Три судьбы

0
196
Время на чтение 6 минут
"Кто это?", "Что за новый батюшка?" - шепотом разносились по церкви удивленные вопросы.

Поздняя обедня еще не началась, и настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Димитрий Полохов в то воскресное утро ходил по церкви с незнакомым священником, что-то показывал, объяснял...

Не прошло и пяти минут, как все прихожане уже знали, что высокий, седовласый и какой-то нездешний на вид батюшка - это отец Андрей Папков - внук одного из первых настоятелей Казанской церкви, который приехал "аж из Америки" и привез в дар храму необычную икону.

А теперь обо всем по порядку.


Церковь в Солдатской слободке. Дед

Протоиерей Александр Папков был одним из первых настоятелей Ново-Казанского храма, как в начале двадцатого века называли эту церковь на Большой Сергиевской улице (сейчас улица Чернышевского) в Солдатской слободке.

В то время в Саратове существовал еще один - древнейший - храм в честь Казанской иконы Божией Матери, который после революции был разрушен до основания (в настоящее время на Музейной площади сохранилось лишь одно здание, некогда входившее в церковный ансамбль).

Новая церковь строилась всем миром, при активном содействии Его Преосвященства епископа Гермогена (Долганева), сильно обеспокоенного "тревожным настроением умов", особенно среди заводского населения в кипучей Солдатской слободке.

В воскресенье 16 октября 1905 года владыка Гермоген освятил новый Казанский храм, подчеркнув в своей речи: "Как дорого видеть, когда не земные интересы, выгоды и расчеты занимают верующих, а заботы о душе и вечном спасении. Особенно - в такое тяжелое, смутное для христианской веры время..."

В архивных документах сохранилось имя священника Александра Папкова, который был настоятелем Ново-Казанского храма до 1914 года и с огромным рвением занимался его внутренним благоустройством. Именно при нем был заказан в Италии иконостас из фарфора с позолотой, украшенный "воздушными" орнаментами, на который приезжали полюбоваться жители со всех концов Саратова.

О том, как сложилась дальнейшая судьба этого священника, нам рассказал его внук: "...В 1914 году протоиерей Александр Папков был назначен в Митрофановский храм (от редакции: церковь во имя святителя Митрофана была построена в Саратове в 1838 году, находилась напротив кинотеатра "Победа", в настоящее время от нее осталось лишь одно строение, к котором долгое время располагалась кафедра микрохирургии медицинского университета) и служил в нем до того времени, когда после революции храм был закрыт, а потом и вовсе разрушен. Начались аресты, преследование священнослужителей, мой дед тоже пережил много скорбей и трудностей. Но Господь сохранил его, и в 1938 году он скончался дома, в возрасте примерно шестидесяти пяти лет.

Конечно, к этому времени у него было полностью разрушено здоровье. Ведь он почти полгода просидел в камере смертников, несколько раз его водили на расстрел. Большевики придумали изощренное издевательство: из группы смертников, сидящих в общей камере, каждый вечер несколько человек вызывали без вещей. Приводят, ставят к стенке, а потом начинают глумиться: кого-то отправляют обратно в камеру, а несколько человек расстреливают, так что никто не знал, когда придет его черед. После такой моральной пытки и тяжких физических испытаний мой дед вернулся домой уже очень больным человеком. Но он ни от кого не скрывал своей веры, не примкнул ни к каким обновленцам и до конца оставался верен Православию".

Несомненно, что протоиерей Александр Папков не мог не знать и о том, что в конце 30-х годов его гордость - уникальный фарфоровый иконостас в Ново-Казанском храме - посланцы новой власти кувалдами и ломами разбили на куски, колокольню разрушили.

Но само здание церкви все-таки чудом уцелело. Изуродовав его до неузнаваемости, наставив внутри перегородок, на долгие годы в бывшей церкви разместили детский сад N 20 расположенного напротив Болтозаклепочного завода.

Икона новомучеников российских. Отец

У протоиерея Александра Папкова, женатого на дочери священника - Анне Хрисанфовне Преображенской, было пять сыновей и две дочери. Старшие сыновья поступили учиться в семинарию на казенный счет, но один из них с ранних лет чувствовал в себе призвание к искусству.

