Отец Анатолий Першин: «Важно не только, в какой день по святцам младенец крестился, но и в каком храме, в честь кого он освящён»
Минор и мажор
Два года назад ехали мы на машине в Приозёрский район Ленобласти на праздник, устроенный одним из приходов, и спутницы наши, замечательные самодеятельные певицы, теребили отца Анатолия, чтобы спел он свою новую песню, мол, дорога длинная. Батюшка отнекивался: он же за рулём, какие тут песни. Но на остановке перед светофором продекламировал из последнего:
Ну вот и лето на исходе,
Грустит берёза у окна.
И в сердце тысячи мелодий,
А жизнь - одна.
И тогда подумал я: «У каждого из нас жизнь одна. А вот сколько мелодий мы носим в себе? И зачем они нам даются?»
В 1980-е годы Анатолий Першин был известным музыкантом, его рок-группа выступала в финале популярного в СССР «Музыкального ринга», приглашали даже в США на гастроли. Но в одночасье всё переменилось. Гитара музыканта отправилась за океан без хозяина и была выставлена в нью-йоркском музее рок-н-ролла, а сам Анатолий уехал на Север, в Антониево-Сийский монастырь. Затем получил благословение «с нуля» создавать монастырское подворье в Петербурге. Много лет длилась тяжба с чиновниками за участок земли, сколько душевных сил было вложено - и подворье с храмом были построены, вокруг него выросла община. Но тут жизнь взяла новый «аккорд» - сменилась епархиальная власть, и вместо отца Анатолия настоятелем назначили другого священника. Два года назад я встречался с батюшкой уже после этих событий («На всё воля Божья», № 695, ноябрь 2013 г.), и Бог знает, что он пережил. Служить ему благословили в другом месте.
Лично я, узнав, какое место служения выбрал батюшка, воспринял это в минорных тонах. Ведь опять ему нужно начинать «с нуля». И где? Даже не на куличках, а вообще за петербургским КАДом (кольцевой автодорогой). И название-то района какое - Осиновая Роща. Фактически это бывший военный городок, опустевший после ликвидации воинской части. Остались там только те, кому некуда ехать. Никакого производства, соответственно никаких благотворителей, которые могли бы помочь в строительстве храма. Пришлось батюшке под храм оборудовать... трансформаторную будку. Это если воспринимать в миноре. Но слушал я, с какой радостью отец Анатолий говорил про эту самую будку, смотрел на вычерченный им план реконструкции - и вдруг всё увиделось иначе. «Будка» - это крепкая кирпичная коробка длиной 22 метра и высотой в 5 метров и вполне вместительная. «Кулички» - всего в полтора километрах от кольцевой автодороги, по которой без стояния в пробках можно лихо доехать из любого «спального» района Петербурга. Осиновая Роща - лесопарковая зона, где было имение князей Вяземских, а затем и «дача Романовых», как называли ленинградцы дачный комплекс обкома КПСС, где любил отдыхать первый секретарь Романов. То есть место историческое и весьма живописное - на холмах, утопающих в зелени. И последнее... На вопрос: «Есть ли жизнь за КАДом?» - ответ был получен неожиданно быстро. Едва священник, Богу помолясь, взялся за обустройство храма, как Министерство обороны вдруг получило огромные средства на жилищную программу для военных пенсионеров и решило начать масштабное строительство в Осиновой Роще. Со всей России стали съезжаться сюда семьи военных, жизнь забурлила.
Наверное, жизнь можно сравнить с симфонией. Тут тебе и барабаны, и нежные флейты, и горн архангела. Метафора пришла на ум, когда нынче, в конце мая, мы мчались по КАДу мимо бетонных заборов промзон и гигамаркетов, внешне похожих на промышленные объекты, и, резко свернув на Выборгское шоссе, оказались совсем в другом мире: зелёное море листвы; и небо здесь вроде голубее, чем в городе. И даже мотор как-то иначе, умиротворённей, заурчал. Первый поворот направо, через сотню метров снова направо - и глазам открылся храм. Сверкает золотом куполов в зелёной низинке под холмом. Словно всегда здесь стоял, так вписался в пейзаж. И где же здесь трансформаторная будка?
