Праведная София, княгиня Слуцкая (†1 апреля 1612), мало известна в России, но зато очень почитается в Беларуси. Чем же запомнилась она своим землякам? Чем дорога современным христианам? Об этом рассказывает писательница Ольга Клюкина.
...На кладбище собрались родственники, люди разных вероисповеданий, даже те, кто не приходил в церковь на отпевание. «София... София... София», - слышался то в одной, то в другой группе взволнованный шепот. При этом все смотрели не на вдову покойного Яна-Симеона - бездетную княгиню Софию из рода Мелецких, а на стоявшую в тесном окружении Ходкевичей маленькую, серьезную девочку со свечой в руке. Со смертью дяди, которого православные родственники звали Симеоном, а католики - Яном, семилетняя княжна София стала наследницей огромного состояния Слуцких князей Олельковичей и чуть ли не самой богатой невестой во всей Речи Посполитой.
Юная княжна Слуцкая и Копыльская стояла в группе родственников по материнской линии, и ее демонстративно держал за руку Юрий Ходкевич. Он приходился княжне двоюродным дядей, хотя по возрасту и цветущему виду вполне мог бы сойти и за старшего брата.
Юрию Ходкевичу было двадцать лет, но именно он был назначен опекуном княжны Софии. А это означало, что именем племянницы до ее совершеннолетия он имеет право распоряжаться огромными доходами с земель Слуцкого княжества.
Многие из участников траурной церемонии хорошо помнили родителей маленькой княжны Софии: Слуцкого князя Юрия Юрьевича и его жену Барбару. Кто-то был у них гостем на свадебном пиру, другие - в числе приглашенных на крестины их единственной дочери.
София c младенчества росла без родителей и унаследовала одну треть всего родового состояния Олельковичей, разделенного ее дедом между тремя сыновьями. Но оба дяди Софии умерли молодыми, так же неожиданно, как и ее отец. В июне 1591 года ушел из жизни двадцативосьмилетний Александр, вслед за ним, меньше чем через год - Ян-Симеон. Оба они не имели детей, и Софии как единственной наследнице перешли все обширные земли Слуцкого княжества. Семилетняя княжна София была последней из прямых потомков великого князя Ольгерда по линии киевских князей Олельковичей.
Ее дед, Юрий Юрьевич Олелькович-старший, был известным во всей Литве ревнителем православной веры. В своем духовном завещании дед Софии велел троим своим сыновьям опекать Свято-Троицкий монастырь в Слуцке и твердо держаться Православия. Но лишь старший его сын Юрий выполнил этот наказ - младшие в силу разных причин перешли в католичество.
Отец княжны Софии, Юрий Юрьевич Олелькович-младший, был глубоко верующим человеком. В течение двух лет он собственноручно переписывал Евангелие, после чего велел изготовить для книги бархатный переплет, украсил оклад драгоценными камнями и преподнес ее в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю. Это рукописное Евангелие сохранилось до наших дней.
Частью родового наследства княжны Софии была фамильная икона Покрова Божией Матери в золотой ризе, с которой девочка никогда не расставалась.
О детских годах княжны Софии известно немного. Примерно с семилетнего возраста, после смерти дяди Яна-Симеона, она переехала жить в Вильну в дом к своему опекуну Юрию, в родовое гнездо Ходкевичей. Юрий Ходкевич был человеком энергичным, амбициозным и с молодости вершил дела по-крупному. Над Ходкевичами давно висел крупный денежный долг перед литовскими магнатами Радзивиллами, и предприимчивый опекун придумал, как можно с ними расплатиться без денег.
Он отдал под «залог» княжну Софию, владелицу колоссального наследства, документально оформив сделку, что по достижении брачного возраста его подопечная будет выдана замуж за Януша Радзивилла. Эта сделка была очень выгодна Радзивиллам, так как обещала в скором времени значительно приумножить их и без того огромные земельные владения.
До закрепленной в Литовском трибунале даты бракосочетания - 6 февраля 1600 года - оставалось еще шесть лет, и вряд ли София догадывалась, какие крупные финансовые дела вершились у нее за спиной. Ее наследство делили между собой два клана литовских магнатов - Ходкевичи и Радзивиллы, владевшие в Литве многочисленными замками, землями и целыми городами и связанные между собой запутанным родством.
В середине XVI века к противостоянию Ходкевичей-Радзивиллов добавились и религиозные разногласия: вся литовская знать разделилась на католиков и протестантов. А среди протестантов в Литве в моду особенно вошел кальвинизм с идеей господства аристократической верхушки.
Одним из убежденных кальвинистов был Христофор Николай Радзивилл («Перун»), известный меценат писателей и богословов-протестантов. Вот за его-то сына Януша, выросшего в среде убежденных кальвинистов, и была заочно сосватана преданная Православию, вере ее деда и отца, княжна София.
