Одесский храм Казанской иконы Богородицы на улице Московской

0
450
Время на чтение 6 минут

Ноябрь вполне можно назвать месяцем Казанской иконы Пресвятой Богородицы. 4 ноября отмечается и День народного единства - праздник, имеющий сегодня особый смысл.

В Одессе на Пересыпи стоит храм Казанской иконы Богородицы. Стоит на бывшей улице Московской. Ее переименовали в 90-х годах. Глупость, конечно, но как же в одном из городов независимой Украины будет оставаться Московская улица.

Наверное, так рассуждали национал-чиновники, получившие эту самую независимость как манну небесную. Гораздо патриотичнее им показалось название этой улицы - улица Черноморского казачества. И невдомек, что Московская улица - это не пережиток советской эпохи, а отголосок исторического наименования Московского тракта, дороги, проложенной еще до основания Одессы, а Черноморское казачество - это не свидомые ряженые клоуны, а потомки тех самых запорожских казаков, которых Екатерина Великая переселила на Кубань, ныне стоящих на страже рубежей Русского мира.

Пересыпь - знаменитый одесский рабочий район, известный практически всем благодаря песне Марка Бернеса из кинофильма «Два бойца»:

Я вам не скажу за всю Одессу Вся Одесса очень велика, Но и Молдаванка и Пересыпь Обожают Костю-моряка.

Пересыпь была промышленным сердцем города, разместившаяся на огромной песчаной косе, отделяющей Куяльницкий и Хаджибеевский лиманы от Черного моря. В советское время здесь располагалось 11 крупнейших заводов и промышленных предприятий, инфраструктура Одесского морского порта, мощные транспортные развязки. Сегодня промышленная зона Пересыпи - пристанище предприятий разного уровня бизнеса. Ввиду удаленности от центра, цены за аренду достаточно приемлемые, да и транспортные пути - железнодорожные и автомобильные - сохранились, а близость порта также привлекательна для деловых людей.

В то же время Пересыпь - это и жилой район с ветхими, унылого вида домами начала и середины ХХ века, часто подтопляемый во время дождей, т.к. находится в низине, а состояние ливневой канализации оставляет желать много лучшего. Это один из наиболее криминогенных районов Одессы. Многие из местных жителей и не подозревают, что история Пересыпи древнее Одессы. Некогда она была морским дном, впрочем, выходящим на поверхность узкими заливами, впоследствии ставшими знаменитыми одесскими лиманами: Хаджибеевским и Куяльником. Еще в средние века здесь образовывались казачьи хутора, по этой песчаной косе пролегали торговые пути, отсюда и название - Московский тракт, предполагающий направление и конечный пункт пути.

Если в советское время Пересыпь была промышленным районом, то сегодня - это некий транспортный перешеек, соединяющий центр Одессы с самым густонаселенным микрорайоном - поселком Котовский. Большинство пассажиров городского транспорта преодолевает неблизкий путь по неуютному району, стараясь не смотреть в окна, уткнувшись в гаджеты.

Но в самом начале столь безрадостного пути, в непосредственной близости от сумрачного Пересыпьского моста сияет куполами и небесной голубизной фасада храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Вот так и в тяжкой суете наших будней, в трудах и заботах, а сегодня и во мгле братоубийственного противостояния на Донбассе путеводной свечей указывает путь в мир бесконечной радости, небесного благополучия и вечной любви храм Божий.

Одесский храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы

А церковь на Пересыпи и внешний вид имеет схожий со свечей. Построена она была на средства прихожан и освящена 21 ноября 1846 года, первоначально имела два престола: в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Спустя почти 50 лет, в 1895 году, храм был значительно расширен. Также на средства прихожан.

Что же за люди были эти первые прихожане одесского храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы? Основной костяк общины составляло казачество, они и сегодня считают его своим. Конечно же, купцы и мещане - местная элита, наиболее состоятельные жители этой рабочей окраины. Однако люди эти были, по всей видимости, образованные. Для того чтобы и дети росли образованными и благочестивыми, в 1888 году общиной была открыта при храме одноклассная церковно-приходская школа, а в 1897 году образовано приходское попечительство. В Русской Православной Церкви приходские попечительства начали организовывать в 1864 году, их цель - забота о благоустройстве и благосостоянии церкви и ее служителей, причем не только священников. Организация начального обучения детей, а также благотворительных мероприятий на приходе. Причем осуществлялось все это на добровольные пожертвования прихожан и других желающих, а согласовывались действия на общем собрании.

Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Фото

В суровом ХХ веке Казанский храм Одессы постигла судьба практически всех русских обителей. Худо-бедно просуществовав после революции 1917 года до 30-х годов, он был закрыт. Те годы характерны индустриализацией, и Пересыпь активно развивалась как промышленная зона.

Но пришли новые испытания. Началась Великая Отечественная война. Прихожане храма Казанской иконы Божией Матери рассказали корреспонденту местного телеканала «Глас» такую чудесную историю тех лет: на крышу закрытого храма упала зажигательная бомба, бывший настоятель, дежуривший здесь, перекрестил ее и тем самым обезвредил. Снова потянулись богомольцы - в основном женщины и дети - молить о Небесной помощи мужьям, сыновьям, отцам, братьям в великой войне со страшным врагом, чтобы вернулись они живыми и с победой. Ведь именно через этот - Казанский - образ Царицы Небесной подается особо благодатная помощь в годы войн и нападений иноплеменных захватчиков. И мы победили!

Однако скорбная история одесского храма на Пересыпи продолжилась в 60-е годы, когда он был превращен в мебельный магазин, торгующий продукцией Одесской мебельной фабрики. Храм закрыли, а название улицы, на котором он располагался, осталось историческим - Московская.

В 1991 году храм Казанской иконы Пречистой Девы по многочисленным просьбам одесситов вновь открыли.

В 1996 году митрополит Агафангел совершил новое освящение храма, теперь имеющего только один престол в честь Казанской иконы Богородицы. Возрождение святыни проходило непросто - только в 2004 году владыка освятил кресты для купола и колокола, а в 2008 - новый иконостас.

Заметим, что святыни храма хранились в семьях бывших прихожан. Так были сохранены Распятие Спасителя, иконы Пресвятой Богородицы, в том числе и Казанская, а также преподобного Серафима Саровского.

Особая история - это хранение местночтимой чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный источник на камне» у благочестивой старицы инокини Пантелеимоны, к которой в советские годы на дом приезжали многочисленные паломники для того, чтобы испросить помощи у Царицы Неба и земли через этот уникальный образ.

Он и сегодня является главной святыней храма. Именно с этим образом, который весит 12 кг, по благословению митрополита Агафангела еженедельно в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении 10 лет совершается Крестный ход вокруг Одессы, собирающий сотни богомольцев. Еще одной одесской благочестивой традицией, берущей начало из храма Казанской иконы Богородицы на Пересыпи, стал крестный ход вокруг Одессы, совершаемый в новогоднюю ночь. И собирающей многочисленных желающих именно таким образом отметить новолетие.

По многолетней традиции митрополит Агафангел возглавляет праздничные богослужения во дни празднований в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в храме на Пересыпи.

Так было и 4 ноября этого года. После Божественной литургии, прошедшей в переполненном богомольцами храме, также традиционно был совершен крестный ход, во время которого митрополит Агафангел окропил многочисленных верующих святой водой. В своем архипастырском слове владыка поздравил прихожан с храмовым праздником и рассказал об истории Казанской иконы Божией Матери.

Так отметили церковный праздник и День народного единства благочестивые одесситы, собравшись в храме иконы, ставшей символом возрождения Русской государственности, победы над иноверным и иноплеменным врагом, силы которого многократно превосходили народное ополчение. Тогда по милости Божией и заступничеству Его Пречистой Матери была преодолена Смута. Верим, что и новая смута, постигшая нас ныне, также будет преодолена: невозможное человекам, все возможно Богу - говорили Святые Отцы. И вновь Московским трактом соединятся одесский храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы на Пересыпи и тот, что на Красной площади.

http://odnarodyna.com.ua/content/odesskiy-hram-kazanskoy-ikony-bogorodicy-na-ulice-moskovskoy
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Последние комментарии