«От Владимирской я не мог оторваться»

Саратовский реставратор икон - о профессии, амбициях и вере

0
595
Время на чтение 6 минут

С погружением в историю иконописи советскому историку, а впоследствии заведующему реставрационным отделом Радищевского музея Андрею Геннадьевичу Моченцову открылся целый мир, знакомый лишь мельком по урокам научного атеизма. Икона бывает высокого или не высокого мастерства, но в основе ее всегда лежит реальный духовный опыт, молитва, стремление к праведной жизни. Истинными иконописцами исстари признавались лишь святые отцы. А как образ святого может воспроизвести обычный художник? Можно ли "чинить" иконы без веры, или реставрация - это та профессия, которая сама приводит к Богу?

Из историка - в реставраторы

- Андрей Геннадьевич, вы учились на историка в Саратовском пединституте, но вдруг, будучи еще совсем молодым человеком, не обладая специальными навыками и знаниями, стали реставрировать иконы. Как вы пришли в профессию?

- Окончив институт, я устроился в Радищевский музей - в выставочный отдел подсобным рабочим. Спустя год главный хранитель музея неожиданно предложил мне попробовать себя в реставрации - занятии мне совершенно незнакомом. К нам в музей тогда периодически приезжала Ольга Александровна Пригородова - высококлассный реставратор икон из Московского художественного центра имени академика И.Э. Грабаря. Она выполняла заданный объем работы и покидала Саратов до следующего года. Я стал помощником Ольги Александровны, сначала для того, чтобы мы оба присмотрелись: она ко мне, я - к делу. В итоге она заключила, что у меня неплохо выходит, а я понял, что реставрация мне по душе, и начал работать.

- Разве для того, чтобы приступить к реставрации, не нужно было уже знать иконописную традицию, уметь писать иконы?

- Я пришел в музей в 1991 году. По истории древнерусской живописи существовало всего около полутора десятков книг. Все, что я знал о религии, было воспринято на вузовских занятиях по научному атеизму: эту дисциплину тогда уже сворачивали, но наш педагог, за что я ей благодарен, давала нам не атеизм, а историю религий. Я заинтересовался, но знаний не хватало, и источник информации найти было тяжело. А когда я соприкоснулся с иконами, все стали идти само собой. В реставрации работаешь в основном руками. Теоретические знания очень важны, но их можно получить и самостоятельно. А то, как работать, перенимается, как и во всех прикладных специальностях, по схеме - мастер - ученик.

В течение нескольких лет я ездил на стажировку в Москву. Под руководством учителя выполнял определенную работу. Возвращался домой и целый год отрабатывал освоенную технику. Так я путешествовал около четырех лет, постепенно овладевая всеми необходимыми навыками. Потом поступил в аспирантуру Глазуновской академии живописи, ваяния и зодчества. Произошло это случайно: в Радищевский музей во время своей летней практики заглянули московские студенты из названной академии. От них я узнал о том, что у них преподает настоящий патриарх реставрации - Виктор Васильевич Филатов, по его учебникам профессией овладело не одно поколение. И он стал моим научным руководителем.

- Но то, что вы с такой готовностью окунулись в реставрацию, хотя бы отчасти соответствовало вашим прежним стремлениям?

- Я думаю, это связано с моими индивидуальными особенностями. Найдя в детстве старинную российскую монету - «деньгу» 1737 года, я всерьез увлекся нумизматикой. С тех пор история меня интересовала не как процесс, но в своем материальном воплощении. И на истфак я пошел именно по этой причине. Смотришь на предмет и думаешь: как он существовал до того, как попал тебе в руки, где был изготовлен, где найден, почему? Эти вопросы меня беспокоят. И в моей нынешней работе этот интерес реализуется.

Наедине со святыней

- То, что реставратор так внимателен, так близок к святыне, влияет на него?

- Я не знаю, есть ли здесь закономерность, но считаю, что заниматься реставрацией икон без веры невозможно. Однако мой учитель - Ольга Александровна - была мастером высочайшей категории, при этом оставаясь убежденным атеистом. В моем случае вышло иначе. Я сравнивал иконы, размышлял над разными образами: почему здесь такой лик, здесь - иной, и это погружение на меня повлияло. В процессе работы происходили и по сей день происходят маленькие чудеса - Господь направляет.

- Будучи способным создавать иконы, не чувствуете ли вы неудовлетворенности от того, что, проделав столько труда, как мастер остаетесь в тени?

