За последние дни окончательно выработалась позиция польской правящей элиты по щекотливому вопросу отношения к принятому Верховной Радой Украины закону "О правовом статусе и уважении памяти борцов за независимость Украины в двадцатом столетии".
http://www.pravda.com.ua/rus/news/2015/04/9/7064239/
Напомним, что закон этот был принят Радой 9 апреля 2015 года почти сразу же после выступления в Раде президента Польши Бронислава Комаровского, во время которого польский лидер обнимался и целовался с украинским президентом Порошенко. Польской стороной такая последовательность событий была воспринята как афронт. В Польше, очень трепетно относящейся к любым своим военным жертвам, каждому школьнику известен факт уничтожения от 30 до 80 тысяч поляков в 1943-1944 годах силами Украинской повстанческой армии (УПА) под руководством Организации украинских националистов-бандеровцев - ОУН(б). Между тем в принятом Радой законе фактически запрещается любая критика членов целого ряда украинских националистических организаций, включая УПА и ОУН(б). Вот как об этом говорится в законе, после перечисления всего списка: "Неуважительное отношение к борцам за независимость, препятствовавние в реализации их прав, а также публичное отрицание законности борьбы за независимость подлежат наказанию в рамках действующего законодательства".
http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54689
Отрицать факт антипольских этнических чисток, проводившихся УПА по приказу руководства ОУН(б) начиная с весны 1943 года, невозможно. Памятники "жертвам украинских националистов" стоят по всей Польше, но особенно много их в западных регионах (Вроцлаве, Гданьске, Познани), куда после войны было переселено польское население с Волыни - региона, где проходили основные антипольские чистки. Эти чистки 1943-го года были призваны, по планам ОУН(б), сделать будущую независимую Украину этнически однородным государством. (Непокорных поляков УПА планировала уничтожить, уцелевших после погромов 1941-1942 гг. евреев в угоду будущим победителям-англосаксам не убить, а выселить, ну а лояльных русских ассимилировать - в общих чертах эта политика и проводится новым киевским режимом.) Все это - факты, выясненные еще в девяностые и двухтысячные годы (в условиях отсутствия жесткой "проукраинской" конъюнктуры) польскими историками. Сейчас эти факты замалчиваются и польской прессой, и ныне послушной польской наукой, но народная память в Польше, как известно, очень резистентна к замалчиванию, хоть и поддается эмоциональному манипулированию.
Попав в неловкую ситуацию после неприятного сюрприза, подложенного Радой Комаровскому 9 апреля, украинские и польские политики начали маневры по выходу из репутационной ловушки, в которой они оказались. Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман написал статью в "Газете выборчей", где утверждал, что "закон не означает автоматического оправдания действий отдельных членов национально-освободительных движений". А значит, закон не будет мешать польским историкам (такое опасение высказал, вернувшись в Польшу, президент Комаровский.) Со стороны Гройсмана это явное лукавство, вот как статья закона звучит по-украински, в оригинале:
"Громадяни України, іноземці, а також особи без громадянства, які публічно проявляють зневажливе ставлення до осіб, зазначених у статті 1 даного Закону, перешкоджають реалізації прав борців за незалежність України у XX столітті несуть відповідальність відповідно до чинного законодавства України".
Как видим, карается "неуважительное отношение" не только к украинским националистическим организациям, но даже к отдельным состоявшим в них лицам. Но в Польше некоторые политики (да и сама "Газета выборча") хотят верить в ложь Гройсмана - товарища Порошенко еще по совместной коммерческой деятельности в Виннице.
Стараются выйти из репутационного тупика и польские политики. Применяется привычная, хорошо разработанная за последние годы лазейка - ссылка на то, что объективная оценка истории послужит интересам общего врага, а именно России. Достаточно четко эту позицию выразил в своем письме в Совет Федерации РФ маршал польского сейма Богдан Борусевич (СФ предложил сейму выступить с совместным заявлением о действиях УПА в годы войны):
"Боюсь, что в условиях оккупации Россией части территории Украины и распространения этнической идеологии ненависти в части донецкой и луганской областей, остающихся неподконтрольными украинскому правительству, совместное заявление по вопросам украинской исторической памяти только усилило бы звучание российской пропаганды".
http://wyborcza.pl/1,75478,17688346,Nie_potepimy_z_Rosja_UPA.html#ixzz3YryCe3xU
Борусевич лжет, как и Гройсман: он прекрасно знает, что "волынская резня" является частью польской исторической памяти в еще большей степени, чем памяти украинской. Но из соображений политической конъюнктуры (при этом совершенно аморальной, питаемой исключительно ненавистью к России желанием "потрафить" ЕС и США).