Василий Великий
За два прошедших года отец Анатолий совсем не изменился. Службу ведёт радостно, и молящийся народ на подъёме - это чувствуется. Вообще, храм показался мне намоленным, хотя открыт недавно.
После службы было крещение младенца. Как только завершилось Таинство, через окна пространство храма пронизали снопы света.
- Вот видите, и солнышко вышло, - откомментировал священник. - На небесах большая радость, и на земле в человеках благоволение. Хорошо бы Бог видел новокрещёного всегда вот так, как мы сейчас видим, - на ладошке. Сейчас приходит новое поколение, которое не знает того, что знали мы. Спрашивают детей: «Кто такой Ленин?» Отвечают: «Великий русский писатель». - «А что он написал?» - «Кому на Руси жить хорошо». Нам, бывшим пионерам и комсомольцам, это смешно, мы ругаем упадок школьного образования и повальное невежество. Но у этого поколения есть преимущество - им открыта дорога в храм. Образование - дело наживное, а вот вера...
Проповедь свою батюшка закончил с чувством:
- Запомните этот день! И пусть Василий Великий, чьё имя носит сей храм, тоже помогает вам. Ведь важно не только, в какой день по святцам младенец крестился, но и в каком храме, в честь кого он освящён. А Василий Великий... великий человек! Вселенский святитель и учитель наш. Он принадлежал к истинной интеллигенции, которая сочетала знания и веру. В Афинах за пять лет в совершенстве изучил риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину, а потом подвизался в пустыне в аскетических подвигах. Написал монашеский устав, каноны, одну из двух литургий, какие служатся в православных храмах. Его величают «славой и красотой Церкви», «светилом и оком вселенной», «палатой учёности». Вот такой человек... Божьей вам помощи и Ангела Хранителя на всех жизненных стезях.
Священник удалился в ризницу, а я вспомнил, что недавно читал про Василия Великого. Поистине это был человек «тысячи мелодий», сочетавший не только веру и знания, но и самые разные интересы. В том числе интересовался он космологией. За тысячу лет до кругосветного путешествия Магеллана святитель предположил, что Земля шарообразна, только посчитал это знание «бесполезным для спасения», поскольку «Моисей не рассуждал о фигурах». При этом епископ Василий посмеивался над современными ему учёными, которые полагали, что время возникает из-за движения звёзд на небе. Сам он о природе времени писал так: «Дни, часы, месяцы, годы суть меры, а не части времени. Время есть пространство, спротяжённое состоянию мира». Как мог этот человек из IV века узреть то, что приоткрылось только в ХХ веке в квантовой физике и было сформулировано в теории относительности пространства-времени?
- Ну, первый раз здесь, в Осиновой Роще? - подошёл батюшка, уже переодевшись. - Пойдём, хозяйство своё покажу.
Хозяйство - это множество вагончиков вокруг храма и ещё деревянный помост из свежеструганных досок. На него и уселись, чтобы поговорить.
- Всё-таки решили дать храму историческое название, по старой церкви? - спрашиваю.
- Да, прежде здесь было имение Вяземских, а при нём Васильевская церковь. Так что задолго до нас решено, какой святой эту землю хранит.
- В Петербурге много храмов Святителя Василия Великого?
- На Васильевском острове есть церковь Трёх Святителей, но отдельно Васильевской там нет, несмотря на название острова. На весь город только два его храма - наш и ещё один, также на самой окраине, вблизи КАДа. Такая маленькая бревенчатая церковь, поставленная у входа в центр садоводов «Русская деревня». Ещё, знаю, Васильевская церковь есть в деревне Акулова Гора Ленинградской области - это где-то между Тихвином и Петрозаводском. Её построили в 90-е годы на месте бывшей родовой усадьбы русского художника Василия Поленова. Самой усадьбы давно нет, храм стоит фактически в лесу, служат там по особому расписанию. И получается, что самый большой Васильевский приход - это у нас. На всю область.
- Художник Поленов ведь был из дворян? - припоминаю я. - И у вас Вяземские - князья. То есть святителя Василия почитала лишь аристократия?
