Бог ожидающий, или Как доверять, не проверяя

0
302
Время на чтение 4 минуты

Бывает так, что мы оказываемся в ситуации, когда настолько все сложно и тяжело, что и взяться-то уже не за что, кроме как за голову. Не в том смысле, что привести в порядок чувства, мысли, успокоиться, пересмотреть свою жизнь - а просто схватиться за нее двумя руками в отчаянии, страхе, унынии, когда, кажется, больше нет ни надежды, ни веры. Прийти в такое состояние, особенно теперь, совсем не сложно. Даже если ничего не случилось у тебя лично, достаточно включить телевизор или почитать ленту новостей в Сети.

Да, наш мир неспокоен. И время в нем тоже неспокойное. С другой стороны, когда, какие десятилетия или даже века в истории человечества объективно можно было бы назвать спокойными и мирными? Мое детство пришлось на восьмидесятые годы. Мне, поскольку я тогда был еще маленьким, а у родителей было относительно все в порядке с работой и зарплатой, это время кажется солнечным и прекрасным. Потому что это было детство, и было оно все-таки счастливым. И как-то совсем недавно я вдруг осознал, что в этом моем счастливом детстве наш мир несколько раз был на пороге ядерной войны. А еще был Афганистан, куда каким-то чудом еще до моего рождения не попал мой отец. И еще много чего было. И теперь, бывая на отцовской могиле (папа умер после тяжелой болезни девять лет назад), на старой части городского кладбища я часто встречаю могилы молодых, гораздо моложе меня теперешнего, парней, чьи жизни оборвались в этих «солнечных» 80‑х. Страшно представить, но тогда две противоборствующие политические системы были вполне готовы к тому, чтобы ради победы своих амбиций принести в жертву сотни миллионов людей.

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового под солнцем (Еккл. 1, 9). Горькой правдой проходят эти слова через время. Меняются обстоятельства, происходят события, исчезают цивилизации и империи, приходят и уходят поколения людей, но сам человек все равно остается прежним. И не становится другой война, которая идет внутри него. Мы видим на черно-белых съемках вырастающий где-то далеко в море или на полигоне ядерный гриб, и нас ужасает то, с какой скоростью и яростью радиоактивный вихрь сметает все, что попадается на его пути в радиусе поражения. Но не так же ли беззащитен мир одного человека, который легко разрушается необдуманным словом или поступком!

Как беспечны мы в своей мнимой самостоятельности... Мы устраиваем свою повседневность, у нас есть обязанности, ответственность, мы получаем образование, создаем семьи, пытаемся чего-то достичь. Кажется, что мы сами творим свою жизнь, и вот тогда происходит роковая ошибка: человек начинает «верить в себя». По сути - самонадеянно вменять себе в заслугу все то, что он, по его мнению, совершил, достиг, открыл. И тут было бы кстати открыть Библию и вспомнить о некоем человеке и о том, что имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (Иов 1, 3), а еще о том, что случилось с ним дальше. Правда, при этом было бы неплохо помнить еще, что был этот человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8).

Мы кажемся себе порой такими же - верующими,- но в кого мы верим? Если в Бога, то что есть наша вера, какова ей цена? Даже тысячная доля тех испытаний, которые пришлись на долю Иова многострадального, способны запросто каждого из нас припечатать к земле - если только не довериться Тому, Кто знает нас с рождения и видит все наши пути. Тому, Кто повел нас дорогой скорбей, потому что наши собственные глаза давным-давно привели нас в глушь и болото, выход из которых возможен только через доверие и терпение, через поданную руку и послушание Поводырю, Который обрел потерянных не только в подобных нашим житейских трясинах, но и в бездне адова отчаяния, за пределами смерти. Можно, конечно, просто «верить в завтрашний день». Но где и кто мне даст гарантию, что он наступит? Могу ли я доверять человеку, обещающему мне рассвет и доброе утро?

Вообще, доверие - явление, давно забытое большинством взрослых людей. Мы перестали доверять не потому что не верим другим. Мы не доверяем другим, потому что врем себе. Почему ребенок так легко доверяет, а взрослый так просто обманывает его доверие? Потому что в чистоте детского сердца осталась еще правда. Маленький человек чувствует и понимает Бога, и потому верит: тот, кто больше и сильнее, всегда поможет и никогда не бросит. А нам, повзрослевшим и лукавым, верить в себя выдуманного проще, чем верить себе.

Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). Эти слова были сказаны человеку, который уже знал, что его дочь мертва. Ему ничего не оставалось, как только довериться Назаретянину, Которого он так поздно нашел. Мать, читающая акафист в три часа ночи в детском онкологическом отделении, женщина, решившая в 48 лет рожать, девушка, просящая окрестить ребенка в тяжелейшем состоянии поздно ночью, после экстренных родов, - их доверие Богу в чем-то сродни тому доверию, на которое нашел в себе силы Иаир. Не просто вера, а еще и доверие. Потому что и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). В их вере - отчаяние неотвратимости, злоба, бессилие и знание. Знание того, что им нечего Ему противопоставить. Но нам есть что противопоставить им.

Сегодня, когда мне за тридцать, я очень часто думаю о том, на что я способен, что я могу выдержать. Наверное, я не готов ответить на этот вопрос. Я тоже еще только учусь доверять Богу. И потому-то так удивительны для меня высота и непостижимость подвига и доверия того, кто в тридцать пять лет не от своих страстей и грехов страдал, а был в непримиримой, физически жестокой брани с духами злобы поднебесной - преподобного Антония Великого.

«Господь подкрепил силы Своего угодника: в разгар борьбы с темными силами преподобный увидел спускавшийся к нему с неба светлый луч и воскликнул: "Где был Ты, милосердный Иисусе? Почему с самого начала не явился исцелить мои раны?". Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире"».

Может быть, будем мужественнее? Ведь с нами Бог. Бог ожидающий...

Газета «Православная вера» № 02 (550)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-ozhidayushhijj-ili-kak-doveryat-ne-proveryaya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28