Победа, победившая мир

О фильме «Излечить страх»

0
210
Время на чтение 6 минут
Кадр из фильма «Излечить страх»
Кадр из фильма «Излечить страх»     

Создать игровой фильм не просто о святом, но и о нашем современнике - задача наитруднейшая, хотя бы потому, что в основу сценария будет положено житие, а воплощать его на экране придется обычным актерам. Снимавшийся на протяжении пяти лет фильм Александра Пархоменко о жизни святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) является наиболее жестким кинематографическим православным высказыванием со времен «Острова» Павла Лунгина. Причина его бескомпромиссности - в нежелании обходить острые углы русской истории, четко противопоставив добро и зло.

 

Афиша фильма

Афиша фильма "Излечить страх"

Ложь атеистической пропаганды приучила поколения людей воспринимать христианскую добродетель как безволие и пассивность, как что-то недостойное человека. Житие любого святого, мученика ли, исповедника, преподобного или святителя, прославленного Православной Церковью, легко опровергает этот нелепый стереотип. Что именно создатели фильма увидели в жизни святителя Луки и почему назвали картину таким образом? Житие этого великого святого наших дней представляет собой не только чрезвычайно драматичный кинематографический материал, почти не нуждающийся в сценарной обработке (бери и переноси на экран - так он выразителен!), но и доказывает истинность слов апостола: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13: 8).

Святость не есть что-то для Него невозможное, но достижимое духовное состояние, необратимо настигающее того, кто отдает свою жизнь Богу и людям без остатка. Само слово «добродетель» состоит из двух частей - «добро» и «делать», это не соглашательство и не страх перед жизнью, а активное, дерзновенное доброделание, превозмогание испытаний в нелегких условиях. Именно это мужественное исполнение своего долга в деградирующем мире несмотря ни на что и вопреки всему и увидели в житии святителя Луки создатели фильма «Излечить страх».

Картина захватывает зрителя сразу, не давая опомниться вплоть до финала, круговертью жестких, ошеломляющих образов: испытания героев (а ведь всё это реальные факты!) кажутся порой нестерпимыми, потому некоторые, не выдерживая, капитулируют перед ними. Заслуга авторов картины в том, что они не боятся показать трагизм жизненных ситуаций во всей его остроте, без применения мелодраматических клише. Фильм программно чужд сентиментальности, он скорее шокирует, чем вызывает слезы.

Кадр из фильма «Излечить страх»
Кадр из фильма «Излечить страх»     

«Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Излечить страх - значит всецело полюбить Бога и Его творение

Главный вопрос, который рефреном звучит на протяжении всего фильма в словах иподиакона Сережи, обращенных к святителю: «Владыка, а вам не было страшно?», становится для авторов основным, структурообразующим. По какой причине человек боится чего бы то ни было? По причине своего несовершенства, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Таким образом, излечить страх - значит всецело полюбить Бога и Его творение. Всякий раз, когда Христос исцелял людей руками святителя Луки, Он врачевал и страх, вкладывал в их сердца любовь, ибо руки святителя были воистину любящими.

Господь есть Врач душ и телес, и всякий, кто раскрывает и преумножает в себе Его дары, Ему уподобляется. Святителя Луку называли «святым Пантелеимоном наших дней» - и не случайно, ведь, как и врач-великомученик первых веков христианства, он был мужественным исповедником веры перед лицом безбожной и бесчеловечной власти, но даже она была вынуждена признать уникальность его дарований.

Жизнь сначала врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, а потом и архиепископа Луки показана в фильме неразрывно связанной с молитвенным опытом и литургической жизнью Церкви, и это чрезвычайно важно для того, чтобы даже невоцерковленный зритель, да и просто любой человек, который увидит эту картину, понимал, что раскрытие любых талантов, тем более исключительных по силе и масштабу, как в истории святителя, попросту невозможно вне кафолического единства во Христе.

 

Кадр из фильма «Излечить страх»
Кадр из фильма «Излечить страх»     

Быть может, если бы у главного героя картины «Излечить страх» не было бы персонажей-антагонистов, история, рассказанная в ней, не получилась бы столь емкой и достоверной. Мы не будем вдаваться в сценарные особенности ленты, отделяя факты от ярких, но вымышленных элементов (сами авторы признали в одном из интервью, что образ бывшего священника, ставшего чекистом, - скорее собирательный образ, чем реальный человек), но заметим, что это смешение реального и выдуманного фильму никак не вредит.

Образ врача, одержимого идеей воскрешения путем переливания крови, - очень точный символ паранаучных концепций, всегда идущих рука об руку с экзальтированным фанатизмом, со взвинченной верой в человеческое всесилие. Такое отношение человека к самому себе и миру не имеет ничего общего с подлинной верой, с тем взвешенным, аккуратным подходом к своим обязанностям, который отличает трезвомыслящего христианина от безумного фанатика. Другой крайностью, которая, как и фанатизм, противоположна вере, становится неверие и скептицизм, рано или поздно оборачивающиеся циничным, осмысленным деланием зла, - ее воплощает в картине чекист Зверев.

 

Кадр из фильма «Излечить страх»
Кадр из фильма «Излечить страх»     

Сцены психологической дуэли между чекистом и святителем принадлежат к числу лучших в картине

Сцены психологической дуэли между ним и святителем принадлежат к числу лучших в картине - в них в предельно обнаженном виде показано бессилие зла перед твердыней христианского исповедания: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Мастерски выстроенной кульминацией картины в целом и этих сцен в частности становятся предсмертные слова Зверева о бесполезности сопротивляться, прерываемые его хрипом: зло умирает и корчится у ног святителя, бессильное сломить его, но всё еще продолжает верить в свою мнимую силу! Но добро несовместимо со злорадством, даже когда умирают твои личные враги, потому святитель Лука не раздумывая бросается на помощь умирающему.

Добро потому и неистощимо, и непобедимо, что оно не замыкается в себе, как зло, «не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 5-6); зло пытается забрать, отнять, похитить, добро - отдать, поделиться, подарить. Страх всегда связан с потерей, с нежеланием отдавать, с боязнью потерять, связан с ложным представлением, будто нам что-то в этом мире принадлежит.

 

Кадр из фильма «Излечить страх»
Кадр из фильма «Излечить страх»     

Совершенная любовь потому и изгоняет страх, что не ищет своего и отдает себя даром, всецело. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4). Именно об этой любви Христовой, победившей мир, дерзновенной и не боящейся испытаний, которая действовала в великом святом, враче и священнике - святителе Луке Крымском, о любви, которая продолжает исцелять души и тела православных христиан всего мира и после его блаженной кончины, и рассказывает замечательная картина Александра Пархоменко «Излечить страх».

Александр Попов

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/79083.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Попов
К 90-летию режиссера Ильи Авербаха
«Его картины – о вечном конфликте быта и бытия»
07.10.2024
Заблудившись во лжи
Рецензия на фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар»
28.10.2014
Все статьи Александр Попов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06