О первой чешской святой, женщине, ставшей для своего народа примером истинной веры, - княгине-мученице Людмиле Чешской (память ее совершается 29 сентября) - рассказывает наш постоянный автор - писательница Ольга Клюкина.
Святая Людмила Чешская была дочерью одного из князей славянского племени пшованы, обитавшего в начале IX века в центральной части современной Чехии. Название племени «пшованы» произошло от древнегреческого слова «пше» - пшеница. В том месте, где река Влтава впадает в Эльбу, стоял небольшой город-крепость Пшов, где жила семья князя Славибора, отца Людмилы. Теперь на этом холме находится чешский город Мельник, в названии которого сохранилась память об окрестных полях, многочисленных мельницах и амбарах, наполненных пшеницей.
Когда Людмиле исполнилось четырнадцать лет, ее выдали замуж за князя соседних земель Боривоя (Борживоя). После свадьбы Людмила переехала к мужу в главный город его княжества Вышеград, построенный на высоком берегу реки Влтавы.
Земли князя Боривоя в то время входили в состав Великоморавского союза-государства, поэтому муж Людмилы находился в подчинении у князя Великой Моравии, Святополка. Известно, что в 870 году князь Боривой участвовал в сражении с королем Восточно-франкского королевства Людовиком II на стороне князя Святополка, проявив в том бою рыцарскую доблесть. Вскоре после битвы с франками Святополк признал Боривоя князем всех чехов.
Однажды князь Святополк вызвал Боривоя в свою резиденцию (в городе Нитре или Велеграде), но во время пира не посадил как обычно рядом с собой за стол, заявив, что христиане (а князь Святополк на тот момент уже принял христианство) не должны сидеть рядом с язычниками. Почему великоморавский князь так поступил? Возможно, он услышал краем уха какой-нибудь рассказ из апостольских времен, когда христиане причащались не в церкви, а за столом во время вечерней трапезы, и по простоте ума перенес это правило и на свои княжеские пиры? Но молодому и честолюбивому князю Боривою хорошо запомнился тот день, когда ему пришлось обедать не среди равных, а в кругу княжеских слуг. Вскоре после этого он явился в Велеград для того, чтобы всем своим домом принять крещение.
Согласно древнечешской «Легенде Кристиана», датируемой концом X века, чешский князь Боривой и княгиня Людмила были крещены при дворе князя Святополка приблизительно в 874 году. Священник, совершавший обряд крещения, обычно в те времена становился для новообращенных их духовным отцом. По легенде, чешских князя и княгиню крестил сам архиепископ Мефодий, просветитель славян.
Вскоре после крещения в помощь христианским правителям в Вышеград отправился Горазд - один из любимых учеников Мефодия, родом из моравян. Согласно чешскому историку Франтишеку Палацкому, подробно изучившему раннесредневековые хроники, первый православный храм в Чехии был построен примерно в 878 году в Вышеграде, как раз в годы княжения Боривоя. Храм был посвящен святому Клименту, папе Римскому, чьи мощи Кирилл и Мефодий чудесным образом обрели в Корсуни, во время хазарской миссии.
В истории Чехии имена князя Боривоя и его супруги Людмилы также связаны со строительством Праги: именно при них начал строиться город-крепость Пражский Град на левом берегу Влтавы. В новом городе тоже был выстроен христианский храм Пресвятой Девы Марии, к неудовольствию упорных язычников. Многие старейшины чехов по-прежнему поклонялись Перуну, покровителю домашних животных Велесу, деревьям, камням и всевозможным идолам.
Примерно в 884 году в Вышеграде против Боривоя было поднято восстание, возглавляемое его родственником язычником Строймиром.
Князю Боривою с супругой Людмилой и двумя малолетними сыновьями пришлось бежать в Моравию. С помощью великоморавского князя Святополка Боривою удалось быстро подавить бунт и вернуться в свое княжество.
