Петров, или как его еще принято называть, Апостольский пост, относится еще к самым ранним временам Церкви Христовой. Известно, что утвердился он, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по старому стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
Увидеть «короля»
Казалось бы, нет ничего необычного. В церковном календаре кроме четырех в разной степени длительности постов годичного круга существуют еще среда и пятница, дни, в которые мы вспоминаем о предательстве Спасителя его учеником и о страданиях, распятии и крестной смерти Господа. Но вот неоднократно на просторах сети или среди невоцерковленных или же начинающих свой путь в Церкви знакомых приходилось сталкиваться с некоторым, если это так можно назвать, недоумением по вопросу постов в летний период. Один из аргументов недоумевающих звучит почти сногсшибательно: «Но это же самое время отпусков!» И даже, что интересно, в среде верующих и воцерковленных людей иногда нет-нет, да встретишь такое вот отношение: «Ну, Петров пост как-то полегче...»
И вот здесь, конечно же, самое время задать вопрос: в чем же его легкость? Разве что в каком-нибудь гастрономическом аспекте? Но, если ты постишься с оглядкой на холодильник, то не проще ли оставить все это и заняться спортом и найти себе хорошего диетолога и выполнять его указания? Если дни поста омрачаются отсутствием любимого вкусненького, то какой смысл думать о понуждении себя к духовной жизни? Потому что у всякого поста, в любое время года и даже недели, конечная цель, да и главное средство - радость. Радость преодоления, освобождения, выхода из повседневной суеты, открытие самого себя, пусть даже и в неприглядном виде. Пост обнажает человека, он не срывает с него одежду, но выталкивает из амбиций и самонадеянности, иллюзий и самообмана, как бы подсказывая: ты увешался тщетным, ты закутал себя ненужным, но посмотри, взгляни честно на самого себя... все как в сказке: король-то голый!
Петр - камень в основание
Пост - это пробуждение в длительном странствии души по земным путям в направлении к Небу. Это шанс выпрыгнуть из череды бесконечных маскарадов и карнавалов беспечности, это способность ощутить боль, чтобы понять, зачем и как ее лечить.
Пост Апостольский, Петров пост - в этом смысле, не исключение. С наступлением Петрова поста мне вспоминаются слова Спасителя: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15), а еще слова апостола Павла о тех, чья жизнь проходила «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27). Ведь восходя к Отцу, Спаситель заповедовал своим ученикам «идти и научить», и разве возможно это было без поста и молитвы, без подготовки себя к этому тяжелому, а чаще всего и страшному подвигу? Более трех столетий проповедь Царства Божия встречалась миром с яростью и противлением. Да чего там, по сей день напоминание о Христе доставляет этому миру неудобство и раздражение, хотя вроде бы и времена иные.
Но почему же Петров пост? И почему не Петра и Павла, хотя это и логично, ведь по окончании поста мы празднуем память двоих апостолов? Возможно, все дело в том, что апостол Петр был в числе первых учеников Христа, Его свидетелем и спутником, может быть, оттого, что, возможно, самое тяжелое испытание - прилюдное отречение, но и затем покаяние и подвиг проповеди и страданий за своего Учителя - выпали именно на долю апостола Петра. Ведь Господь в одной из встреч по Воскресении Своем указывает Петру и на то, что жизнь его закончится не в мире и спокойной старости, а страданиях и смерти за Благую Весть. И Сам же Господь в этой встречи восстанавливает Кифу, то есть Петра в его апостольском достоинстве. Как трижды апостол Петр отрекся от Спасителя, так трижды он же дает обещание верности и любви своему Господу, становясь незыблемым камнем, на котором созидается Его Церковь.
