Папизм - это нарушение Богом установленной иерархии. Если сравнить с Ветхим Заветом, то на первом месте, во главе, должен стоять Моисей, а потом уже первосвященник Аарон.
Но, что произошло тогда, когда Моисей ушёл помолиться Богу и получить скрижали Завета с десятью заповедями?
Народ воздвиг во главе Аарона и сотворил золотого тельца. Вернулся Моисей, и сразу возникло жёсткое противостояние с теми из народа, кто соблазнился. Поэтому, папизм есть еще и подмена Моисея Аароном.
Можно ещё привести такой исторический пример, чтобы лучше понять природу папизма: в древнем Египте была постоянная борьба за власть в Государстве у фараонов, то есть царей египетского народа, со жрецами, которые образовывали отдельную касту посвященных. И часто фараонам не удавалось справиться с египетским высшим духовенством.
Таким образом, верный признак папизма - это когда образуется такая особая каста избранных лиц, желающих мирской власти.
Обличая такую лукавую устремленность, Святой Апостол Петр еще изначально обращался к духовным пастырям - епископам и священникам Христовой Церкви: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду...(1 Петр.5: 2-3).
Ключевые апостольские слова «...и не господствуя над наследием Божиим» вполне объясняют суть ереси папизма, когда духовные лица выполняют без усердия свои обязанности и при этом делают это неохотно, желая лишь господствовать над простыми верующими людьми и повелевать ими.
Примером такого неправедного господства могут послужить первосвященники иудейского народа - Анна и Каиафа, которые в конечном итоге и предали Сына Божьего, своего законного Царя, на распятие.
Данное заблуждение иначе еще называют папство, то есть в самом уже этом термине содержится ответ на вопрос о природе ереси. Папой или отцом называют первого епископа, которого ставят во главе Церкви, хотя он всего лишь первый среди равных ему епископов.
Его намеренно избирают для управления, а по сути, этот епископ становится начальником не только для простого духовенства, но и для всех епископов, которые признают за ним высшую власть, подобную Царской и берут у него на всё благословение.
Этот папа становится уже не просто первым епископом, которым на самом деле является, а самым настоящим великим государем или господином для всех своих подданных.
Ярким примером этому может послужить государство Ватикан, монархами которого всегда являлись папы римские, которые обрели в свои руки не только религиозную власть, но и светскую.
При этом конечно нарушается равенство между самими епископами или кардиналами. Они формируются в отдельную касту или корпорацию на манер жреческих каст древности.
Они самочинно, игнорируя Слово Божье, избирают из своей среды папу-самодержца, которого, кстати, они терпят, только пока он отвечает их корпоративным интересам, а затем, если что не так, его могут и низложить.
По правде говоря, это всё та же олигархия во власти, только одевшая на себя маску церковности. Они желают только одного - господства над народами, причем метят повелевать не только людьми, но и их душами, желая, чтобы их папе выражали верноподданнические чувства и признавали за ним царские полномочия. Также олигархи в мантиях желают себе привилегий и непомерного материального богатства, ради которого они готовы идти на всё.
В чём же опасность этой ереси для Государства? Дело в том, что папизм создаёт в государственном организме своё независимое малое государство - свой Ватикан. Из-за этого внутри целой страны возникает противодействующая сила, которая может действовать по своему произволу.
Появляется надгосударственная структура, которая может бороться и за мировое господство, что мы хорошо знаем из истории. Вспомним, хотя бы, как римские папы короновали и низлагали королей Европы. Сколько вокруг этого бушевало страстей, сколько воин, кровопролитных сражений случилось в истории...
В результате, то приобретая, то теряя власть, папство укрепилось в Италии и образовало там своё самостоятельное государство в Государстве, которое до сих пор существует и действует как мощный религиозный центр планетарного масштаба.
Вот и сейчас, в 2016 году, они, действуя через своего верного союзника Константинопольского Патриарха, хотят провести так называемый всеправославный собор. На нём православных христиан целенаправленно пытаются подвести к неформальной унии (т.е. согласию) с римокатоликами. Из-за неё (т.е. из-за унии) опускается разбирательство богословских противоречий с папистами, а имя папы римского просто записывается в Церковный диптих для последующего его поминания по всем поместным Православным Церквям.
Этот собор, по словам Константинопольского Патриарха Варфоломея, должен стать неким регулирующим органом, решающим все возникающие расхождения и проблемы среди других Православных Церквей во избежание разделений и распрей. Но, скорее всего, это будет как раз тот собор, который вполне может эти распри и расколы вскоре преподнести.
Что же мы можем этой ереси противопоставить?
Первое, по теме главенства в Церкви нам нужно всем понимать, что в акте о престолонаследии, составленном Павлом Петровичем еще в 1788 году и утвержденном в день Священного Коронования 5 апреля 1797 года, содержится положение: «Государи Российские суть Главою Церкви». В Основных Законах Российской Империи это положение комментировалось так: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния... В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр.5) именуется Главою Церкви».
