«Забытые алтари». Так называется очередной миссионерский совместный медиапроект Одесской епархии УПЦ МП и телекомпании «Глас». Согласно православному преданию, у алтаря каждого храма незримо предстоит Ангел Господень. Он - вечный хранитель алтаря, даже если сам храм разрушен.
Всемирно известный врач и ученый, а также неустрашимый христианин академик В.П. Филатов на собственные средства построил знаменитый фонтан на Соборной площади в Одессе на месте алтаря взорванного Спасо-Преображенского собора, чтобы уберечь святое место от поругания. И когда собор начали восстанавливать, было решено сохранить этот фонтан как дань памяти как академику Филатову, так и тому времени, и людям, бесстрашно сохранившим веру в более чем непростое время.
Авторы проекта «Забытые алтари» отмечают, что в Одессе до сих пор много «разрушенных и не восстановленных храмов - этих немых памятников, которые могут послужить ныне живущим для напоминания о том, куда приводит нравственное и духовное падение одного человека, а вслед за ним и всей страны».
На сегодняшний день в эфир вышло восемь телевизионных очерков. Над ними в тесном соавторстве работают молодой священник Константин Бацуев и архивариус по призванию Александр Чилей. Каждая программа - это не только рассказ о забытом храме, но и история святого, в честь которого он был назван и освящен, а также настоящее краеведческое исследование района, улицы и самого места расположения, казалось бы, навсегда утраченной святыни.
Мало того, в результате такой работы из небытия восстают позабытые люди: священники, благотворители, прихожане. Зритель становится свидетелем их жизни, полной самого настоящего, христианского, подвига. А еще получает душеполезное поучение. Не смотря на прошедшие годы и даже столетия со времени событий, которым посвящена передача. И все это на протяжении 10, максимум 15 минут. Безусловно, каждый человек, считающий себя православным христианином, может выкроить такие короткие промежутки времени в плотном графике современной жизни, исполненной суеты.
Благодаря работе отца Константина Бацуева и Александра Чилея незримо воссоздаются не существующие ныне храмы. Безусловно, теперь их алтари не забыты. Мы расскажем о некоторых из них.
+ + +
Наверное, нет русского человека, который не знал бы о существовании Новоиерусалимского монастыря. В 1656 году подмосковному селу Воскресенское Господь судил стать образом Иерусалима, Святой Земли, до которой так тяжело было добраться паломнику. По стремлению патриарха Никона и указу царя Алексея Михайловича на берегах реки Истры должны были построить точный аналог святых мест далекой Палестины. С русским Иорданом, своими Вифлеемом с пещерой Рождества Христова, горами Фавор и Ермон, Вифанией и Иосафатовой долиной. И, конечно же, Иерусалимом. Здешний Воскресенский собор - это точная копия храма Воскресения Христова, известного также в западной традиции как храм Гроба Господня - место спасительных Страстей и Воскресения Христовых. Монастырь был разрушен немцами в декабре 1942 года. Восстановление комплекса началось сразу после освобождения территории от оккупантов. Масштабные реставрационные работы начались в 1990-е годы. Планируется, что закончатся они в 2016 году.
Но практически никто не знает о том, что и в Одессе начинали возведение местного аналога Святой Земли. Сегодня район, именуемый «Два столба», менее всего напоминает святыню. До революции 1917 года здесь был полицейский пост, установленный для контроля над въездом в город. Со временем от него остались только столбы, а теперь и тех уже нет. Но название осталось, как и ощущение заброшенной окраины. В конце XIX века район «Два столба» был очень уютным отдаленным от городской суеты местом, здесь располагалась архиерейская дача - летний дом с храмом в честь Семи мучеников Херсонесских. Именно здесь и было решено устроить Одесскую Палестину - местный вариант подмосковного Нового Иерусалима. Масштабное строительство продолжалось вплоть до 20-х годов ХХ века. Но этот замечательный проект так и не был завершен. Старинная итальянская черепица на крыше одного из сохранившихся до сегодняшнего времени домов - единственное, что осталось от одесской копии Святой Земли.
+ + +
Святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец, пожалуй, самый любимый русскими людьми святой. Ему построено множество храмов. Один из них располагался в одесском предместье, сегодня, увы, также превратившемся в неуютную и заброшенную окраину. Первые поселения здесь появились в начале XIX века, их назвали слободками. Сегодня - это Жеваховский поселок, названный так по причине нахождения на Жеваховой горе. Также его называют поселок Большевик, по имени близлежащего завода. В первой половине ХХ века это промышленный район, среди предприятий, находившихся здесь, самым мощным был завод Викандера и Ларсона, к которому даже была проведена специальная железнодорожная линия. В советское время он получил имя «Большевик» и оставался промышленным гигантом до переломных 90-х годов.