Николай Папков после революции закончил в Саратове художественную школу, несколько лет занимался в художественных студиях и затем уехал продолжать образование в Ленинград. Он мечтал о привилегированном архитектурном факультете, но в 30-е годы уже считался сыном "врага народа" - священника, многие пути для него были закрыты. Каким-то образом он все же поступил в Ленинградскую школу поощрения художеств, где занимались по программе императорской Академии художеств, и свое художественное образование продолжил в частной студии известного художника Александра Савинова.

Но вскоре Николай был призван на Финскую войну, где чудом выжил, а уже в 1941 году пошел на фронт Великой Отечественной войны. Под Гатчиной он попал в плен, несколько лет провел среди смертников за колючей проволокой и в конце войны волею судьбы оказался в Мюнхене.

В Россию он больше не вернулся, но до конца дней считал себя русским художником-иконописцем: писал иконы, расписывал православные храмы.

В 1956 году семья эмигрировала из Европы в Америку, где Николай Папков получил заказ делать роспись храма во имя преподобного Серафима Саровского в Ново-Дивеево - женском монастыре недалеко от Нью-Йорка.

В начале восьмидесятых годов Николай Папков написал свою первую икону, посвященную новомученикам российским. Наверняка его рукой двигала и память об отце, похороненном на Воскресенском кладбище Саратова, и о многих других людях, претерпевших в годы советской власти страшные гонения за веру.

Один их фрагментов этой необычной иконы, больше напоминающей живописное историческое полотно, рассказывает о мученической кончине владыки Гермогена (Долганева), впоследствии епископа Тобольского и всея Сибири, которого 16 (29) июня 1918 года большевики утопили в реке Туре.

1 ноября 1981 года владыка Гермоген был канонизирован как священномученик Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году он, как и многие другие люди, изображенные на иконе, был причислен к лику святых.

Но долгое время икона, написанная по велению сердца Николаем Папковым, считалась за границей чуть ли не единственной, посвященной российским новомученикам: ее репродукции печатались во многих патриотических газетах и журналах, на нее специально приезжали посмотреть православные люди из разных городов.

Разве не промыслительно, что теперь эта икона навсегда останется в саратовском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, который сто лет назад освятил священномученик Гермоген и где служил отец прославленного иконописца?

Этот бесценный подарок к столетию храма привез из Америки внук художника - православный священник Андрей Папков.

Судьбоносный октябрь. Внук

Андрей Папков родился в Мюнхене, где его родители считались "перемещенными лицами" - людьми без гражданства. После войны многие русские эмигранты старались держаться общинами вокруг православных храмов, и маленький Андрей тоже воспитывался при храме.

Он с детства знал, что его дед и прадед были священниками. В семье хранилась память еще об одном родственнике по линии бабушки - епископе Можайском, викарии Московской епархии Василии (Преображенском), который в предреволюционные годы жил на покое у родственников в Саратове.

После окончания средней школы Андрей Папков поступил в Америке в православную Свято-Троицкую семинарию и с этого времени посвятил всю свою жизнь служению Церкви.

В настоящее время протоиерей Андрей Папков служит в кафедральном соборе в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго, много занимается церковным певческим делом (он окончил также и консерваторию).

По "музыкальной линии" он однажды и познакомился с руководителем Губернского театра хоровой музыки Людмилой Алексеевной Лицовой, которая помогла ему разыскать саратовских родственников. Десять лет назад отец Андрей впервые побывал в Саратове, отслужил панихиду на могиле деда на Воскресенском кладбище - к счастью, она сохранилась и окружена заботой родных.

Лишь в конце 1994 года здание храма в честь Казанской иконы Божией Матери было возвращено Саратовской епархии и вновь освящено, и в тот, самый первый, его приезд стояло еще в руинах.

Воскресный день 2 октября 2005 года, когда протоиерей Андрей Папков привез в дар "дедовскому" храму отцовскую икону, он считает судьбоносным в своей жизни.

Обращаясь к прихожанам после молебна новомученикам и исповедникам российским, он признался, что не может найти слов, чтобы выразить всю глубину своих чувств: увидеть родной храм восстановленным после десятилетий запустения, молиться на том же самом месте, где когда-то нес служение его дед...

"Меня до глубины души поразили то тепло и любовь, которые я ощутил в Казанском храме. Я увидел лица новых прихожан, много детей... Какие искренние, непосредственные люди!" - признался отец Андрей.

Его подарок стал началом празднования столетия со дня освящения церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, которое епархия будет отмечать уже совсем скоро - 29 октября нынешнего года.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/86.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Клюкина
Все статьи Ольга Клюкина
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06