Сегодня в Москве открылся съезд православной молодежи. С какими надеждами Вы приехали на него?
- Наша делегация небольшая - четыре человека, это наш епархиальный молодежный актив. Главное для нас, конечно, это возможность обмена живым практическим опытом с представителями других епархий, занимающихся молодежной работой.
Съезд в этом году очень представительный, поскольку имеет международный формат и участие в нем принимают зарубежные гости, в том числе представители Русской Зарубежной Церкви. Ее опыт, как представляется, особенно ценен, поскольку именно в РПЦЗ работа с молодежью исторически была поставлена очень хорошо - для русской эмиграции это во многом было залогом сохранения религиозной и национальной идентичности следующего поколения.
Да и в целом хотелось бы знать, какие формы и методы молодежной работы востребованы и эффективны в разных регионах страны.
В первый день съезда состоится встреча со Святейшим Патриархом Кириллом, и мы очень ждем ее. Для нас - жителей самого удаленного от центра региона России - важно непосредственно слышать слово Предстоятеля нашей Церкви, его пожелания и напутствия, задающие вектор нашей деятельности.
Современную православную молодежь часто обвиняют в пассивности, в том, что посиделки с чаем и беседы она воспринимает более охотно, чем практическую реальную работу. Вы согласны с этим?
- Я убежден, что посиделки с чаем и беседы - это вполне естественный и органичный формат молодежной работы. Ведь важно, что эти ребята пьют при храме чай вместе с верующими сверстниками, общаясь священником, а не употребляют какие-то другие напитки в подворотне и в сомнительной компании. Во время этих бесед возникает доверительная дружеская атмосфера, формируется среда общения для молодых людей, завязываются знакомства, которые, может быть, с ними останутся на всю жизнь.
У нас сложилось какое-то не совсем правильное представление о том, что православная молодежь, свидетельствуя о своей активной христианской позиции, непременно должна заниматься всем и сразу: и листовки на улицах раздавать, и противоабортные акции проводить, и в спортивных мероприятиях участвовать, и детские дома посещать, и в больницах за пациентами ухаживать. Это не так. Далеко не все готовы и могут ходить в тюрьмы и больницы. Для кого-то это просто неполезно.
Сейчас существует много разнообразных светских волонтерских сообществ, общественных организаций и фондов, пекущихся о социально незащищенных людях. Молодые люди, которые хотят участвовать в таком деятельном служении, могут обращаться в эти организации. И это, пожалуй, будет даже правильнее: оказавшись среди представителей других конфессий или, возможно, даже безрелигиозных людей, они смогут показать добрый пример христианского отношения к ближним.
Повторюсь, не стоит сводить всю работу с православной молодежью к активной социальной деятельности, делать из наших православных организаций бюро добрых услуг. Общество ждет от Церкви совсем не этого. Если говорить о молодежи, то дело Церкви - задать нравственные ориентиры, найти верные слова для того, чтобы объяснить, где ложь, а где Истина, научить различать добро и зло.
Современные молодые люди часто обделены серьезным глубоким общением. К сожалению, ни родители, ни учителя не имеют времени или просто не способны вести с ребятами долгие разговоры о действительно важных предметах, давать ответы на вопросы, возникающие у юного человека, начинающего осмысливать свое место в мире, цель своей жизни. И в этом плане общение со священником, беседы и посиделки при храмах очень значимы: здесь формируется благоприятная среда общения, где человек раскрывается и слово Церкви воспринимается наиболее органично.
Порой звучат опасения, что церковная жизнь отпугивает молодых людей своей серьезностью, необходимостью самопожертвования, к которому они еще не готовы, что для них нужно создавать особые условия - «лайт» версию Православия. Как Вы относитесь к такому утверждению?
- Убежден, что заигрывать с молодежью, ставить во главу угла стремление, прежде всего, развлечь ее, нельзя ни в коем случае. Западные Церкви - католики и протестанты - пошли этим путем, и мы сейчас видим, к чему это привело, как опустели их храмы. Именно поэтому я являюсь противником создания в Церкви каких-то специальных условий для представителей разных молодежных субкультур. Стремясь к духовному попечительству над отдельно взятыми байкерами, рокерами, готами или панками, можно упустить возможность диалога с обычными молодыми людьми, которые составляют 90 процентов наших сограждан.
Церковь - это действительно очень серьезно, это выбор будущего пути. Христианская жизнь, действительно, требует самоотдачи и жертвенности и важно, чтобы человек это сразу осознавал. Пусть он лучше придет в Церковь позже, но осмысленно, чем будет привлечен какими-то внешними формами, не побуждающими задуматься о сути.
Что Вы как пастырь считаете необходимым сделать для того, чтобы православная молодежь, живущая на острове, ощущала свое единство со сверстниками на материке?
- Во-первых, сегодня, в эпоху повсеместного распространения интернета, расстояния не являются помехой для общения. Наша молодежь активно пользуется социальными сетями, знакомится с источниками информации на церковных сайтах, поэтому она в курсе всего происходящего в Церкви и живо откликается на каждое значимое событие.
Во-вторых, конечно, огромное значение для укоренения в православной традиции имеет соприкосновение со святынями, посещение святых мест. Сахалин в этом отношении небогат, и поэтому мы стремимся по возможности часто посещать святые места центральной России, монастыри и храмы, имеющие многовековую историю, особенно же связанные с историей нашего Отечества. Такие поездки очень ценны; сахалинцы совершают их с огромной радостью и возвращаются домой воодушевленными.
В этом году исполнилось десять лет нашей региональной молодежной организации - братству святого благоверного Александра Невского. Ее задачей изначально было объединение молодых сахалинцев в возрасте от четырнадцати лет, стремящихся больше знать о православной вере, культуре, ценностях, готовых строить свое будущее на тех духовных традициях, которые веками делали Россию подлинно великой державой.
За десять лет через братство прошли сотни людей. В его рамках действует православный исторический клуб, проводятся различные акции и мероприятия - миссионерские, благотворительные, патриотические. В их число входит, например, ежегодный летний лагерь в Дуэ - это место на берегу Татарского пролива, где на остров Сахалин сошел святитель Иннокентий (Вениаминов), будущий митрополит Московский. Делегаты братства посещают молодежный летний лагерь на Селигере, где также общаются со своими сверстниками со всех концов страны.
Главным нашим мероприятием является проведение ежегодного молодежного шествия 4 ноября, в День народного единства. В этих шествиях принимают участие представители власти, наш правящий архиерей владыка Тихон. Именно в этот день, являющийся общим праздником всех жителей России, мы отмечаем как день рождения нашей организации.
Как видите, православный Сахалин, будучи географически удаленным от Москвы, никак не мыслит себя в отрыве от всей страны и живет теми же реалиями, буднями и праздниками, что и вся Россия.
Беседовала Ольга КИРЬЯНОВАhttp://prichod.ru/aktualniye-voprosy/15767/