ЕГЭ - причина суицида в системе образовании России

Бывший СССР  ЕГЭ 
0
313
Время на чтение 6 минут
Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук

«Не надо кошмарить ЕГЭ!» - призывал Андрей Фурсенко после череды коррупционных скандалов, сопровождавших ввод этого экзамена в штатный режим. Недостатки будут устранены при совершенствовании технологии ЕГЭ, обещал новый министр образования Дмитрий Ливанов.

Меры нового руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова по усилению контроля над ЕГЭ и наказания нарушителей привели к кратному росту количества самоубийств среди школьников и всеобщей истерии вокруг единого экзамена. Фактически это означает провал многолетнего эксперимента, который проводил НИУ ВШЭ по постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 с единственной целью: совместить школьный выпускной и вузовский экзамены.

Россия занимает шестое место по числу самоубийств - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Но по частоте подростковых суицидов мы опережаем мир почти в три раза. В Южной Корее наблюдается ежегодный постэкзаменационный всплеск суицидов среди школьников, сдающих ЕГЭ. Считается, что причиной самоубийств служат психические травмы, наносимые ребенку в семье и в школе, в том числе при сдаче ЕГЭ. Признанием угрозы психическому здоровью, исходящей от ЕГЭ, стало решение Департамента образования Москвы организовать в 2014 году предэкзаменационную психологическую подготовку учащихся и судорожные попытки Минобрнауки снять со школьников лишний стресс при возможности пересдать любой предмет в случае, если при первой попытке абитуриент получает неудовлетворительную оценку.

Очевидно, что без знания причин возникновения и времени последействия полученного стресса, принятые во благо меры приводят к противоположным результатам. На перманентность воздействия токсинов вируса ЕГЭ на систему образования указал Святейший Патриарх Кирилл 30 августа с.г. на встрече с участниками I православного форума "От сердца к сердцу».

«Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ - нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу - правильно проставить при тестировании крестики и палочки... Мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования - получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира» - сказал Патриарх Кирилл.

А вот автор и научный руководитель эксперимента с ЕГЭ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в своей статье «С вышки виднее» видит только процедурные недостатки: «Сегодня речь может и должна идти только о том, как совершенствовать процедуры ЕГЭ». Уходит он и от конкретного вопроса, почему студентов «Вышки» так часто отчисляют с первого курса. Не желает он нести ответственность и за суицидальную угрозу своего проекта.

Это высказывание как раз тот случай, когда, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать по «злой воле», не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу - в то время, когда наука, технологии, знание и образование являются главным двигателем развития человеческого общества». Экспертное сообщество неоднократно предупреждало об опасности процедур ЕГЭ для качества образования, жизни и здоровья учащихся. Модели и факторы разрушения образования изложены в ряде публикаций.

Технократизм процедур ЕГЭ в применении к человеко-машинной системе связан с некомпетентностью его творцов не только в психологии и эргономике образования. Суицидальные проявления выходят за рамки психологии и рассматриваются в психиатрии как глубокие церебральные (мозговые) нарушения функций центральной нервной системы человека. Все разговоры о борьбе с человеческим фактором, якобы негативно влияющим на объективность ЕГЭ, свелись к созданию сурдокамеры для экзаменуемых, где психические нагрузки сенсорного голода служат грозным испытанием даже для космонавта.

Напомню: сурдокамера (от лат. Surdus - глухой и камера) - это помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и других исследований, а также тренировок (например, при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей. Конечно же, такое помещение не предназначенное для процедур учебного процесса в школе.

В жесточайших условиях звуковой изоляции даже назойливое жужжание мухи способно довести человека до белого каления. Галлюцинации, некритичное восприятие действительности, неспособность воспринимать убедительные доводы и рекомендации инструктора - не редкость в поведении испытуемых при экспериментах в сурдокамере. К пытке ЕГЭ еще никто не привык. Как и в сурдокамере, здесь можно сойти с ума от напряженной тишины и при ограничении времени на тест, когда даже шорох кажется выстрелом. Когда скучающие учителя и наблюдатели начинают громко разговаривать друг с другом, ходить и мешать ученикам сосредоточиться на тестах ЕГЭ. Раскаты же грома неизменно вызывают обмороки у школьниц. Стресс, полученный при проведении ЕГЭ, аккумулируется с новым витком психического напряжения при ожидании оценки результатов. Зампред Комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина признает, что основные переживания связаны со сроком проверки материалов. "Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через день-два. А сейчас подсчет баллов ведется в течение 8 дней".