Впрочем, любые попытки российской стороны разбудить историческую память у сегодняшней польской ЭЛИТЫ вряд ли будут успешными. Эта элита (за редкими исключениями) плотно связана с ЕС и США, любой отход от антироссийской линии для системного польского политика будет означать конец карьеры или по крайней мере серьезные неприятности. Хороший пример - сам маршал Богдан Борусевич. Многолетний активист антисоветского подполья во времена ПНР (непонятно на какие деньги живший до 32 лет, поскольку он не имел ни одного официального рабочего места). После 1989 года - профессиональный политик, "чистый идеолог", никогда не сделавший ничего собственными руками. Уже став главой сената, Борусевич на какое-то время установил личные приятельские отношения с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Но рассчитывать из-за этого на какой-то "этический порыв" с его стороны не приходится. Нас кое-чему уже должен был научить опыт кратковременных приятельских отношений между президентом Путиным и тогдашним польским президентом Александром Квасьневским в начале двухтысячных, между тем же Путиным и будущим антироссийским председателем Европейского Совета Дональдом Туском во время совместной поездки в Катынь в 2010 году. Толку от этого приятельства большого не оказалось...
Намного правильнее было бы обращение к "низовым" полякам - тем, у кого уже давно вызывает сомнения многолетняя антироссийская кампания в польских СМИ, кто помнит ту же волынскую резню и другие события, не вмещающиеся в нынешнюю антироссийскую идеологию Польши и Украины.
Правда о волынской резне состоит в том, что это был один самых жестоких эпизодов второй мировой войны - крестьянская война украинских сельских националистов против поляков. Об этом очень правдиво рассказывается в книге польского историка Гжегожа Мотыки "От волынской резни до операции «Висла». Польско-украинский конфликт: 1943-1947", Москва, РОССПЭН, 2014 (недавно она была переведена на русский при поддержке Фонда "Российско-польский Центр диалога и согласия").
Вот как описываются планы ОУН и УПА в главе "Украинский план "устранения" поляков": "Нетрудно заместить, что авторов планов УПА вдохновлял пример немцев... Украинские националисты хотели повторить немецкую политику на "этнических украинских землях... С 1942 года среди бандеровцев росло убеждение, что Германия победит в войне на Востоке, но проиграет на Западе... Поэтому одновременно было решено проводить политику свершившихся фактов и заранее "устранить" польское население - чтобы до начала потенциальных мирных переговоров на международной конференции эти территории были этнически "читыми" (Гжегож Мотыка, "От волынской резни до операции «Висла». Польско-украинский конфликт: 1943-1947", Москва, РОССПЭН, 2014, стр.77-78).
По сути, сегодняшний киевский режим исполняет планы, принятые еще на Третьей конференции ОУН(б) 17-23 февраля 1943 года. Вот они: создать на всей территории Украины моноэтничное государство, ассимилировав русское население и сломив сопротивление жителей востока Украины, которые, по выражению того же Мотыки, уже в 1940-е годы "считали бандеровцев фашистами и союзниками немцев" (Мотыка, стр. 61). (Об устранении польского и еврейского меньшинств УПА позаботилась еще в сороковые.) Только в 1940-е годы бандеровцы рассчитывали осуществить этот план, опираясь на США и Великобританию как на победителей во второй мировой войне, а теперь Порошенко делает то же самое, опираясь на запад как на победителя в войне холодной. Такова страшная, абсолютно аморальная, но укорененная еще в событиях волынской резни формула действий украинского руководства. Донести правду о ней до поляков и других народов Европы - важная задача российского государства.
Дмитрий Бабич, журналист-международник