Муж Людмилы умер в 894 году от ран, полученных в сражениях. После его смерти 29-летняя княгиня Людмила взяла на себя управление княжеством до того времени, пока ее старший сын не достигнет совершеннолетия. У Боривоя с княгиней Людмилой было два сына - Спытигнев и Вратислав, которых отец воспитал как доблестных воинов.
Княгиня Людмила Чешская - первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках. По свидетельству ряда документов, она была хорошо образованна: знала греческий язык и латынь, владела славянской грамотой. Ее правление характеризуется как разумное и мудрое. Рано оставшись вдовой, княгиня Людмила заботились о вдовах, стариках и сиротах, не жалела средств на выкуп пленных соотечественников - в то время это был один из распространенных способов благотворительности.
Когда князем чехов стал старший сын Людмилы, Спытигнев, княжеская резиденция была перенесена в Пражский Град на левый берег Влтавы. К тому времени новый город был достроен и стал столичным.
Князь Спытигнев был храбрым и удачливым правителем, заставившим многих соседей считаться с чехами. Старший сын Людмилы погиб в 915 году на поле боя, когда Великая Моравия воевала с мадьярами (венграми).
После его гибели правление княжеством принял младший сын княгини Людмилы, Вратислав. В жены он взял дочь князя Браниборо-Стодеранского Драгомиру - привез ее из языческих земель. Перед свадьбой Драгомира согласились принять христианство, но по своему существу осталась язычницей. Властная и жестокая невестка с первых дней возненавидела Людмилу - «старая княгиня» была уважаема в народе, что вызывало ревность в молодой женщине.
В 921 году младший сын Людмилы, князь Вратислав, погиб в сражении с венграми и был похоронен с почестями в построенном им храме святого Георгия в Пражском Граде. Вратислав словно предчувствовал, что может не вернуться живым из той битвы с мадьярами. Перед тем как отправиться на войну, он в присутствии вельмож объявил наследником своего старшего сына Вячеслава.
Вячеславу было всего тринадцать лет, когда погиб его отец, и до совершеннолетия его регентом стала Драгомира. Больше всего она опасалась, что народ захочет вернуть на княжество Людмилу, она не верила, что княгине-христианке не нужны ни власть, ни богатство.
После смерти сына Людмила уехала подальше от Праги и поселилась в маленьком тихом городке Течине (Тетине), но ненависть Драгомиры настигла ее и там. Невестка послала из Праги в Течин двух бояр, которые подкупом нашли помощников и организовали убийство княгини. Людмиле Чешской на тот момент было около шестидесяти лет.
В ночь с 15 на 16 сентября 921 года убийцы окружили дом, разломали двери и ворвались в покои княгини Людмилы. «Так ли помните благодеяния мои?» - воскликнула она, по-видимому, узнав в боярах кого-то из пражских знакомых.
По преданию, когда княгиня Людмила поняла, что убийцы собираются ее задушить, она стала их умолять: «Лучше поразите меня мечом, чтобы по примеру мучеников пролилась кровь моя», но они ее не послушали.
В качестве орудия убийства бояре использовали вуаль княгини, которая на средневековых изображениях стала ее символом.
Людмилу Чешскую похоронили возле городской стены. Господь прославил место погребения Своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия на Пражском Граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела, и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в соборе святого Вита в Градчанах - главном храме Чехии, построенном внуком святой Людмилы - Вацлавом.
Судьба княгини Людмилы Чешской в чем-то перекликается с жизнью русской княгини Ольги, воспитавшей внука Владимира - крестителя Руси. Свою веру в Бога и знания княгиня сумела передать любимому старшему внуку - Вячеславу (Вацлаву) Чешскому, который стал великим правителем Чехии, много сделавшим для христианского просвещения своего народа и прославленным в лике святых.
Княгиня Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka českй země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. В конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 17 (541)
Ольга Клюкинаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyudmila-znachit-lyudyam-milaya