Бог не принимает Православие без любви

0
402
Время на чтение 6 минут

Бог не принимает Православие без любвиПредлагаем вашему вниманию заключительную часть интервью с протоиереем Олегом Стеняевым, известным московским публицистом и проповедником, автором книг о Церкви и обществе, руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. Начало в №2/2015.

- Отец Олег, в одной из своих бесед вы заострили внимание на том, что нежелательно назначать на ответственные должности молодых людей. Почему?

- Если руководитель ответственный, он будет окружать себя людьми с опытом, а авторитарная личность окружит себя молодыми, которыми легко манипулировать. В Библии очень хорошо говорится о детстве, это святая пора в жизни человека. Сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3). Очень хорошо говорится и о старости. Например, в Книге Левит сказано: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Лев. 19:32).

Но в Библии не говорится хорошо о молодости. По словам святителя Феофана Затворника, молодость в религиозном и в нравственном смыслах невменяемый период в жизни человека. «От юности моея мнози борют мя страсти», - поется на Литургии. Молодость - самый опасный период в жизни, и человек пребывает в борении достаточно долго. В Древней Руси эту проблему решали ранними браками, которые остужали страстность необузданной юности.

Когда же молодой человек входит во взрослую жизнь и его поведение не контролируется, его так бросает из крайности в крайность, что он и в старости не остановится. В стихе, записанном в 22-ой главе книги Притчей, сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Прит.22:6). А почему так сказано? Логичнее было бы сказать: «Наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во все дни жизни». Нет, именно в старости. То есть ты наставь его, но знай, что он все равно уклонится, потому что молодость - это опасный период в жизни человека. Но в старости вернется. Таким образом, если мы в детей вкладываем знания, они помогут им с меньшими потерями перейти опасный период.

В свое время Патриарх Алексий Второй обратил внимание на очень интересный факт: показатель по Русской Православной Церкви, сколько детей учится в воскресных школах, один, а сколько молодежи задействовано на приходах, - на несколько порядков ниже. Патриарх обратился к архиереям: куда пропали дети? Ответ очевиден. Когда ребенку 10-12 лет он еще охотно ходит в церковь, но к 14-15 годам перестает туда ходить. С нами остаются алтарники, певчие, чтецы, те, кто задействован в богослужении. А в роли статистов молодые люди себя не представляют, поэтому они покидают общины, и это реальность. Но не надо считать, что мы напрасно их водили в воскресную школу. Если они что-то получили в детстве, они с меньшими потерями переживут период юности. Потому и сказано: «наставь юношу в начале пути его, и не уклонится во дни старости», то есть вернется к истокам своей духовной жизни.

- Как относиться к людям другой веры?

- Мы должны исходить из евангельского учения. Взаимоотношения Господа Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение об отношении к людям другой веры. Самаряне - классическая секта внутри иудаизма. У них было альтернативное Пятикнижие, которое насчитывало до 6000 разночтений с еврейской Масорой, у них было альтернативное духовенство, место поклонение не в Иерусалиме, как у евреев, а на горе Гаризим. Как Христос выстраивает отношения с этими людьми? В отличие от иудеев, которые придерживались правила, что иудеи с самарянами общаться не должны, Христос общается с самарянами. У нас тоже сейчас есть такие горе-миссионеры, которые говорят, что православные с сектантами не общаются, мол, это бессмысленно. Нет, Христос разговаривает с ними. Мы знаем о его беседе с самарянкой. Но при этом он не разделяет вероучение самарян. Женщина задает вопрос: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.» (Ин. 4:19-20) Христос отвечает: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин.4:22). Потом Христос пришел в селение, откуда была эта женщина, и там провел два дня.

Евангелие показывает, что эти заведомые еретики иногда в своих нравственных качествах опережают правоверных иудеев. Вспомним притчу о добром самарянине. Христос рассказывал ее, отвечая на вопрос «Кто мой ближний?». Оказывается, им может быть сектант, человек другой веры. Если на современный язык перевести название этой притчи, получится притча о добром свидетеле Иеговы. О чем она? Избит правоверный иудей, лежал весь окровавленный. Мимо пробежал правоверный священник, не остановился: наверное, спешил на требу, потом прошел левит, певчий, наверное, спешил в храм на спевку хора. А вот сектант, самарянин, остановился, перевязал раны этого человека, привез его в гостиницу, заплатил за лечение и содержание и сказал хозяину гостиницы, что, если потребуется, оплатит и другие издержки.

