Третье «рождение»
Перед улицей Астраханской трамвай делает короткую остановку и, грохоча, сворачивает, нарушая предрассветную тишину. Спят еще окрестные дома. И в этом сумраке особенно призывно светятся высокие окна Серафимовского храма, обещая прохожему гостеприимную встречу, тепло и тихую радость престольного праздника. Бегом по скрипучему снегу - и вот меня, как и всех входящих внутрь, благословляет батюшка Серафим, запечатленный на надвратной фреске.
Во время Великого освящения в храме не горит ни одна свеча, потушены и лампады, прихожане молитвенно сосредоточены. Перед началом крестного хода Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин возжигает и устанавливает первую свечу возле престола - символически, будто бы в самой глубине востока, там, где зарождается новый день, откуда изольется свет духовный. Через несколько минут лица людей озаряются десятками крошечных огней.
- Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже, к той исправи моления наша, и приими люди в вере вопиющих Тебе: спаси ны, Боже наш, спаси ны, - поет хор. Ему вторят верующие, совершая крестный ход вокруг храма.
Освящение храма носит название «обновление», потому что через освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым.
Это уже не первое освящение Серафимовского храма - слишком много ему пришлось пережить за свою почти столетнюю историю. Впервые он был освящен после своего «рождения», во второй раз - после долгих лет запустения, и в третий раз - теперь, когда внутри старинной кирпичной кладки, не изменив исторического облика церкви - как маленькая матрешка в большой, вырос обновленный храм.
- Великое освящение - это особый, трогательный чин, в котором Церковь относится к зданию почти как к живому человеку, - рассказывает Митрополит Лонгин, обращаясь к собравшимся в этот день в храме. - Мы молимся о нем, утверждаем престол, окропляем стены святой водой и помазуем святым миром, как помазываем человека, входящего в Церковь во Святом Крещении. Мы молимся Богу о том, чтобы Он сотворил это здание, выстроенное человеческими руками, жилищем Себе (Исх. 15, 17), о том, чтобы Господь утвердил его до скончания века и чтобы никогда больше не повторилось тех страшных событий, когда люди собственными руками разрушали святыни.
История красного кирпича
Храм во имя преподобного Серафима был заложен еще до канонизации Саровского святого - в самом начале ХХ столетия - и считается одним из первых в мире храмов, освященных в его честь. Деревянная на каменном фундаменте церковь, обложенная в дальнейшем красным кирпичом, была воздвигнута по проекту известного саратовского архитектора А. М. Салько на средства, собранные жителями города.
С Серафимовским храмом связано имя еще одного святого - священномученика Михаила Платонова, причисленного к Собору Саратовских святых. В течение шести лет он служил здесь настоятелем, состоял законоучителем Серафимовской школы и приюта. И до, и после Октябрьского переворота в проповедях и в своих литературных трудах отец Михаил открыто обличал безбожную власть большевиков. «Контрреволюционной акцией» сочла советская власть молитвенное поминовение убиенного царя Николая Романова. В 1919 году состоялся суд над «мятежным» священником. В конце заседания, обращаясь к судьям, вынесшим ему смертный приговор, он попросил их об одном - чтобы не ожесточали свои сердца. «Представляю вам полную свободу в отношении приговора. Но я полагал бы, чтобы суд ваш был бы судом, но не местью. Судите - но не мстите, вот о чем только я прошу вас», - сказал отец Михаил.
Спустя несколько лет после смерти священномученика, в 1935 году, постановлением советского правительства храм был закрыт и передан институту «Микроб», стал общежитием. После долгих лет гонений на Церковь здание сохранилось лишь частично: в реставрационном паспорте было зафиксировано, что степень его сохранности составляет менее 10%. В 1989 году ему грозил снос. Но верующие горожане, собрав подписи, ходатайствовали о сохранении постройки, некогда бывшей храмом. В 1990 году здание было возвращено Саратовской епархии, жителям общежития выделили квартиры.
- В этот храм я пришла вслед за отцом Василием Стрелковым, он был регентом хора саратовского храма в честь Сошествия Святого Духа, где я пела, - рассказывает певчая и педагог воскресной школы Серафимовского храма Ольга Ермилова. - Когда я вошла сюда впервые, в здании стояли огромные восьмиметровые газовые печи, отапливающие двухэтажное сооружение со множеством перегородок. Поразили эти сплошные коридоры. Сколько же предстояло труда!