- Реставрируя, я должен сделать так, чтобы было видно и понятно именно то, что хотел выразить автор иконы, а не я со своими амбициями. Как только попустишь в реставрации творчество, тут же придет в голову: «Что-то этот иконописец кривенько написал, - надо бы поправить! Я же мастер, сделаю - и будет красота...» И начинаешь автора править. А это недопустимо. Я считаю, что творчество мешает моей профессии. Если возникает во мне творческий зуд, я предпочитаю создать полностью свою вещь, и туда весь пар выпустить.

- В иконописном искусстве вы придерживаетесь канона или предпочитаете академический стиль?

- Музейная работа, и работа реставратора в особенности, располагает к консервативным взглядам на иконопись. Я предпочитаю традиционную икону. Она мне ближе и в душе вызывает больший отклик. Когда я в первый раз приехал в Москву, в Третьяковке в экспозиции древнерусской живописи увидел образ Владимирской Богоматери, сейчас его уже вернули Церкви. Меня тогда будто молния пронзила, я стоял полчаса, не мог сдвинуться с места, потому что было невозможно оторваться от этого образа. Хотя в музее были выставлены и другие хорошие иконы, потрясла меня именно эта. В отличие от западноевропейской живописи, где человек выражает самого себя, в иконе он пытается отразить Божественную суть. Икона не отражает конкретного иконописца, как картина - художника. Когда у иконописца начинается творчество, оно сразу начинает быть заметным. Нужно чтобы «Я» не превалировало при создании произведения, и тем более - в его реставрации.

Труд незаметный и трепетный

- А первая икона, которую вы реставрировали, - какая она была? Что вы испытывали? Страшно было?

- Еще как страшно, я и сейчас боюсь: бывают такие иконы - думаешь, с какой стороны к ней подойти. Трепетное отношение терять никогда нельзя. Это как водить автомобиль: как только решишь, что все умеешь, начнешь врезаться.

Свои первые образы я выполнял под руководством Ольги Александровны. Это была ярославская икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы», ярославский образ пророка Божия Илии, муромский иконостас. Для меня это был конвейерный труд: я выполнял какие-то конкретные операции. С Благовещением долго возился, грунт шлифовал, по рукам били, чтобы не увлекался. А когда совсем самостоятельно? Можно сказать, что от начала до конца я отреставрировал икону из муромского иконостаса - образ митрополита Московского и всея Руси Ионы. Я помню, работал над ним с большим трепетом. Несколько раз возил его в поезде в Москву на укрепление, а ведь образ не маленький. В Саратове снимал с него записи, тонировал. Он и теперь в экспозиции.

- Всякая ли икона требует реставрации? Или есть те иконы, которые могут быть выставлены в каком-то «промежуточном» состоянии?

- Здесь трудно сказать. Мне тем и нравится моя работа, что невозможно воспользоваться шаблоном, в ней нет схем. Каждая икона индивидуальна. Во-первых, даже если иконы вышли из одной иконописной мастерской: у каждого иконописца все же свои нюансы в изготовлении. И после того, как мастер икону написал, она попадает в руки человека, и начинается для нее новая жизнь, особая - у каждой. В собрании нашего музея есть образцы идеальной сохранности ХVII века. Видимо, повезло: как была написана такая икона, поставили ее в киот в красный угол, и в таких условиях она идеально сохранились: ни доска не погнулась, ни лак не потемнел. Но могли икону около печки поставить, а когда бабушка умерла - на чердак закинуть. Или икона могла попасть в храм, который спустя годы закрыли советские власти. Встречались нам святые образы со следами от топора, от выстрелов. Что только ни происходило с ними...

- В работе вы не стремитесь вернуть иконе ее первоначальный облик? В чем вы видите свою задачу?

- Первоначальный облик иконе придать невозможно - это утопия. Это несколько обывательское представление о цели. Старение материалов необратимо. Реставратору нужно сделать так, чтобы было комфортно смотреть на образ и ничто не мешало восприятию. Можно сказать, что мы налаживаем оптику для зрителя.

- Вы не жалеете о том, что выбрали для себя именно эту профессию?

- Скорее это профессия выбрала меня. От своей работы я получаю удовольствие. Занимаюсь тем, что люблю.

Газета «Саратовская панорама» № 36 (1015)

Андрей Моченцов
Беседовала Мария Ковалева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ot-vladimirskojj-ya-ne-mog-otorvatsya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41