибших/умерших пришлась на жертвы голода, эпидемий, бандитизма, общей вакханалии насилия, об опасности которой предупреждали задолго до 1917 года многие деятели Церкви.
3. Мемуаристы описывают, как тысячи возов с вооруженными крестьянами со домочадцы врывались в «бесхозные» города и грабили напропалую. Горожане молились о приходе белых или красных, чей террор все-таки имел определенную «упорядоченность». Отмечается невероятный садизм крестьян при выборе способов умерщвления даже заподозренных в сочувствии к «красным», типа распиливания пилой или разможжения гениталий.
4. Священник Александр Мазырин. Формы борьбы советской власти с Православной церковью и ее результаты // «Новомученики і сповідники своїм подвигом ствердили віру» // Священномученик Володимир (Богоявленський) і початок гонінь на Православну Церкву в ХХ столітті. Матеріали Міжнародної наукової конференції (7-8 лютого 2018 р., Свято-Успенська Києво-Печерська Лавра). К.: Фенікс, 2019.С. 224.
5. Політичний терор і тероризм в Україні. ХІХ – ХХ ст. Історичні нариси. К.: Наукова думка, 2002. С. 316.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Веденеев
Все статьи Дмитрий Веденеев
Бывший СССР
Праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Сегодня мы также вспоминаем дьяка Тимофея Осипова, инока Иакинфа (Бичурина), художника Н.К.Зацепина, А.А.Васильчикова, академика А.И.Соболевского, архитектора А.В.Щусева, философа А.Ф.Лосева, актера О.Н.Ефремова, поэта Н.А.Мельникова, публициста Г.М. Шиманова
24.05.2025
День памяти воина-мученика Евгения Родионова
Сегодня мы также вспоминаем актера В.Н.Андреева-Бурлака, протоиерея Феодора Андреева, летчиков В.Ф.Абрамова и А.В.Ворожейкина и режиссера Г.А.Товстоногова
23.05.2025
«Святитель Тихон и духовный подвиг народа»
В Чебоксарах прошли IX Межрегиональные Свято-Гурьевские образовательные чтения
22.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 21:51
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 20:21
Мединский и журавли
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 19:48
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
23.05.2025 19:14
Десять лет назад убили Мозгового
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 19:04
«Женщины портятся вслед за мужчинами»
Новый комментарий от Человек
23.05.2025 18:45