Живет ли Бог в моей душе?

0
536
Время на чтение 6 минут

«Я верю в Бога, и Он живет в моей душе, а не в Церкви. Зачем идти в храм, если Бог со мной?» В современном мире такое убеждение завоевало умы многих людей. Но не заблуждаются ли они? Об этом рассуждает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

- Что происходит с человеком при принятии Крещения? В каждого вкладывается Царствие Божие, все Царство в «сжатом виде» вкладывается в человеческое естество, как семя, и это семя нужно вырастить. Святой Тихон Задонский приводит сравнение с искоркой, которую христианин должен раздувать, как огонь в печи. К примеру, чтобы раздуть самовар, его выносят на улицу, на ветер. А человек входит в храм Божий, потому что там веет ветер, ветер благодати. Без храма невозможно вырастить семя Царствия Божия. Какая у нас задача? Принести плоды, а это святость. Мы к этому стремимся. В храме, когда совершается Божественная литургия, перед выносом Чаши с Причастием, раздается возглас: «Святая святым». То есть эта святыня дается тем людям, кто очистил себя. От чего очистил? Понятно, не от физической грязи, хотя и от нее тоже, ведь в храм мы приходим в чистой одежде и обуви, но это вторично. В первую очередь святыня дается тем, кто очистил свое сердце от грехов.

Представим себе, что человек живет в заболоченном месте, кругом деревья, кустарники, сквозь которые не пробивается солнце. Он не может в этом месте взрастить сад, а разобьет его там, где есть прямой доступ солнца. Вот такое солнечное место - это храм Божий, где наш цветок начинает расти. Если человек не ходит на богослужения, наступает состояние, как внутри египетской пирамиды. В этих сооружениях ученые-археологи нашли пшеницу. Пролежав там несколько тысяч лет, она так и осталась зерном, не приносящем плода. А когда ее достали, положили в землю, поливали, ухаживали, эта пшеница дала всходы.

Когда человек говорит: «Бог у меня в душе», резонен вопрос: «А как Он туда попал? И всегда ли обитает там?» Для христиан Господь - великий гость. Перед тем как служить Божественную литургию, священнослужитель читает молитву «Царю Небесный», которую знают все христиане. В ней есть замечательные слова, мы просим Бога: «Прииди и вселися в ны» (то есть, - «вселись в нас»). А для чего «вселися в ны»? Дальше толкование - «и очисти ны от всякия скверны». И когда очистится человек от скверны, тогда спасется - «и спаси души наша». А храм - это место встречи с Богом, где в наши сердца обильно проникает благодать Духа Святого. Наша задача - вынести ее из храма, донести до своих жилищ и поступать так, чтобы Господь как можно дольше пребывал в сердце. Но порой мы и до остановки еще не добрались, как потеряли ее - Бог ушел. Как Он нас покидает? Святые отцы говорят: как пчелы улетают от дыма, так и Дух Святой покидает человеческое сердце, которое приобщается ко греху.

Когда говорят, что Бог в сердце - что ж, замечательно, это состояние человека называется «святость». Наконец мы нашли святого человека! Жители США, протестанты, заявили так: у них каждый пятый - святой. Да, они про себя так и говорят: я святой. Они глубоко не копают. Если физически не изменяю жене, не ворую, соблюдаю законы своей страны, хороший отец семейства - все, значит, я святой. А мы, христиане, понимаем, что до святости нам очень далеко.

Именно в храме происходит соединение с Богом, причем не только духовно, но и физически мы соединяемся с Господом через Причастие Его Тела и Крови Сам Христос в Евангелии говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни» (Ин. 6:53).

Так какой же Бог в душе, если жизни нет? Живые люди делятся на две категории: те, кто действительно живы, и те, кто мертвы. Живые исполняют Закон Божий. Не дыхание и не движение делают человека живым. А что же? Приобщение Христовых Таин и дела милосердия, то есть жизнь по Закону Божию. А без этого человеку лишь кажется, что он живет, на самом деле он существует. Невозможно без храма, без богослужений стяжать Духа Святого. Цель человеческой жизни - соединение с Богом, это и называется стяжанием Духа Святого, то есть Его приобретением, единением с Духом Святым. Это еще называется спасением, обожением, приобретением Царствия Небесного - разными выражениями, суть которых одна и та же.

Человек - это клетка церковного организма, которая для функционирования должна насыщаться кровью, и каждый из нас живет этой Кровью, когда мы причащаемся Христовых Таин. Мы называем друг друга братьями и сестрами, потому что мы действительно родственники, не только духовные, но и физические: в нашем организме одна и та же кровь, мы все соединены. Значит, мы должны чувствовать друг друга, переживать друг за друга, когда кому-то плохо, и наоборот, научиться радоваться, когда хорошо. Когда мы причащаемся, соединяемся не только между собой, но и с Божией Матерью, с первым человеком на земле Адамом, со всеми святыми...