Христос, рассказывая эту притчу, не отказывает в нравственных преимуществах людям другой веры. Мы знаем, что есть благочестивые люди в разных, так называемых сектантских направлениях, в любой религиозной группе можно найти множество благочестивых людей, которые преданно служат Богу в той мере, в которой Он им открыл Себя. Евангелие показывает, что люди другой веры могут быть и более благодарны по отношению к Богу. Помните, Господь исцелил десять прокаженных, но только один вернулся Его поблагодарить. И евангелист как бы с досадой пишет: «и это был Самарянин» (Лк 17:16). Иисус Христос так часто хорошо отзывался о людях другой веры, что Его противники говорили Ему: «Ты Самарянин и бес в Тебе» (Ин. 8:48). Итак, вся система взаимоотношений Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение о об отношении к людям другой веры.

А если мы посмотрим на святоотеческую традицию того, как выстраивать такие отношения, то здесь великий пример - святитель Иоанн Златоуст. В «Слове о статуях» он сказал: « И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость».

А ниже он пишет: «Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство». Если в городе найдется хотя бы десяток людей, которые проявят заботу о заблудших, то скоро весь город станет православным. Вот это здравое евангельское и святоотеческое учение об отношении к людям другой веры. Конечно, мы с ними не молимся и не должны входить в материальную зависимость от них, но иметь доброе расположение к ним обязаны. Наше религия учит, что мы должны ненавидеть грех, ересь и обязаны любить грешника и еретика.

Скорее всего, те люди, которые агрессивно относятся к иноверцам, просто по утрам не читают молитвенное правило. В нем есть молитва о заблудших, «отступивших от православной веры и погибельными ересьми ослепленных». Мы каждое утро желаем, чтобы они оказались с нами, братьями и сестрами по вере. Некоторые еще придумали, что эти люди зомбированы, не способны откликнуться на Слово Божие и с ними надо разбираться другими методами. Это, прежде всего, поношение на Слово Божие. А оно, как пишет апостол Павел, «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12-13).

Слово Божие - это универсальное средство в борьбе с любыми заблуждениями. Когда дьявол искушал Сына Божьего по Слову Божьему, говоря, сказано о Тебе, написано о Тебе, Сын Божий отвечал ему строго по Писанию. Мы знаем, как братья Кирилл и Мефодий вели диспуты с мусульманами, как известные миссионеры Синодального периода успешно дискутировали с людьми других вер, сектантами, раскольниками. Те, кто отказывается от традиционных методов общения с заблудшими, не знают Священного Писания, не знают традиций и, чтобы прикрыть свое невежество, говорят о зомбированности людей других вер, мол, до них не достучишься. Если Христос стоит у сердца человека и стучит, человек все-таки может открыть свое сердце.

Главное, о чем надо помнить: Бог не принимает Православие без любви, как не принимает любовь без Православия. Апостол Павел в послании к Коринфянам сказал: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2). Нет тогда никакой пользы. Мы обязаны соединить с истинным исповеданием истинную, деятельную любовь. Если этого нет, это не Православие. Это мертвая вера, которую Иоанн Златоуст называет «дьявольское бесчеловечие и сатанинское бесчувствие», а апостол Иаков бесовской верой - и «бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Поэтому вера, надежда - очень важны, но любовь превыше всего.

Беседовала Людмила Селиванова

http://arh-eparhia.ru/publications/index.php?ELEMENT_ID=51256

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Людмила Селиванова
Все статьи Людмила Селиванова
Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.05.2024 14:31
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от kuzanez
20.05.2024 14:02
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
20.05.2024 13:49
Левые патриоты России, остановитесь!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.05.2024 13:35
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.05.2024 13:26
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от Александр А.Б.
20.05.2024 12:53