Павел - из Дамаска в Рим
И в то же время невозможно не помнить и апостола Павла. И то, насколько разными были их жизни, да и они сами. Даже в те времена, когда они оба были верными и ревностными проповедниками слова Божия. Павел - сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Павел - злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. И Павел же, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. По дороге в Дамаск будущий апостол услышит голос Бога, физически ощутит свою слепоту и прозреет духовно. Так Господь совершает великое чудо обращения врага в ревностного служителя и проповедника. В Новом завете среди апостольских посланий больше всего посланий апостола Павла, повествование Деяний Апостольских указывает нам о тех путешествиях, скорбях и трудностях, которые выпали апостолу Павлу. Наконец, жизнь апостола Павла, как и апостола Петра, заканчивается мученически, усекновением мечом в Вечном городе, гражданином которого был Павел. Возможно, наверное, далеко не все и не у всех дороги ведут в Рим, но кровь апостолов Петра и Павла стала свидетельством исключительной верности и любви ко Господу именно там, где был центр самого яростного неприятия правды Божией, и их смерть стала торжеством победы над смертью и пустотой духовной.
Пост - время подражания
Апостолы Петр и Павел есть величайшие образцы духовной твердости и разума. Верность и знание, простота и вдохновенное слово - не являются ли главным в том, к чему призваны все мы - христиане, к проповеди Евангелия, к спасению и вечной жизни с Богом? Когда в храмах совершается богослужение памяти кого-либо из апостолов, то в определенный момент поется величание поминаемому святому, в котором есть такие слова: «и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове». То есть, иначе говоря, хотя подвиг апостольский и был труден и сопровождался многими скорбями и лишениями, но в нем никого из учеников Спасителя никогда не оставляла духовная радость и благодать Святого Духа, данная им в день Пятидесятницы.
И если посмотреть на привычный нам церковный календарь, то и Апостольский, Петров пост начинается вскоре после празднования Пятидесятницы, дня Святой Троицы. Начинается как напоминание нам о том, что в своей жизни мы должны хотя бы в чем-то подражать ученикам Христа. Даже не повторить в точности их подвиг, нет, но хотя бы делами своими, своей жизнью и верой являть своим близким и ближним свет Христов, жизнь и благодать Его Церкви, которая созидалась на камне и твердыне апостольской веры, на исповедании и мученичестве за имя Христово, на верности и чистоте жизни христиан того времени. Времени тяжелого и скорбного.
Никто из 12 апостолов, кроме апостола Иоанна Богослова, не умер своей смертью, не скончался тихо в тишине и в кругу семьи, но подвиг их созидался на посте и молитве, не взирая на время года и сезон отпусков. При этом пост и молитва проповедников Христовых не были ограничены датами «от и до», как даны посты нам. Проповедь Слова Божия по всему миру - это торжество и начало победной вести о скором пришествии Бога во славе и величии, в силе и свете Правды, о конечном торжестве Царства Божия. И понимали и принимали эту весть в нашем мире далеко не многие. Желание изменить жизнь, стать иным не может быть само по себе. Невозможно взять и с понедельника стать истовым христианином. Перемены в человеке проходят порой очень болезненно. Петр познал горечь своей гордыни в ночь, когда трижды пропел петух, Павел, ослепленный яростью и злобой на христиан, увидел себя во всей греховности и слепоте по дороге в Дамаск, но Господь, видя сердца обоих, не только принял покаяние, но и явил их славу в великих делах и подвигах.
Когда объятия важнее...
Есть удивительное иконографическое изображение апостолов Петра и Павла, где они изображаются в объятиях. Удивительно это изображение тем, что в жизни у апостолов были непростые отношения. Они действительно были очень разными, а кроме того, апостол Петр немалое время относился к Павлу с подозрительностью, помня о том, кем он был. Все эти человеческие шероховатости покрывались и исправлялись главным - единомыслием в вере и проповеди Христа. Неслучайно и мученический венец они приняли оба в одном и том же месте - в Риме. И символическое объятие на иконе есть напоминание всем нам о том, что во Христе мы можем быть только едины, что все иное второстепенно, что наши отношения, разномыслие и интересы не могут быть выше главного - свидетельства миру о Спасителе.
Может быть, пост и дан нам для того, чтобы, осознав, кто мы и зачем в этом мире, поделиться этим с другими. Ведь пост - это путешествие души.
А в этом пути мы все.
Газета «Саратовская панорама» № 22 (1103)