Сегодня многочисленные заброшенные корпуса превратились в руины, пришел в запустение и сам поселок. А на месте храма Святителя Николая в 50-х годах выросли барачного типа дома. «История хранит такие случаи, когда храмы были переоборудованы и использовались не по назначению, - говорят авторы очередной серии «Забытых алтарей», - однако этот храм не вошел в этот список, и было принято решение о его ликвидации»...
+ + +
Совсем другая судьба постигла то место, где ранее располагался Свято-Архангело-Михайловский храм при приюте для мальчиков. Построен был этот комплекс, включавший и церковно-приходскую школу, на средства купца Михаила Романовича Гладкова, дело которого продолжила супруга Наталья Петровна. Оба они были выходцами из очень бедных семей и потому были поразительно отзывчивы к чужой, особенно детской, беде. Их благочестивую семью посетило горе - умерла малолетняя единственная дочь, но супруги не замкнулись в своем горе. «Кроме того, имея финансовые средства, они не стали искать утешения для себя после такой трагедии в роскоши и путешествиях по всему миру, упиваясь мыслью о том, какие они несчастные, - говорят авторы серии «Забытых алтарей», - нет, наоборот, они стали смотреть на мир еще шире и осознали, что в мире, кроме их скорби, есть еще множество несчастных, жизнь которых несравненно тяжелее». Примечательно, что сам М.Р. Гладков был настолько тихим и незаметным при всем своем гигантском состоянии, а занимался он торговлей зерном, что не осталось ни одного портрета или какого-либо изображения этого благотворителя. Построенный в конце XIX века приют для мальчиков располагался за Свято-Архангело-Михайловским женским монастырем на территории нынешнего парка Шевченко. Бурные события начала ХХ века не обошли и этот детский благотворительный комплекс. И приют, и школа, и храм были разрушены. Ныне на их месте расположено консульство Республики Польша и дома повышенной комфортности: район-то элитный. Утешает и авторов передачи, и нас только то, что за оградой все же виднеется часовня, построенная для новых жильцов...
+ + +
Кто не знает об одесском Привозе? Но в городе есть не менее известный Новый рынок, именуемый в Одессе как базар. Возле него 27 сентября 1847 года был освящен прекрасный пятикупольный Сретенский храм с тремя престолами. Он был сословным, т.е. построенным для торговцев и мещан. Для детей была создана церковно-приходская школа, причем с ремесленным уклоном, т.е. вместе с грамотой обучали еще и профессии. Однако в 30-е годы ХХ века Сретенская церковь попала в число малоценных храмов и была взорвана. Но память о разрушенном храме жива. Ему посвящена страничка на сайте «Нового базара». А в крытых корпусах, освященных еще священниками Сретенского храма, присутствуют изображения уничтоженной святыни.
И закончить наш выборочный обзор мы хотим рассказом о самом старом одесском храме. Приход Покровской церкви был основан в 1799 году, практически одновременно с городом. 6 октября 1822 года был освящен и сам храм. Его приход отличался особой мощностью и традициями. Одной из них являлся крестный ход, устраиваемый на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, во главе которого несли икону с частицей мощей святителя Митрофана Воронежского - дар Антонина Смирницкого, сомолитвенника преподобного Серафима Саровского. В 1932 году храм закрыли и впоследствии взорвали. Сегодня на его месте - на углу Александровского проспекта и ул. Жуковского - находится известная в городе гимназия № 1 имени А.П.Быстриной. Но сохранились и исторические постройки, в которых некогда располагалось женское приходское училище, а ныне - музыкальная школа.
Мудрая поговорка гласит: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». Трудно не согласиться, как и со следующими словами авторов цикла «Забытые алтари»: «Как показывает история: внешние войны, внутренние гражданские войны и, вообще, всякое пролитие крови и смерть - это та самая низкая ступень, которая может хоть как-то отрезвить человеческие души от греха, помочь осознать его вред и бессмысленность и сделать человека настоящим христианином. Дойти ли до этой последней ступени или нет, одуматься по-хорошему или через вынужденные страдания по-плохому - это зависит уже от нас»...
http://odnarodyna.org/node/33714