- Тут интересный момент. Заказали мы историческое исследование хорошему специалисту, и вот что выяснилось. Князь Владимир, креститель Руси, сам крестился с именем Василий. Это имя носили многие византийские императоры, с греческого «басилиос» так и переводится: «царский, царственный». То есть князь Владимир искал преемства от базилевсов. А московские Великие князья искали преемства от Владимира, и многие были крещены как Василии. Остальная знать им подражала. И все Василии строили храмы в честь небесного покровителя. Как ни странно, святителя Василия на Руси особо почитал и простой народ. Пишут даже, что чтили наравне с Николой Чудотворцем.
Семейный храм
- Но это история, - продолжает настоятель. - А в наше время святитель Василий очень важен для молодёжи. Он ведь большое внимание уделял воцерковлению и воспитанию молодого поколения. И как-то само собой получилось, что у нас храм стал молодёжным. Микрорайон-то здесь новый, со всех концов России приехали военные с детьми - и они часто заглядывают. Кроме того, я сейчас на канале «Союз» веду передачу, она набирает большой рейтинг - и через это молодёжь привлекается. Также провожу творческие вечера в театре «Странник», куда приходит много молодёжи, особенно творческой. Я вижу, как молодые люди хотят молиться, они просто горят. В любую минутку прибегают сюда почитать акафист, попеть вместе, и если что-то на приходе происходит, они тут же подключаются. Меня это очень радует, что такая молодёжь - очень чистая, с открытым сердцем. И вера твёрдая.
- Обычно принято молодёжь ругать, мол, потерянное поколение...
- Нет, на своём приходе такого не наблюдаю. Были отдельные случаи, когда родители приводили увальней лет семнадцати-восемнадцати. Учиться не хотят, прикованы, как Прометей, к компьютеру, игрушкам этим виртуальным. Я родителям говорю: «Это ваше яблочко. Вот вам епитимия, давайте вместе молиться». Они в отчаянии. Но знаете, когда матери, отцы начинают молиться, то и ребёнок начинает просто на глазах исправляться. Потом приходят, благодарят.
- На службе и маленьких детей много было...
- При храме есть детская площадка. А в городке при детском саде уже год как действует православная группа. Был там День открытых дверей, и детишкам двух-трёх лет задали вопрос: «Дети, а кто основатель Санкт-Петербурга?» Отвечают: «Господь Бог». Их снова спрашивают: «А если поточнее?» Они: «Иисус Христос». Такие вот детки.
Смеёмся с батюшкой. Спрашиваю:
- Православную группу вы организовали?
- Нет, верующие воспитатели сами обратились за благословением. Они сделали отдельную комнату, повесили иконы, печку русскую поставили, половики домотканые настелили - ну прям как в русской избе! И детей за уши оттуда не вытащишь. Двигает всем этим воспитательница Татьяна, настоящая подвижница.
Концерт возле храма. На заднем плане видны корпуса разросшегося военного городка
Ещё один наш прихожанин ведёт в школе патриотический клуб «Крепость», который в Петербурге завоевал много призовых мест. Клуб на православной основе, ребята всё делают с молитвой, и один из них - наш алтарник. Смена подрастает. В этом году в семинарию из нашего храма трое будут поступать.
- К песенному творчеству ребят тоже привлекаете?
- Видите, мы сейчас на эстраде сидим.
- Ах вот как...
- Она, правда, ещё не достроена, предстоит навес над этим уличным театром сделать. Но закулисы уже есть - вот этот вагончик, который к сцене примыкает. А брёвна перед сценой - это скамьи для зрителей. После службы прихожане сидят здесь, чай пьют и православную программу смотрят. Я приглашаю фольклорные коллективы, поэтов и писателей. Выступления очень интересные бывают.
- Прихожане местные, из городка?
- Пока что в основном питерские. В воскресенье сюда до пятидесяти машин приезжает с разных концов города и пригорода. Но местные тоже потихоньку подтягиваются, вливаются в приход. Вроде получается найти общий язык. Я ведь сам родился в военном городке - в Выползово под Бологовым. И знаю проблемы военных изнутри.
- Ваш папа офицером был?
- Он в войну был политруком - в атаку поднимал. Их обычно убивали первыми, но, слава Богу, прошёл всю войну с пехотой и остался жив, грудь в орденах. Ему дали звание майора, но дальше служить не смог из-за контузий. Поставили начальником вневедомственной охраны. Человек был деятельный и, кстати, музыкальный.