Справедливо задать вопрос об импульсе последействия от полученного стресса. Когда и каким образом он проявляется в жизни и оказывает влияние на качество последующей образовательной деятельности человека? К числу известных работ в этой области можно отнести труд французского ученого Поля Абели, который исследовал игровые отношения личности, направленные на саму себя. В этом случае томительное ожидание человек облегчает соревнованием не с соперником, а с самим собой. При уходе в себя он оказывается под гнетом чувства одиночества, провоцирующего суицид и серийные преступления. По ассоциации со стихийным движением ремесленников, бессмысленно уничтожавших в 18 веке оборудование фабрик, якобы несущее им разорение, Абель назвал данный эффект «луддизмом». Жирную точку в дискуссиях о суицидальном последействии ЕГЭ ставит открытие основателя российской патопсихологии и одного из создателей психологического факультета МГУ Блюмы Зейгарник. Получивший ее имя эффект - знаменитая психологическая закономерность, гласит: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных. «Вообще современный мир устроен таким образом, чтобы не оставлять человека наедине с самим собой. Потому что это опасно» - утверждает ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических процессов в странах ШОС. Идея Минобрнауки снять предэкзаменационное волнение за счет возможности пересдать ЕГЭ на практике кратно увеличивает давление на психику школьника от стресса и одиночества, как и вероятность трагедии. Замечу: специфику психологии ЕГЭ законодательство РФ не учитывает. Пункт 10.31 федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья учащихся, утвержденных приказом Минобрнауки № 2106 от 28 декабря 2010 г. устанавливает только продолжительность итоговой аттестации, перерывы между экзаменами и организацию питания учащихся.

О психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ известно давно. Данный феномен подтверждает завуч московской школы № 444 с углубленным изучением математики и информатики Ольга Шадрикова: "Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки". Абсурден допрос в Бутырском райсуде «гордости школы», самого умного в классе «школьного стрелка» Сергея Гордеева, признанного судмедэкспертами невменяемым в момент преступления. В поведении этого «преступника» давно наблюдался суицидальный синдром ЕГЭ. Серийность подобных событий в США подтверждает истину: законы природы неизменно наказывают всех, кто не стремится их познать.

Синдром ЕГЭ, как совокупность признаков болезни, проявил себя задолго до повсеместного распространения пресловутого экзамена С этой болезнью американцы столкнулись полвека назад на боевом дежурстве в подземных командных пунктах ракет "Минитмен-1". Те же проблемы психического свойства, влияющие на боеготовность главного вида Вооруженных сил СССР, возникли пятью годами позже в РВСН. Чтобы решить в кратчайшие сроки эти проблемы к участию в комплексной НИР «Дедукция» были привлечены ведущие отечественные педагоги и психологи, в НИУ Минобороны были сформированы специальные подразделения обитаемости, инженерной психологии и эргономике. Итогом НИР стала практическая апробация положений деятельностного подхода, теории поэтапного формирования умственных действий и трансформационной теории обучения.

Стал очевиден эффект снятия стресса биологической обратной связью, что выражается, например, в почитании подводниками и шахтерами крыс и канареек, попытках космонавтов пронести в сурдокамеру живые цветы. В истории ВМФ известен случай, когда командир АПЛ на несколько часов задержал выход в море, дожидаясь возвращения на борт корабельной крысы. Исследованиями было установлено негативное влияние дефицита биологической обратной связи на качество работы и подготовку специалистов - операторов. На процедуры ЕГЭ возложена задача полного исключения биологической обратной связи в расчете на получение школьником информации через экран компьютера даже в устных экзаменах, для чего требуются специальные навыки оператора. «Главную задачу нам решить удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе» - заявил директор центра образования «Измайлово» Александр Рывкин. Разочаруем коллегу. С водой он выбросил и ребенка. Оценить качество образования под силу только учителю - и никогда ЕГЭ с синдромом суицида.

http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2711&nomer=90

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сергеев
Откуда исходит угроза в образовании?
Психологическая подготовка к ЕГЭ как признание угроз психическому здоровью учащихся
27.04.2014
"Булава" как зеркало проблем ОПК
Что может гарантировать высокое качество вооружений
18.05.2007
Система оружия определяет облик военного флота
А модернизационный запас - долгосрочную перспективу развития
31.03.2007
Почему не летит "Булава"
Системы управления баллистических ракет морского базирования кардинально отличаются от "сухопутных"
19.01.2007
Научная разведка: запас прочности
Информационные векторы задают не реальные замыслы противника, а выстроенная политиками субъективная картина мира
24.11.2006
Все статьи Олег Сергеев
Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
ЕГЭ
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Блюдите убо, како опасно ходите…»
Писательница М.Юденич подняла волну возмущения против Рособрнадзора в связи с использованием в ЕГЭ текста русофобки Алексиевич. А это правда?
01.04.2024
Непонимание, саботаж или откровенное издевательство?
Рособрнадзор разрешил использовать в сочинениях в рамках ЕГЭ содержание фильмов, аниме и комиксов
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29