Ольга пела и в других храмах, работала в разных местах, но, по ее словам, жизнь оказалась навсегда связана именно с Серафимовским храмом. Почему? Много причин, но выделяет Ольга то, что хочется ощутить покровительство именно этого святого, оказаться под его защитой.
Пела Ольга и на первом после десятков лет запустения молебне преподобному Серафиму, который совершил 1 августа 1990 года приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). В своем дневнике Владыка Пимен оставил краткую запись об этом дне: «Много народа. [...] Здесь нужно сделать еще много ремонтов. Проповедь говорил с крыльца, так как весь народ стоял во дворе».
Во время первого молебна в храме стояла всего одна икона - ростовой образ преподобного Серафима Саровского. Этот старинный холщовый свиток передали в дар жертвователи, пожелавшие остаться неизвестными. Об иконе вспоминает нынешняя прихожанка Александра Степановна Драничкина:
- Как только я вошла, вопреки тому, что вокруг был ремонт, поразительный по своим масштабам, я заметила только образ батюшки Серафима, что теперь находится у правого клироса, и меня сразу же потянуло к нашему великому святому. И всякий раз, когда я собиралась в этот храм вновь, было чувство, что батюшка ждет меня.
Александра Степановна рассказывает, что на службах здесь всегда людно и молитвенно. В этом храме Господь сподобил ее полюбить Божественную литургию.
- Видимо, все это не случайно - по молитвам святого, ведь к преподобному Серафиму приходили разные люди со своими горестями, бедами и печалями, - говорит она. - И всех он встречал с одинаковой любовью: «Христос Воскресе, радость моя!». Это сердечное приветствие я нередко слышу и в храме.
Храм одушевленный
В 90-е годы для того, чтобы храм существовал, чтобы в нем совершались богослужения, было вложено очень много труда. К концу 1991 года первичная реставрация была завершена. В алтарной части чудом сохранилась старинная роспись, восстановил ее художник Павел Тимофеев. И 15 января 1992 года Высокопреосвященнейший Пимен совершил чин Великого освящения обновленной церкви. За ревностный труд по восстановлению Свято-Серафимовского храма протоиерей Василий Стрелков был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени и права ношения наперсного креста с украшениями.
В 1994 году был освящен приставной престол в честь Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление». У храма была заново отстроена колокольня, в ней разместился класс воскресной школы. В притворе храма появилась крещальня. Спустя четыре года, к Пасхе, были установлены новые купола. Храм получил статус Архиерейского подворья.
Но конструкция храма - деревянная постройка, обложенная кирпичом, - все еще оставалась слишком ветхой. В 2012 году начались масштабные работы по реконструкции. Прохожему могло порой показаться, что ничего не происходит - ведь храм долго простоял за железным забором, при этом внешне лишь слегка обновился. Но внутри... Свежевыкрашенные стены скрывают прочные металлические конструкции - настоящее чудо инженерного искусства, которое позволит старинной церкви простоять века.
Работы по обновлению наконец завершены. В день третьего Великого освящения у храма появился еще один молитвенный заступник. В престол была вложена частица мощей священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии, принявшего в 1934 году мученическую смерть, а при жизни прославившегося нестяжанием, любовью к обездоленным, бедным, ко всякому нуждающемуся вне зависимости от его социального положения. Архиепископ жил так скромно, что один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем Отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви».
Как хорошо, когда история Церкви становится такой близкой! Сколькому можно научиться у святых заступников, связанных с твоим храмом, городом. Не перестает удивлять своей мудростью, глубиной и необыкновенной простотой высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». И к этой простоте хотелось бы стремиться, ведь все тяготы ремонта, огромный труд по возведению храмов претерпеваются для того, чтобы совершались Литургии, чтобы возносилась молитва. Всё это для того, чтобы люди создавали храм Господу в своих сердцах - «храм одушевленный святыя славы Христа Бога нашего» (из песнопений праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. - Ред.) - как святые.
Фото Александра Курочкина
Газета «Православная вера» № 02 (550)
Мария Ковалеваhttp://afonit.info/monitoring-smi/podobno-mayaku-afon-osveshchaet-put-nashego-naroda