А музыка - это сила. Когда у нас концерт, я колонки направляю на микрорайон, они там из окон выглядывают, а потом приходят. Их поят чаем, они заходят в храм, ставят свечки и понимают, что здесь такие же люди, как они, - современные, с детьми. У меня вот храм получился семейным, я «молюсь семьями», в записках сплошь: имярек со чадами. А семьи у наших прихожан, как правило, большие, есть и по семь детей. Их всех привозят. В воскресенье до 70 детей причащается. Сразу после причастия отпускаю их в воскресную школу, которую наши педагоги ведут. Они тоже как-то сами появились, специально не искал. Помощников много. Ещё нам и дьякона рукоположил митрополит Варсонофий. Просто как из рога изобилия! Слава Тебе, Господи.
Остров благоволения
«Это напоминает Псковские Печеры - там тоже спускаешься с горы, и храмы красиво сверху смотрятся»
- Да... а начинали с трансформаторной будки, - возвращаюсь я на бренную землю.
- Трансформатор там установить не успели, началась перестройка, и много лет кирпичная коробка оставалась заброшенной, на крыше деревья выросли. Но внутри было сухо, здание-то крепкое. К тому же на высоком цоколе стояло - порог двери находился на уровне подбородка, если мерить по моему росту. Это, кстати, позволило укрепить здесь почву. На Васильевском острове рыли котлован под новостройку и во славу Божью отдали мне выбранный грунт. Завёз сюда 350 самосвалов песка, засыпал по порогу двери. В итоге уровень почвы поднялся на полтора метра. Можно сказать, здесь второй Васильевский остров образовался - земля-то оттуда.
- Всё равно вы в низине. Ручьи весной не затопляют?
- Мы сейчас на дне реки и находимся. Когда дороги здесь строили, то всё перекрыли, и река ушла под землю. До сих пор сюда утки по привычке прилетают, выводят птенцов. Но наводнение нам не грозит, поскольку река под нами находится, туда паводок и уходит.
Многие отмечают, что это место притягивает и покидать его не хочется. Оно как бы между городом и пригородом - поют соловьи, климат особый в ландшафтной этой чаше. Мне лично это напоминает Псковские Печеры - там тоже спускаешься с горы, и храмы красиво сверху смотрятся.
Одно плохо - мы уже переросли себя, народ не вмещается. На Пасху 170 человек причащалось. Это в основном те, кто из города приезжает. А ведь ещё есть микрорайон. Он постоянно растёт, население под 30 тысяч уже.
- Ого! - удивляюсь и подсчитываю. - Это же три моих родных города. Или один Великий Устюг, где тоже 30 тысяч населения.
- Вот видишь. Сколько в Устюге храмов? Три. А у нас...
- Так местных же мало пока на службах?
- Дай время. Бог направляет людей, когда это нужно. Вот здесь, на даче, живут знатоки знаменного распева, они его в консерватории изучали. Сами пришли и поют во славу Божью, без зарплаты. И теперь раз в неделю я служу литургию со знаменным распевом. Знаменный хор - это совершенно другое восприятие литургии, и многие специально к нам едут из-за его особого молитвенного настроя.
Никого о помощи специально не прошу - что Господь даёт, то и принимаю. Как-то после соборования подошла местная женщина, сказала, что пишет иконы как художник-любитель. Предложил ей принести для ознакомления. Принесла, смотрю - с иконами всё в порядке, они живые, они действуют. А ведь обыкновенная женщина, без художественного образования.
И вот теперь она пишет иконы для нашего иконостаса. Получается удивительно!
- Иконостас у вас красивый. Неужели тоже местные во славу Божью сделали? - спрашиваю, почти поверив в череду чудес. Хотя иконостас - это не икону написать, больших денег стоит.
- С иконостасом целая история получилась. Умер один хороший человек, Дмитрий, Царствие ему Небесное. После него остались жена и трое детей. В общем, я отпевал его, а потом отозвался на беду этих незнакомых мне людей. И друзья покойного вдруг решили отблагодарить, пришли: «Что вам надо?» Говорю: «Вот на иконостас средства собираю». Они, недолго думая: «Так у нас друг Дима их режет, на зоне».
