Годы жизни - 1910-1990
Годы патриаршества - 1971-1990
Будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен вошёл в русскую историю ещё в молодости, ещё будучи простым безвестным иноком Платоном. Как это вышло? С помощью художника Павла Корина. Корин был величайшим русским живописцем ХХ века, лучшую же свою картину, огромное полотно «Русь уходящая», он так и не сумел завершить, но, занимаясь им, до такой степени был водим Духом Святым, что стяжал даже пророческий дар: в числе прочих персонажей он изобразил трёх будущих Патриархов - митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Алексия (Симанского) и - инока Пимена (Извекова). И если о появлении на картине первых двух персонажей ещё можно было говорить как о простом совпадении, то уж юноша-инок мог оказаться рядом с ними только чудом. Так - с чуда - начался церковный путь будущего Патриарха.
Сейчас о нём вспоминают мало. В истории каждого русского Патриарха есть страницы особенно яркие: у Святейшего Тихона - гонения, у Святейшего Сергия - война и примирение с властью, у Святейшего Алексия I - хрущёвщина, у Святейшего Алексия II - Второе крещение Руси... А что было в истории Святейшего Пимена? Как будто ничего. Тишина и неподвижность: картина типичная для того времени - в 70-х и 80-х годах... Та эпоха, которую сейчас называют застоем.
Но ведь на самом деле следует говорить не «застой», а «мир», «покой» - идеал христианской жизни. Мы-то с вами сейчас понимаем: чтобы мутить воду, баламутить болото, большого ума не требуется, а вот содержать в мире что страну, что паству - тут нужен нешуточный государственный талант.
Говорят, в юности иеромонах Пимен не принял «Декларацию» митрополита Сергия, за что и попал в первый раз в лагерь. Но с годами он проникся сергиевой мудростью и, став Предстоятелем, старался не просто не ссориться с властью, но даже дружить с нею. Так, например, Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин (о котором многие говорят как о тайном православном) с большой теплотой отзывался о Святейшем, и тот платил ему тем же. И наоборот: когда Солженицын прислал Патриарху известное своё «Великопостное письмо» - мол, протестуйте! боритесь! возвысьте голос! - Святейший не удостоил ответом именитого диссидента.
Мы сейчас вспоминаем о сорока мирных послевоенных годах как о явном свидетельстве благодати Божией над Россией, - а ведь благодать эта была явлена в ответ на человеческие усилия. И Патриарх Пимен не последнюю скрипку сыграл в советском миротворческом движении - кажется, не было такой мирной конференции в 70-80-е годы, в которой он не принял бы участия. И внутри Церкви он ратовал за покой, сдерживая властною рукою и почитателей инославия, и ревнителей не по разуму.
...Говоря о Святейшем Пимене, нельзя не вспомнить о том, что он воевал. А он воевал, да ещё как! И что особенно интересно: будучи монахом, отсидев в лагере, он, тем не менее, попал на фронт, да ещё и стал старшим лейтенантом Красной Армии. Где ещё такое видано: монах - и старший лейтенант!.. Ему не повезло: почти вся его война прошла возле Харькова, в тех гибельных, неудачных боях, которые никому славы не принесли, - там он был тяжело ранен, попал в госпиталь, а затем его комиссовали... О службе офицера-иеромонаха рассказывают много легенд - теперь не знаешь, чему и верить. Говорили, что по его молитвам полк выходил из окружения. Говорили, что отцу Пимену являлась на фронте Сама Матерь Божия. Кто знает? Сам он очень не любил рассказывать о себе. Но вот случай, записанный с его собственных слов. Однажды послали лейтенанта Извекова с донесением к командованию. Он сел на лошадь и тронулся в путь. Кличка у лошади была необычная - Судьба. Отец Пимен решил полностью довериться этой Судьбе и отпустил поводья - едет шагом, читает про себя молитвы... Прибыл благополучно в штаб, там его спрашивают: «Какой дорогой следовали?» - «Через лес...» А в ответ смеются: «Такого быть не может! В лесу всё заминировано, там и тропинки безопасной нет!» Выходит, вывезла Судьба.
Тут, как на ладони, виден весь жизненный путь Святейшего: потихоньку, шагом, углубясь в молитву, - да по минному полю, где никто бы пройти не смог!
Каким он запомнился своей пастве? Спокойным и властным, без тени показного фанатизма, но с уверенной твёрдостью во взгляде. Вспоминают о том, каким великим молитвенником он был, даже говорят, что главная его деятельность на посту Патриарха заключалась не столько в явных глазу делах, сколько в тайной и сугубой молитве. Вспоминают богослужения с его участием: как он читал, отчётливо произнося каждое слово, - да не просто отчётливо, а так, чтобы оно ложилось на душу всем в храме. Он весьма славился своим чтением - до сих пор православные с пользой для души слушают записи Великого Покаянного канона, прочитанного Патриархом Пименом.
Он умирал тяжело и долго - несколько лет, такая ему была дана благодать от Бога. Сейчас, сличая даты, с удивлением и почти с ужасом видишь: умирал вместе со страной - с 1985 по 1990 гг. И умирая, подготавливал новое утверждение веры Христовой: последнее его деяние - празднование Тысячелетия Крещения Руси, дата, с которой начинает отсчёт Второе Крещение.
Перед самой кончиной Святейшего великий старец архим. Иоанн Крестьянкин записал под диктовку Патриарха такое его завещание:
«Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос - наш путь, истина и жизнь (ср. Ин.14,6). Без Христа не будет России.
Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
Церковь зиждется на семи столпах - Семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом Соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