- Но некоторых людей смущает вопрос о Причастии - как можно вкушать Тело и Кровь Христовы? Эти недоумения родились еще две тысячи лет назад. Вспомним слова Господа из Евангелия: «Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Люди, слыша это, говорили «Какие странные слова! Кто может это слушать? И с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (в главе 6 Евангелия от Иоанна).

- Все очень просто. Почему святая вода не портится? Потому что после определенных молитв в нее входит Божественная благодать. Вода в отрыве от своей среды не может долго быть свежей. Так же и в нашем случае. Господь знал, что мы не можем есть человеческое тело и пить кровь, значит, он сделал по-другому. После молитв, которые читаются в храме, Божество соединяется с хлебом и вином, как во Христе Божество соединилось с человеческой природой. Глазами мы видим и вкусовыми рецепторами ощущаем хлеб и вино. Божественная благодать не меняет естества в полной мере, не меняет химический состав. Люди приносят воду для освящения, но если она ржавая, то после и того, как освятится, не перестанет быть ржавой, как у нее был привкус железа, так он и останется. Поэтому я и говорю: возьмите самую хорошую воду. Так же мы берем самое хорошее вино, лучшую пшеницу, и люди причащаются под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой.

- Но почему именно хлеб и вино?

- Господь избрал самый простой способ. Что может быть проще вина? В древности оно всегда было в каждом доме. Это не просто напиток, а лекарство, люди лечились им. Апостол Павел в послании к Тимофею пишет, чтобы тот ради своего больного желудка употреблял вино, смешанное с водой. Это способ лечения. Когда люди получали раны, поливали их вином и елеем. А хлеб - основной продукт, это жизнь, и «хлеб сердце человека укрепит», писал псалмопевец Давид, писал пророчески о Таинстве Святого Причастия. Здесь «укрепит» в духовном смысле.

Господь взял самое простое, что в обиходе есть у каждого человека. Не нужно баобаб или фрукт какой заморский везти - мука и вино доступны каждому. Во время Литургии, после призывания Духа Святого, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой. Великая милость Божия: Он с нами соединяется, причем не тогда, когда Он хочет, а посмотрите, что Бог дал, - когда мы хотим. Какой начальник скажет: «Заходи ко мне, когда хочешь», - или царь: «Мой дворец всегда открыт, в любой момент приди» , - не бывает такого. А Господь говорит: «В любой момент». Он, Бог непостижимый, так смиряется перед человеком, и не только вся земная жизнь Бога есть смирение пред людьми, нет, вся история жизни людей - смирение Бога пред ними. Смиряется, входит в нас, в это жилище нечистое. Кто-то все выдраил - приятно зайти, а другой повозюкал тряпкой, но Господь даже после этого приходит. Приходит для того, чтобы человек жил, ведь без Бога он жить не может, как без кислорода.

Причастие - главное Таинство, ради которого строится храм. Не ради Крещения, крестить можно где угодно, не ради Венчания, а ради совершения Божественной литургии. Господь дает себя человеку в любой момент. Вот заболел кто-либо, может ли он сказать: лучший профессор в стране, приди полечить меня. И какой профессор прибежит? А Господь является тотчас.

В алтаре хранятся Дары - Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Попал человек в больницу, плохо ему, он хочет соединиться с Господом, зовет священнослужителя и тот причащает больного. Господь сходит в наше естество, чтобы очистить, освятить, возвысить. Вот пример, освобождают заложников, их выводят на свет, а у них глаза завязаны. Некоторые люди, видя то, возмущаются: почему не сняли повязки с глаз? Но человек после долгого пребывания в темноте может ослепнуть на всю жизнь. Так же и в духовной жизни - человек неочищенный, непросвещенный не готов встретиться с Богом.

Встреча с Богом совершается здесь, на земле, через главное таинство - Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. После этого мы говорим: да, вот теперь Бог со мной. Но не гордимся этим, а констатируем, поздравляем друг друга с самым лучшим днем жизни. Это действительно самый лучший день - не тот, когда получил квартиру или женился, или сын родился, это все вторично, а тот, когда соединяешься с Богом в таинстве Причастия. Правильное соединение дает плоды - очищение, освящение, оживотворение. Наш духовный организм начинает оживотворятся, но происходит это постепенно. Часто Господь не показывает этого из-за нашей гордыни и тщеславия, чтобы не мнили о себе, не возвышались над другими. Нужно сравнивать себя не с теми людьми, которые ниже, а со святыми угодниками Божиими.

Подготовила Людмила Селиванова

http://arh-eparhia.ru/publications/59485/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских)
Открытая или скрытая сегрегация людей недопустима
По словам митрополита Курганского Даниила, само по себе наличие QR-кода и требование его предъявить не связаны напрямую с безопасностью людей, с профилактикой заболевания
07.12.2021
Проповедь в селе Мендерское накануне
Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня
26.09.2020
Все статьи Митрополит Курганский и Белозерский Даниил (Доровских)
Людмила Селиванова
Все статьи Людмила Селиванова
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35