Таким образом, Глава Церкви у православных христиан всегда был Господь Иисус Христос, и Его Божественная Воля всегда проявлялась в Православном Царе, Императоре Всероссийском, как в живой Иконе нашего Спасителя. Сам Бог действовал через наших Государей, изливая на Них Дары Святого Духа, а через Помазанников и на Россию.
Потому, чтобы противостоять и в конечном итоге победить папизм, нам надо правильно выстраивать Божественную иерархию в Православной Церкви. На первом месте должен стоять Помазанник Божий или же Христос земной, Благочестивейший Государь Император, Православный Царь. На втором почётном месте должны быть епископы, образующие Синод или что то же Собор, а на третьем месте - духовенство и православный народ.
Словесно такая иерархическая последовательность всегда выстраивалась в нашем Царском богослужебном чине или в молитвенных чинопоследованиях Российской Империи.
Второе, что мы можем противопоставить папистскому заблуждению - это Святейший Правительствующий Синод, который никто не смог бы отменить после 1917 года без Царских на то полномочий. Царь Николай Александрович Синод тоже не отменял и не запрещал, потому Патриарху Варфоломею хорошо бы напомнить, что регулирующий орган, о котором он так радеет, у нас уже давно есть, благодаря святым трудам Благочестивейшего нашего Государя Императора Петра Великого.
Святейший Синод имел то же достоинство, что и все Святейшие Патриархи Востока. Петр Алексеевич, в Свое время, добился признания от них равенства Синода с ними.
Вселенский Патриарх Иеремия III в своей Утвердительной грамоте писал: «Синод в Российском Святом Великом Государстве есть и нарицается нашим во Христе братом, Святым и Священным Синодом от всех благочестивых и православных христиан - священных и мирских, начальствующих и подначальных и от всякого сановного лица. Он имеет право совершать и установлять то же, что и четверо апостольских патриарших престола. Советуем, побуждаем и предписываем ему хранить и держать неизменными обычаи и правила Священных Вселенских Святых Семи Соборов и прочее содержимое Святою Церковью, и пребудет непоколебимым вовеки».
То есть, братья и сестры, Святейший Правительствующий Синод, как написано в патриаршей грамоте, непоколебим вовеки - это значит, что он существует до сих пор. Обращаю так же ваше внимание и на тот факт, что Синод равен по силе полномочий четырём восточным патриаршим престолам: Антиохийскому, Иерусалимскому, Александрийскому и Константинопольскому.
Таким образом, Духовный Центр Православия всегда был, остаётся и пребудет во веки веков в России, а нам предлагают сместить его.
Вот, почему архиепископ Филарет (Гумилевский) еще в 19 веке писал, что «Святейший Синод, по составу своему, то же, что законный Церковный Собор, в котором избранные духовные лица занимаются делами Церкви».
Потому, после того, как Господь, согласно пророчествам святых, нам дарует Государя, то мы вообще можем провести Вселенский Собор без участия тех Восточных Патриархов, которые смотрят в сторону Ватикана. Но, насколько известно, не все эти Патриархи согласны с Варфоломеем.
Ко всему этому хотелось бы ещё добавить, братья и сестры, что согласно Церковной истории, Вселенские Соборы не проходили без Императоров Византии, Второго Рима. Православные Государи возглавляли их и принимали там окончательные решения, в тех случаях, когда сами епископы не могли прийти к единому мнению в вопросах Веры.
Главенство Православных Царей на этих Соборах отражено в иконописи, где Императоры занимают подобающее центральное место, а вокруг Них размещаются святые отцы Церкви, епископы и священники, православный народ.
Такой Святой Образ Православного Вселенского Собора восходит к Своему Небесному Первообразу, где в центре на Небесном Престоле восседает наш Спаситель Господь Иисус Христос, а вокруг собраны верные Его ученики, святые апостолы.
Этот же, так называемый всеправославный собор, названный уже святым и великим, хотя он еще не проходил, а только намечен на лето 2016 года, не имеет такой Иконы. Без Православного Государя, он не будет восходить к тому Небесному Царственному Первообразу, к которому устремлялись настоящие Вселенские Соборы.
А что касается папистов римокатоликов, то о них Святитель Григорий Палама еще в 14 веке сказал: «Латинян не могут даже ангелы сдвинуть и побудить принять лекарство против ложного исповедания».
Если уж, братья и сестры, этого не могут сделать даже святые ангелы, то неужели это сможет сделать предлагаемый Константинопольским Патриархом собор? Но, если он попущен Богом, то конечно он состоится, посмотрим тогда, что будет.
В заключение хотелось бы донести такую мысль, что папизм предлагает нам ложное понимание соборности, во главе собора у них всегда будет стоять не Православный Царь, а первенствующий епископ. В этом и отличие их ложной соборности от православного правильного понимания истинной соборности.
Нам же надо вернуться к настоящему Соборному Духу, а это, прежде всего Царственный Дух. Надлежит нашему народу встать за Веру, Царя и Отечество, за Государство Российское! Все вместе, образуя монолит, мы победим! За Государя Российского пойдут в бой с любым врагом русские люди вместе со всеми братскими народами! И я верю, что Третий Рим будет жить вечно! С нами Бог! Аминь.
С уважением и любовью во Христе, священник Роман Зеленский.