Есть такой посёлок Ревда в Мурманской области, а рядом с ним колония строгого режима - вот там Дима сидит уже 14 лет. В заключении пришёл к Богу. Построил храм, создал общину, организовал мастерскую, которая режет иконостасы, киоты, украшения для детских площадок. Ещё при колонии организовал автомастерскую, которая приносит хорошую прибыль, так что сиделец помогает деньгами своим родным - хотя бы так участвует в жизни оставленной семьи. Человек сумел там, на «строгаче», не только выстоять, но и утвердиться как человек. Мы молимся, чтобы из оставшихся шести лет ему бы часть срока скостили.
И вот было как в сказке: Дима вырезал для нас иконостас, и тут как раз освободили с «зоны» его соработника по мастерской, он приехал и всё смонтировал. Меня тогда увезли в реанимацию с подозрением на инфаркт. А тут говорят: «Иконостас привезли». Пришлось совершить побег из больницы: как это без меня такие события происходят?!
Всё, что здесь ни возьми, даже этот стол и скамейки, на которой сидим, - всё связано с какими-то историями, с нежданной помощью.
Можно сказать, я здесь счастлив. Если бы ещё свои шероховатости, свои грехи исправить, то было бы всё идеально. Но я стараюсь. Смотрю на людей - они такие чистые! Здесь открылся какой-то клапан: кругом хорошие люди, и плохим быть самому уже невозможно. Само место диктует. Чувствуется здесь Божье благоволение.
Музыкант и снайпер
Купола Осиновой рощи. Свое фото о. Анатолий назвал просто - Фа
Мы сидим под тёплым майским солнышком на деревянном помосте, а вокруг кипит жизнь: дети бегают, трудники доски пилят. Настоятель делится насущными заботами:
- Под воскресную школу заложили фундамент. Она каркасная будет, брус и другой материал уже завезли. Но дело двинуть дальше не могу, нет средств. К храму ещё нужно тамбур пристроить и лестницу внешнюю провести на чердачный этаж - там под самой крышей много места, думаю устроить библиотеку и ещё одну воскресную школу. Ещё нужно благоустройство, чтобы здесь было красиво. А впереди строительство и второго храма, во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Участок под него присмотрели на горке, уже подали заявку на полтора гектара земли.
- Если кто захочет помочь, как с вами связаться?
- Можно по телефону 8-911-781-25-31. Обычно же обращаются через социальную сеть - www.vk.com/club47289186.
- Поселиться трудникам есть где?
- А вот сейчас прошёл Андрей - он у меня в вагончике живёт. Замечательный гитарист, ищет себя. Приехал из Новороссии, из-под Луганска. В другом вагончике живут рабочие с Западной Украины.
- И ладят между собой?
- А что у нас делить? Храм и всё, что вокруг храма. А там, дальше в вагончике, тоже с Украины парень. Снайпер.
- В каком смысле?
- По профессии военный снайпер. Его, как специалиста, сразу бы призвали киевские власти, но он не хочет убивать своих же братьев. Лично я считаю, что наш храм оттягивает какие-то силы от этого безумия. И притягивает творческих людей. У меня здесь много музыкантов, поэтов, писателей. Таких людей тоже понимать надо. К иному священнику они подходят, делятся своим, а тот думает, что у них это блажь, крыша не на месте стоит. А я понимаю, от чего это, потому что сам переживал многие моменты. И могу как-то где-то поддержать. Сказать-то легко рок-музыканту, что ты сатанистскими делами занимаешься. А у него такой путь к Богу. Все люди разные, тем и ценны перед Богом.
- Тысячи мелодий... Вы как-то песню написали про тысячу мелодий в сердце и одну жизнь. Наверное, нужно не только носить в себе эту музыку, но и слышать мелодии других?
- Получается, так.
Когда ехали обратно в город, пытался я вспомнить парней, которые пели в хоре. Кто из них музыкант из Новороссии, а кто - снайпер с «западенщины»? Поди угадай.
Выезжаем на кольцевую - и снова бетонные заборы, рекламные щиты, безликие кварталы многоэтажек, построенные «под ключ». Иногда всё же стоит свернуть со своего личного КАДа, выбраться из круговорота, чтобы увидеть жизнь по-новому.