Молодой честолюбивый опекун Софии делал стремительную карьеру: в 1594 году он стал маршалком (почетным представителем) Литовского трибунала, что давало ему возможность еще больше размахнуться в своих планах. Но им не суждено было сбыться: 26 октября 1595 года Юрий Ходкевич скоропостижно скончался в возрасте примерно двадцати пяти лет.
После его смерти опекуном княжны Софии официально был назначен его старший брат Иероним, Виленский каштелян (комендант замка) и брестский староста. Своей подписью он подтвердил в Литовском трибунале все договоренности выдать свою подопечную, по достижении ею брачного возраста, замуж за Януша Радзивилла.
Примерно через год в Литовском трибунале началась длительная тяжба между Радзивиллами и Ходкевичами по поводу имения Копысь под Оршей. Со стороны Радзивиллов выступал отец будущего жениха Софии, со стороны Ходкевичей - двоюродные братья ее опекунов. Взаимные имущественные претензии двух кланов литовских магнатов достигли того, что обе стороны стали готовиться к войне. В конфликт был втянут и второй опекун Софии, Иероним Ходкевич.
Зимой 1600 года в Вильне стало собираться войско Радзивиллов - не менее шести тысяч хорошо вооруженных ратников. Иероним Ходкевич тоже превратил свой дом в крепость, вооружив до двух тысяч челяди и выставив на крыше замка двадцать четыре боевых орудия. Княжне Софии стали известны подробности заключенного ее опекунами брачного договора. Со всех сторон ей твердили: только согласие на брак может остановить неминуемое кровопролитие...
Никто не узнает, чего стоило юной набожной княжне принять решение. Она не стремилась к замужеству, и уж тем более не мечтала о муже-протестанте. Но буквально накануне сражения, желая предотвратить войну, София дала свое согласие выйти замуж за Януша. Как сказано в ее житии, «во имя мира приняла подвиг крестоношения в браке».
Венчание Софии Олелькович и Януша Радзивилла состоялось 1 октября 1600 года в одном из соборов Бреста. При заключении брака София выдвинула мужу условие: он не должен препятствовать ей свободно исповедовать православную веру и, по завещанию деда, продолжать опекать Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.
Молодожены поселились в Слуцке, в то время одном из крупных городов Речи Посполитой. При содействии княгини Софии в Слуцке было учреждено Преображенское православное братство, в полную силу заработали типография и школа.
Слуцкое княжество стало в Литве как бы «свободной зоной» от Брестской унии 1596 года, после принятия которой у православных повсюду отнимали храмы и монастыри, а крещение, венчание, погребение полагалось совершать только с согласия католического ксендза за установленную плату. И только в Слуцке того времени православные священники без опаски служили в храмах, ходили по домам больных со Святыми Дарами и могли хоронить единоверцев не только под покровом ночи.
На территории Бобруйского уезда на средства молодой четы Радзивиллов был построен Покровский храм, куда они, как и в другие церкви Слуцкого княжества, отправляли богатые пожертвования.
Но вот семейная жизнь княгини Софии складывалась горестно. Ее дети умерли во младенчестве: в 1604 году - сын Николай, в 1608 году - дочь Екатерина.
Сама София умерла во время родов мертворожденной дочери 19 марта 1612 года в городе Омельно. Она прожила на земле всего 25 лет, 10 месяцев и 8 дней.
Княгиню Софию ОлельковичРадзивилл похоронили в Слуцкой СвятоТроицкой церкви рядом с ее отцом, сделав на внешней стороне крышки гроба надпись: «1612 год, марта 19, представилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».
Поэт Соломон Рысинский, друг ее мужа, в «Жалобной песни», или «Эпитафии Софии Олельчиц, княгине Слуцкой, похороненной в Слуцком монастыре в 1612 году», написал такие проникновенные слова:
Звездочка! Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина
Между литовскими славой ярчайшая первая дочь!
Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?
Сила какая, нагрянув нежданно, тебя унесла?
Соломон Рысинский был убежденным протестантом, но и его поразила смерть праведной княгини Софии во цвете лет.
Януш Радзивилл сохранил верность данным супруге обещаниям, впоследствии закрепив их и в своем завещании: «Церкви и монастыри религии старорусской во владениях моих по-прежнему должны сохраняться и потомки должны следить, чтобы не произошло в том никакой перемены...». По этому завещанию несколько поколений Радзивиллов не вмешивались в религиозную жизнь Слуцкого княжества и не пытались силой насадить здесь католичество - эти земли на территории современной Белоруссии на протяжении многих лет оставались владениями княгини Софии Слуцкой, которая почитается как покровительница будущих матерей.
Газета «Православная вера» № 6 (530)
Ольга Клюкинаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pravednaya-i-naveki-molodaya-sofiya-sluckaya